Урок — викторина Древний Восток(5 класс)
викторина
«Прекрасный Древний Восток»
Цели: 1) проверить и обобщить знания учащихся по истории Древнего Востока, закрепить навыки по формулировке определённых исторических понятий и терминов, соотносить исторические факты с исторической личностью;
2) развивать умения учащихся выделять существенные признаки однородных исторических фактов, развивать интерес учащихся к истории;
3) воспитывать интерес к прошлому: древнейшим цивилизациям, их культуре, письменности
Оборудование: название игры, слайды с изображением царей, фараонов, библейских персонажей Востока, слайды с изображением животных (кошка, бык, корова, слон, лев).
Ход урока.
Организационный момент.
Игра.
Храм вопросов.
1) Какую державу древнего мира называли «держава царя царей»?
А) Израиль Б) Китай В) Персия
2) В какой стране правители считали себя государями «Поднебесной»?
А) Индии Б) Персии В) Китая
3) В какой стране правители назывались фараоны?
А) Ассирия Б) Египет В) Финикия
4) Столицу этого государства называли «городом крови» или «логовищем львов».
А) Персия Б) Ассирия В) Индия
5) На этом острове находился знаменитый лабиринт.
А) Кипр Б) Крит В) Фера
6) Жители этой страны изобрели прозрачное стекло, пурпурную краску, алфавит.
А) Индия Б) Финикия В) Китай
7) Жители этой страны изобрели компас, бумагу и шелк.
А) Китай Б) Индия В) Персия
8) В этой стране стали чеканить первую в мире монету из сплава золота и серебра.
А) Мидия Б) Вавилон В) Лидия
9) Эта страна считается родиной письменных законов.
А) Индия Б) Лидия В) Вавилон
10) Эту страну жители называли «Даром Нила».
А) Египет Б) Индия В) Финикия
«Личность – загадка».
Слайды с изображением царей, фараонов, библейских персонажей.
По верованиям моего народа, для того чтобы жить вечно в царстве мёртвых, нужно позаботиться о сохранении тела умершего. Моё тело высушили, обмотали тонкими бинтами и положили в один за другим в четыре саркофага. Боги были милостивы ко мне, защитив мою гробницу от грабителей. Лишь три тысячи лет спустя археологи нарушили мой покой. (Тутанхамон)
Бог Яхве повелел мне вывести еврейский народ из Египта. Это было нелегко. Фараон был неумолим и направил вдогонку нам огромное войско. Однако Бог нас не оставил. Он раздвинул море, и мы оказались на Синайском полуострове. Сорок лет водил я свой народ по пустыне, пока не привёл в землю обетованную. (Моисей)
Я – царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: «Мне достались по воле бога 23 страны. Среди них Вавилония, Ассирия, Египет. Всё, что я приказывал – ночью ли, днём ли – они исполняли. Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я отличный стрелок из лука, всадник, копьеметатель. (Дарий I)
Я – царь совершенный, могучим оружием, вверенным мне богами, истребил врагов на севере и на юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове. (Хаммурапи)
Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. Крепость покорилась моему величеству. Жалкие царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы выпросить дыхание для своих носов. Велика мощь моего величества, велика власть Амона-Ра над всеми чужеземными странами. (Тутмос III)
Я обладал огромной силой. Один на один вступал в схватку со львом и одолевал его. Враги боялись и ненавидели, стремились узнать тайну силы. Любимая предала меня. Далила, узнав, что сила в моих волосах, обрезала их. Измученный и ослеплённый, я сокрушил своих врагов и сам погиб. (Самсон)
Кроссворд «Культура Древнего Востока»
Материал для письма, изобретенный в Китае
Бог Древнего Египта, согласно мифам, вершивший суд в царстве мертвых
Письмо, созданное финикийцами
Письменность в Двуречье
Основатель религии буддизма, который учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение
Древний китайский проповедник и писатель, основоположник религии конфуцианство
Гробницы фараонов в Древнем Египте.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Исторический зоосад.
Слайды с изображением животных ( кошка, корова, слон, лев)
Учащимся демонстрируется изображение животного. Они должны объяснить, с историей какой страны оно связано и каким образом.
