Интегрированный урока по русском языку и истории на тему Путешествие по Древнему Востоку(5 класс)


Путешествие на Древний Восток.
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Древний Восток» (история)
и «Разделы науки о языке» (русский язык)
Путешествие на Древнему Востоку
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО ИСТОРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
Подготовили и провели
Соколова Э.Б. – учитель русского языка
Демьянович И.В. – учитель истории
Цель деятельности учителей Актуализировать знания учащихся;
Способствовать дальнейшему развитию умений воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
На историческом материале закрепить грамматические знания, приобретенные в процессе обучения;
Устанавливать взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений, как интегрированных, сложных для применения в практической деятельности.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний
Форма урока; урок - путешествие
Планируемые образовательные
результаты, формируемые УУД
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта – приобретенная компетентность) способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива.
Метроды и формы обучения Создание проблемных ситуаций, наблюдения над языком, индивидуальная, групповая,
фронтальная.
Оборудование Компьютер, экран, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный Презентация по теме урока, выполненная учителем
материал
Задачи интегрированного урока
Создание условий для инициативного поиска способов решения поставленных задач на историческом материале и грамматики русского языка;
Самостоятельное выполнение учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также на коррекцию своих действий, а также на расширение учебных возможностей с использованием индивидуальной образовательной траектории; Развитие навыков самоконтроля и умение планировать свою деятельность
Обучение содержательному и бесконфликтному участию в совместной учебной работе с одноклассниками в относительной автономии от учителей (работа в парах, групповая работа);
Самостоятельное написание собственных осмысленных небольших текстов с использованием исторических знаний. Развитие памяти.
Введение в урок
Учитель истории: Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. И название у него тоже необычное «Путешествие к Древнему Востоку»,
Учитель русского языка: а также повторим и закрепим ваши грамматические знания по предмету «Русский язык».
Учитель истории: и проведем мы наш урок, как вы поняли, в форме путешествия. Двигаясь от станции к станции, мы окунемся в волшебный мир Древнего Востока.
Учитель русского языка: и вновь почувствуем магию русского слова.
В качестве эпиграфа-напутствия мы взяли слова:
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Эпиграф
Монологическая речь учителя (2-3 ответа)
Вопрос классу: Что, по-вашему, связали две ниточки! И почему мы говорим: «Добрый день!»
Две ниточки это: Далекая история и современность,
Далекая история и мы.
История Древнего Востока и мы, пятиклассники – это и есть доброта и теплота. Доброта и теплота знаний истории и русского языка.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Формируемые УУД Контроль результатов
1 2 3 4 5 6
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащегося к освоению учебного материала Ребята! Перед вами лежат солнышки и тучки. Посмотрите на них и поднимите тот рисунок, который соответствует вашему настроению именно сейчас.
Чтобы наше настроение стало совсем бодрым, давайте проведем лингвистическую разминку. На мои вопросы вы отвечаете «да» или «нет». Слушают и выполняют действия по просьбе учителя Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, совершенствуют имеющиеся знания.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Устные ответы и одновременно работают с дорожной картой
Лингвистическая разминка
«Да» или «Нет»
В слове Индия все согласные звуки звонкие (да)
Слово «порог» является именем существительным (да)
В слове письменность есть приставка (нет)
Слово Вавилон пишется со строчной буквы (нет)
В слове «Хаммурапи» нет удвоенных согласных (нет)
Молодцы! Мы можем двигаться дальше.
1 2 3 4 5 6
Актуализация и проблемные действия Словестный ответ в сопровождении мультимедийной презентации Учитель русского языка: Посмотрите на слайд. На нем вы видите памятники архитектуры .Рассмотрите их внимательно и сформулируйте тему урока. Почему вы сформулировали именно эту тему урока? Сегодня мы отправляемся в путешествие и наш маршрут проходит по станциям(на доске написаны станции)
Итак, первая наша станция называется:
А: «Старобыстрово» Мы задаем вам вопросы, а вы очень быстро записываете свои ответы в рабочей карте. Задание №1
К.Б.
