Спецификация к итоговому тесту по русскому языку в 6 классе


Русский язык


Оценка достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного (6-кл) общего образования


Спецификация проверочной работы по русскому языку


1. Назначение проверочной работы – оценить уровень достижения планируемых результатов освоения образовательных программ учащимися 6 классов основной общеобразовательной школы.
Общая идеология стандартов нового поколения ориентирует школьное образование на достижение средствами школьных предметов личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Изучение русского языка в основной общеобразовательной школе направлено прежде всего на формирование функциональной грамотности, основные компоненты которой базируются на свободном владении всеми видами речевой деятельности, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения. В свою очередь, формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Реализация метапредметных и предметных целей обучения в курсе русского языка осуществляется на основе компетентностного подхода, который заключается в формировании и развитии коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В связи с этим основной целью проверочной работы является контроль и оценка достижений учащихся 6 класса в овладении аудированием, чтением, говорением, письмом как видами речевой деятельности; лингвистическими знаниями, навыками и умениями анализа языковых явлений и фактов, нормативного употребления единиц языка в различных ситуациях общения; знанием языковых единиц с национально-культурным компонентом значения и способностью их употребления в речи. В целом работа направлена на проверку готовности ученика к продолжению обучения не только русскому языку, но и другим школьным предметам на последующих этапах, а именно адекватно понимать устную и письменную речи и продуцировать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
1)Проект примерной (базовой) программы основного общего образования по русскому (родному) языку.
2)Проект требований к результатам освоения примерной (базовой) программы основного общего образования по русскому (родному) языку.
3)Проект планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного (6 класс) общего образования по русскому языку.
3. Характеристика структуры и содержания проверочной работы
Содержание и структура проверочной работы соотносятся с целями обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе, в связи с чем в содержании и структуре работы реализуется компетентностный и текстоориентированный подходы к отбору и предъявлению контрольно-измерительных материалов, проверке и оцениванию результатов выполнения проверочной работы. В соответствии с этим проверочная работа включает задания, проверяющие уровень владения учащимися 6 класса элементами коммуникативной, лингвистической и языковой, а также культуроведческой компетенций.
В проверочную работу включено 13 заданий с выбором ответа, 6 заданий с кратким ответом (из них одно задание в устной форме), 6 заданий с развернутым ответом (из них 5 заданий в устной форме).
В силу известной специфики каждого из видов речевой деятельности, проверочная работа состоит из двух блоков: первый ориентирован на проверку и оценку результатов овладения коммуникативным, лингвистическим и языковым материалом в условиях письменной коммуникации, второй – в условиях устного общения.
Первый блок проверочной работы состоит из четырёх частей.
Часть 1 содержит 1 задание с кратким ответом и 2 задания с выбором ответа, проверяющие элементы коммуникативной компетенции: ряд умений в таком виде речевой деятельности, как аудирование.
Часть 2 содержит 7 заданий с выбором ответа, проверяющие элементы лингвистической и языковой компетенции.
Часть 3 включает 3 задания с кратким ответом, проверяющие орфографические, пунктуационные и грамматические навыки и умения.
Часть 4 включает 5 заданий с выбором ответа, 1 задание с развернутым ответом, проверяющие элементы коммуникативной компетенции: умения в таких видах речевой деятельности, как чтение и письмо.

Второй блок проверочной работы состоит из двух частей.
Часть 1 включает 3 задания с развернутым ответом и 1 задание с кратким ответом. Задания имеют комплексный характер и позволяют проверить уровень сформированности умений, связанных с коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенцией учащихся в условиях устного общения.
Часть 2 включает 2 задания с развёрнутым ответом, позволяющие проверить коммуникативные умения, связанные со способностью создавать речевое высказывание на предложенную тему с учетом заданной речевой ситуации а также способность активно участвовать в диалоге, адекватно воспринимая вопросы преподавателя и отвечая на них.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1 и таблице 2.





Таблица 1
Блок 1 проверочной работы
N
Части работы
Число
зада-
ний
Максималь-ный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного баллам
Тип заданий

1
Часть 1
3
5



2
Часть 2
7
7



3
Часть 3
3
7



4
Часть 4

6
19




Итого
19
38
(100%)








Таблица 2

Блок 2 проверочной работы


Части работы
Число заданий
Тип заданий


Часть 1
4
1 задание с кратким ответом.
3 задания с развернутым ответом


Часть 2
2
С развернутым ответом (в устной форме)


Итого
6



4. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам примерной (базовой) программы основного общего образования по русскому (родному) языку в таблице 3.
Таблица 3

Распределение заданий по основным содержательным разделам примерной (базовой) программы основного общего образования по русскому (родному) языку.

Разделы содержания
Число заданий
Максималь-ный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 38 баллам

Речь и речевое общение.