Кошка – священное животное в Древнем Египте. Бог солнца Ра часто изображался с головой кота.
Корова – в образе коровы часто изображалось небо; на некоторых изображениях бог солнца Амон – Ра представлен сидящим на священной корове. В Индии – священное животное.
Бык – при раскопках в городе Уре была найдена арфа с головой быка из золота и драгоценных камней с хрустальными глазами. В Ниневии были найдены статуи крылатых богов. Упоминание о священном быке содержится в легенде о Гильгамеше.
Слон – в Индии почитали слонов, их изображения часто встречаются в произведениях искусства.
Лев – животное почиталось в Египте, Индии. Египетская богиня Добра и Зла – Тефтун – изображалась в виде львицы. Отдельные здания в Вавилонии украшены изображениями льва.
Крылатые выражения.
Игрокам нужно объяснить значение и историю происхождения крылатых выражений.
Иерихонская труба – оглушительный громкий, трубный голос. Библейское сказание гласит о том, как евреи по пути в Палестину осадили город Иерихон, обнесённый очень прочными стенами. Шесть дней подряд еврейские воины обходили вокруг города и трубили в священные трубы. На седьмой день стены не выдержали и рухнули. Иерихон был взят евреями.
Земля обетованная – место, куда страстно мечтают или стремятся попасть. В Библии обетованной (обещанной) землёй называется Палестина. Бог обещал Моисею привести евреев из египетского плена в «землю хорошую». Считается, что это место, где царит довольствие и изобилие.
Китайская стена – непреодолимая преграда, полная изолированность. Реальная Китайская стена начала возводиться при первом китайском императоре Цинь Ши Хуанди.
Соломоново решение – очень мудрое решение или суждение. В Библии есть рассказ о царе Соломоне, правившем в Израиле в X в. до н.э. Согласно преданию, однажды к нему явился Бог и пообещал выполнить его любую просьбу – и Соломон попросил о мудрости. Бог наделил его мудростью, умением понимать язык птиц и зверей, а сверх того богатством. Молва об этом облетела весь мир. Однажды к царю пришли 2 женщины с просьбой рассудить их. Они жили в одном доме, и у обеих родились дети в один день. Но у одной ребёнок умер, и она украла ребёнка у другой. Выслушав всё, царь приказал принести меч и сказал: «Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Одна женщина стала умолять царя только не убивать его, а другая сказала: «Рубите!» Тогда царь, показав на первую женщину, сказал: «Отдайте ей живое дитя, она – настоящая мать!»
Логическая цепочка.
Игрокам даются задания на логическое мышление. Для этого предлагаются по пять табличек со словами под номерами и задаётся вопрос «Что является лишним в данном перечне?»
Клинопись, алфавит, стекло. Это всё изобретения финикийцев. Клинопись – Междуречье.
Египет, Мидия, Лидия. Все эти государства расположены на полуострове Малая Азия. Египет в Африке.
Осирис, Сет, Шамаш. Это египетские боги. Шамаш – бог Древнего Двуречья.
Тир, Библ, Сидон. Это финикийские города. Да.
Инд, Ганг, Янцзы. Это реки Индии. Янцзы – река в Китае.
Мумия, саркофаг, сфинкс. Это всё относится к обычаям захоронения фараонов в Древнем Египте. Да.
Мемфис, Ниневия, Вавилон. Это столицы государств Древнего Востока. Да.
Иероглиф, папирус, свиток. Это всё имеет отношение к египетской письменности. Да.
О. Сицилия, о. Сардиния, Балеарские острова. На этих островах были основаны колонии финикийцев. Да.
Фарфор, компас, шёлк. Это изобретения китайцев. Да.
Конкурс капитанов.
Капитаны должны объяснить следующие понятия и термины: каста, фараон, вельможа, жрец, миф, храм, сказание, папирус.
МБОУ «Соболевская СОШ»
Игра-викторина в 7 классе
«Колесо истории»
учитель : Абдулова А.Х.
2014 – 2015 уч.год.
2
1
3
4
5
6
7