– Устройство для подъема воды (шадуф)
И.В. - страна, где протекает река Иордан (Палестина)
К.Б. –В какой стране жил мудрец Конфуций
И.В. – служители храмов (жрецы)
И.В. – существо с телом льва и головой человека (сфинкс)
И.В. – главные реки Междуречья (Тигр и Евфрат)
К.Б. – книга в которой есть Ветхий завет (Библия)
К.Б. – как называлась письменность у древних египтян (Иероглифы)
Задание №2: Вопросы учителя русского языка.
Среди ответов, записанных вами подчеркните те, в которых количество звуков и букв не совпадает. Объясните почему? Ответ: Иероглифы, Библия. Сколько слов подчеркнули (2). Какие это слова? Молодцы дети! А наше путешествие продолжается. Воспринимают на слух вопросы, отвечают на них после ответов на все вопросы, записанные в карте. Ответы по поднятым рукам. Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.
П: выполняют познавательные действия в умственной форме; классифицируют ответы.
Р: принимают учебную задачу. Коммуникабельность: формируют собственные ответы; высказывают и обосновывают свое понимание. Устные ответы
Практическая деятельность, направленная на включение знаний в общую систему учебной деятельности Практическая работа (парные ответы с предварительным обсуждением Учитель истории:
Мы отправляемся в страны Древнего Востока. Ну а чтобы случайно не проехать мимо, сделаем остановку на станции 1.«Верный маршрут».
Какие государства мы отнесем к странам Древнего Востока. Покажите их на карте. Ребята из I ряда. В случае затруднений вносят поправки или подсказки ребята всего класса.
Какие реки протекают по территории этих государств? Ответ 2 человек из IIряда. Называют и показывают реки. (Нил, Тигр, Вавилон, Мемфис) 2 человека из третьего ряда.
Вы молодцы ребята!
Учитель русского языка. А теперь вопросы ко всем
Выберете правильный ответ на вопрос:
- почему древние люди, показанных вами государств, селились около рек?
Варианты ответа:
Древние люди жили около рек, потому что им нравилось.
Древние люди жили около рек, потому что на плодородных землях они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством.
- Произведите синтаксический и пунктуационный
разбор предложения.
Подчеркните главные члены предложения.
Какими частями речи они выражены?
Чем осложнено 2-е предложение (однородные члены)
Прокомментируйте знаки препинания.
а) Контроль за правильностью ответов ведут учащиеся, назначенные заранее (2 чел). Выставляют оценку за данный вид работы. По 2 человека от каждого ряда подходят к карте и выполняют задания учителя, находя на карте государства и реки; показывают их границы (гос-в)
на слайде
Коллективно решали какой ответ считать верным. Списывали верный ответ. Делали разбор.
Чем осложнено второе предложение?
Дают устные ответы. Зачитывают по карте. Объясняют постановку знаков. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с одноклассниками и учителем необходимые действия. Коммуникабельные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учетно-познавательных задач.
Личностные: желают закрепить и проверить собственные знания, чтобы совершенствовать имеющиеся.
Надо на слайде!
Грамматические исследования – устные ответы, работа с картой.
Физкультминутка Учитель: наступила та минутка, что зовут (все) физкультминутка.
Все встаютПоднимают руки, разжимая пальцы.
Вот помощники мои,
их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Тихо все на место сели Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Учитель русского языка: Еще одна станция на нашем пути. А называется она «Памятник» Что же на ней?
Учитель истории: Здесь вам предлагается выполнить следующие задания: я буду показывать слайды с изображением памятников Древнего Востока, дайте им названия.
Учитель русского языка: Мини-сочинение Опишите один из памятников. Подумайте, какой тип речи следует применить? (описание) Слайды (остаются на экране)
Учащиеся зачитывают свои сочинения. Комментируют текст-описание. Индивидуальная работа.
(3 мин) Познавательные: для решения поставленной задачи учащиеся осуществляют операции анализа, делают обобщения, выстраивают логические цепочки и ассоциативные связи. Регулятивные: учатся работать над текстом, осознают возникающие трудности.Коммуникативные: формулируют собственные мысли, реализуя их в письменной речи. Работа на карте
Самостоятельное исследование с проверкой Выполнение поставленных учителем задач, написание мини-сочинений Учитель истории: «Морфемика». У вас в рабочей карте есть задание, где нужно подобрать пропущенное слово. Цель этого задания – проверить ваши знания исторической терминологии, вспомните и выполните морфемный разбор слов. После этого обменяйтесь листочками, посмотрите правильные ответы и поставьте оценки друг другу. Неверные ответы прокомментируйте. Работа в парах Личностные: нравственно-этическое, оценивание усваиваемого содержания.Познавательные: самостоятельно осуществляют отбор необходимой информации; Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия по собственному плану.
Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения. Повторение изученного и включение его в систему знаний Ответы на вопросы «Сундучок». Загадочная станция с названием «Сундучок». На этой станции я предлагаю сыграть в игру «Волшебный сундучок». Вы должны решить несложную задачу и сказать, что лежит в волшебном сундучке. Грамматическое заданиеОтветы получены, предметы названы. Впишите отгаданные вами слова в вашу карту, распределив их на области, то есть в какой стране они были созданы. Индивидуальная работа.Игровой компонент. Познавательные: приобретают умения использовать имеющиеся знания в практической работе. Регулятивные: оценивают свою работу, тренируют память. Коммуникативные: высказывают собственные знания на основе анализа сказанного. Личностные: приобретают мотивацию к ученью. К станции «Сундучок»
Жители одной из стран Древнего Востока научились смешивать чистый белый песок с содой, затем они плавили эту смесь. Из полученной массы выдували изящные сосуды. Что в ящике?
Это изобретение помогло финикийским торговцам в их деле, благодаря ему они не боялись быть обманутыми, не боялись что-нибудь забыть. Что в ящике?
Этот широко применяемый предмет – прототип папируса, который использовали в одной стране Древнего Востока для письма. Что в ящике?
В одной из стран Древнего Востока войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но народ этой страны считал, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками. Что в ящике?
В этой стране учёные наблюдали за небесными светилами и умели точно определять день, когда начнётся разлив их главной реки. Благодаря своим наблюдениям, они создали вещь, которая лежит в ящике и которой мы пользуемся до сих пор.
Эту вещь называют «Книга книг». Что в ящике?
Учитель русского языка
Грамматическое задание
Впишите эти слова в рабочую карту урока, распределяя их по предметной области Слайд 14
Стекло, алфавит, бумага, шахматы, календарь, Библия
Стекло. Финикия
Алфавит. Финикия
Бумага + Египет
Шахматы. Индия
Календарь. Египет
Библия. Палестина
Практическая реализация построенного проекта (реализация домашнего задания) Демонстрация выполненного рисунка. Монологическое высказывание. Грамматическая работа со словом. «дома вы выбрали интересующий вас портрет или образ человека из времен Древнего Востока. При защите постарайтесь объяснить почему вы взяли именно этот образ. Что показалось вам наиболее ярким, интересным. Как вы реализовали это в своей работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения в сотрудничестве с учителем. Портрет, выполненный дома. Познавательные: слушают, анализирую, учатся давать оценку из полученной информацииРегулятивные: расширяют круг познаний, замечают недочеты, если они имеютсяКоммуникативные: учатся задавать вопросы; контролируют правильность проектного материала, делают выводы, вместе с тем, кто защищает свой проект.Личностные: желают показать свои творческие возможности, совершенствуют свою речь Устные комментарии, вопросы для уточнения или понимания для определения последовательности работы.
Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания Понравилась ли вам форма урока и если «да», то почему?
Какие трудности возникали? Как вы их преодолевали?
Какое настроение у вас сейчас? Поднимите солнышко, если настроение хорошее. Поднимите тучку, если настроение сумрачное. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, отмечают сои достижения. Индивидуальная работа. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и исследовательских, аналитических умений, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельностьРегулятивные: оценивают свою работуЛичностные: приобретают стойкую мотивацию к процессу обучения Карты (листы обратной связи)
Пока работают консультанты, дети отгадывают тесты.
Подведение итогов
Комиссия по оценке результатов.
Гаврилов А.А. – история ученик 11 класса
Гаврилова Н.Г. – русский язык ученица 11 класса
Пока дети работают над тестами, комиссия подводит итоги.
Объявляют результаты и параметры оценивания.
Обобщение консультантов.
Оценку «5» получают за глубокие знания материала истории и основ грамматики
Оценку «4» получают за глубокие знания материала истории и основ грамматики
Оценку «5» за лучшее сочинение со станции «Рассказово»
По результатам разминки: «5», «4»
Оценка «5» или «4» за защиту рисунка
Общая оценка урока