2



Речевая деятельность. Аудирование.Чтение. Письмо. Говорение. Текст.
9
22 (без говорения)


Фонетика
1
1


Лексика и фразеология
3
2


Морфемика и словообразование
1
1


Морфология
4
5


Синтаксис
1
1


Правописание: орфография и пунктуация

4
6





Итого

25

38
100%



5. Время выполнения работы и условия её проведения
Итоговая проверочная работа по русскому языку в 6 классе проводится в два этапа. На первом этапе письменно выполняется первый блок, при этом на написание работы отводится 60 мин.
Итоговая работа по проверке сформированности умений устной речи проводится в IV четверти и рассредоточена по времени. Работа выполняется небольшими группами учащихся (5-6 человек) в разные дни учебной недели.
9. План экзаменационной работы

План демонстрационного варианта проверочной работы по русскому языку
Блок 1








Номер
зада-ния
Разделы содержания
Объект контроля

Тип задания
Время выполнения
(в мин)
Максимальный балл за выполнение

1.1
Речевая деятельность
Аудирование. Овладение различными видами аудирования (ознакомительное).
КО
6
(аудирование и выполнение задания)
2

1.2
Речевая деятельность
Аудирование. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого на слух.
КО
2
2

1.3
Речевая деятельность
Адекватное понимание дополнительной информации текста, воспринимаемого на слух.
ВО
2
1

2.1
Языковая и лингвистическая компетенции. Морфология

Опознание самостоятельных (знаменательные) частей речи и их форм. Анализ общекатегориального значения, морфологических признаков слов знаменательных частей речи.
ВО
2
1

2.2
Языковая и лингвистическая компетенции. Фонетика
Графика
Анализ звукового и буквенного состава слова, соотношения звука и буквы.
ВО
2
1

2.3
Языковая и лингвистическая компетенции. Морфемика
Словообразование
Анализ морфемного состава слова, членение его на морфемы.
Сопоставление морфемной структуры слова и способа его образования.
Анализ словообразовательной структуры слова, выделение исходной основы и словообразующей морфемы.
ВО
2
1

2.4
Языковая и лингвистическая компетенции. Лексикология
Различение однозначных и многозначных слов. Сопоставление прямого и переносного значения слова.
ВО
2
1

2.5
Языковая и лингвистическая компетенции. Морфология
Синтаксис
Различение слов знаменательных частей речи по их морфологическим признакам.
Опознание главного и зависимого слова в словосочетании, группировка словосочетаний по заданным признакам.
ВО
2
1

2.6
Морфология
Синтаксис
Опознание глагольных форм.
Понимание разных способов выражения в высказывании коммуникативного намерения.

ВО
2
1

2.7
Языковая и лингвистическая компетенции. Синтаксис
Опознание грамматической основы предложения и способов её выраженияю
ВО
2
1

3.1
Языковая и лингвистическая компетенции. Правописание. Орфография
Соблюдение основных орфографических норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

КО
4
4

3.2
Павописание. Пунктуация
Соблюдение основных пунктуационных норм в письменной речи. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

КО
3
2

3.3
Языковая и лингвистическая компетенции. Морфология
Опознание знаменательных частей речи в связном тексте.
КО
3
1

4.1
Речевая деятельность. Чтение
Понимание основной информации текста, выраженной в подтексте.
ВО
3
2

4.2
Речевая деятельность. Чтение
Понимание деталей содержания текста, имеющих важное значение для понимания основной информации текста.
ВО
3
1

4.3
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи
Опознание, анализ и сравнение текстов различных функционально-смысловых типов речи
ВО
2
2

4.4
Текст как продукт речевой. Средства связи предложений и частей текста.
Определение смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений текста.
ВО
2
1

4.5
Лингвистическая и языковая компетенции. Фразеология
Опознание фразеологизмов в речи, сопоставление их со свободными сочетаниями слов.
ВО
2
2

4.6
Виды речевой деятельности. Письмо
Создание письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций
РО
14
15

Всего заданий – 19
Общее время выполнения работы – 60 мин





ВО – задание с выбором ответа, КО – с кратким ответом, Р – с записью решения.











Блок 2

Номер
зада-ния
Разделы содержания
Объект контроля

Тип задания
Время выполнения
(в мин)
Максимальный балл за выполнение

1.1
Речевая деятельность.
Лингвистическая и языковая компетенции.
Говорение. Владение устной монологической речью в учебной сфере общения, продуцирование связного высказывания в учебно-научном подстиле. Применение орфографических правил в практике письмаю
РО
5


1.2
Речевая деятельность. Чтение
Выразительное чтение текста на основе осмысления его темы, идеи, содержания в целом
КО + РО
5


1.3
Речевая деятельность. Текст как речевое высказывание.
Говорение. Владение устной монологической речью в учебной сфере общения, продуцирование связного высказывания в учебно-научном подстиле. Определение принадлежности прочитанного текста к определенной функционально-смысловой разновидности.
РО
5


1.4
Речевая деятельность. Лингвистическая и языковая компетенции.

Говорение. Владение устной монологической речью в учебной сфере общения, продуцирование связного высказывания в учебно-научном подстиле. Различение и сопоставление прямого и переносного значения слова.
РО
5


2.1
Речевое общение.
Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

РО
5


2.2
Речевое общение.
Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

РО
5


Всего заданий – 6
Общее время выполнения работы – 30 мин




10. Рекомендации к проверке и оцениванию выполнения заданий представлены в демонстрационном варианте итоговой проверочной работы по русскому языку в 6 классе основной общеобразовательной школы.









13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 815