Сценарий классного часа, посвященного Дню Победы


Конспект классного часа ко Дню Победы для учеников 9 класса
Сценарий классного часа «По страницам памяти»
Патриотический классный час, посвящённый 9 мая
Автор: Зубова Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ №4.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, высокой гражданственности и гордости за свою Родину.
Предварительная подготовка: репетиция с помощниками из класса. Заранее необходимо подобрать аудиозаписи и подготовить видеоряд из различных военных фильмов. Ребята получают задание собрать сведения о своих родных-участниках военных событий (ветеранах, тружениках тыла, детях войны)
Оформление кабинета: место проведения классного часа необходимо накануне празднично украсить цветами, воздушными шарами, стенгазетами. На доске висит изображение Вечного огня, Родина-мать и цифры 1941-1945, свеча.
Ход классного часа
Звучит стихотворение Ольги Берггольц.
...Запомни эти дни. Прислушайся немного, и ты — душой — услышишь в тот же час: она пришла и встала у порога, она готова в двери постучать.
Она стоит на лестничной площадке, на темной, на знакомой до конца, в солдатской, рваной, дымной плащ-палатке, кровавый пот не вытерла с лица.
Она к тебе спешила из похода столь тяжкого, что слов не обрести. Она ведь знала: все четыре года ты ждал ее, ты знал ее пути.
Ты отдал все, что мог, ее дерзанью: всю жизнь свою, всю душу, радость, плач. Ты в ней не усомнился в дни страданья, не возгордился праздно в дни удач.
Ты с этой самой лестничной площадки подряд четыре года провожал тех — самых лучших, тех, кто без оглядки ушел к ее бессмертным рубежам.
И вот — она у твоего порога. Дыханье переводит и молчит. Ну — день, ну — два, еще совсем немного, ну — через час — возьмет и постучит. Запомни ж все. Пускай навеки память до мелочи, до капли сохранит все, чем ты жил, что говорил с друзьями, все, что видал, что думал в эти дни.
Запомни даже небо и погоду, все впитывай в себя, всему внемли: ведь ты живешь весной такого года, который назовут — Весной Земли.
Запомни ж все! И в будничных тревогах на всем чистейший отблеск отмечай. Стоит Победа на твоем пороге. Сейчас она войдет к тебе. Встречай!
3 мая 1945
Как верно передала О.Берггольц это нетерпеливое ожидание заветного дня для всего советского народа! Мы находимся в преддверии этого самого главного для нашей страны праздника. И, испытывая душевный трепет и великую скорбь, вспоминаем цену Победы.
Звучит стихотворение О.Берггольц «Встреча с Победой»
Встреча с Победой
— Здравствуй...
Сердцем, совестью, дыханьем,
всею жизнью говорю тебе:
— Здравствуй, здравствуй.
Пробил час свиданья,
светозарный час в людской судьбе.
Я четыре года самой гордой —
русской верой — верила, любя,
что дождусь —
живою или мертвой,
все равно,—
но я дождусь тебя.
Вот я дождалась тебя — живою...
— Здравствуй...
Что еще тебе сказать?
Губы мне свело священным зноем,
слезы опаляют мне глаза.
Ты прекраснее, чем нам мечталось,—
свет безмерный,
слава,
сила сил.
Ты — как день, когда Земля рождалась,
вся в заре, в сверкании светил.
Ты цветеньем яблоневым белым
осыпаешь землю с высоты.
Ты отрадней песни колыбельной,
полная надежды и мечты.
Ты — такая... Ты пришла такая...
Ты дохнула в мир таким теплом...
Нет, я слова для тебя не знаю.
Ты— Победа. Ты превыше слов.
Счастье грозное твое изведав,
зная тернии твоих путей,
я клянусь тебе, клянусь, Победа,
за себя и всех своих друзей,—
я клянусь, что в жизни нашей новой
мы не позабудем ничего:
ни народной драгоценной крови,
пролитой за это торжество,
ни твоих бессмертных ратных будем,
ни суровых праздников твоих,
ни твоих приказов не забудем,
но во всем достойны будем их.
Я клянусь так жить и так трудиться,
чтобы Родине цвести, цвести...
Чтоб вовек теперь ее границы
никаким врагам не перейти.
Пусть же твой огонь неугасимый
в каждом сердце светит и живет
ради счастья Родины любимой,
ради гордости твоей, Народ.
10 мая 1945
В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.
Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиг, длившийся четыре огненных года.
Учитель. Как вы понимаете слово «подвиг»?
Учащиеся рассуждают.
Подвиг - это великий бескорыстный порыв души человека, когда он отдает всего себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
И этот подвиг забывать нельзя. В нашей школе к 70-летию Великой Победы создан силами учителей и учащихся проект « Спасибо деду за Победу» . Многие из вас признались, что не всю информацию о героях своей семьи смогли вовремя разместить в этом проекте. Сегодня у вас, ребята, будет такая возможность поделиться сокровенным материалом со всеми присутствующими, чтобы память об этом крепла.
Наш классный час будет представлять собой сегодня своеобразную книгу-альбом, страницы которой мы будем листать.
Страница первая. Ветераны.
Звучит стихотворение Лидии Хаминой «В сердцах их кровоточат раны…»
В сердцах их кровоточат раны,Потерян с сорок первого покой,От нас уходят тихо ветераны, —Скрываются за финишной чертойА мой отец —В бою он не был ранен,Наверно, в этом нет его вины, –Без орденов и офицерских званийИ он прошёл дорогами войны.
Просмотр видеоролика «Героям войны посвящается»
Звучат рассказы учащихся о своих прадедах-участниках Великой Отечественной войны.
Страница вторая. «У войны не женское лицо»
Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами  мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величественную жертву, принесенную на алтарь Победы.
    Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами! Сегодняшний классный час мы посвящаем женщинам, которые наравне с мужчинами добывали победу. Поэты воплотили в своих произведениях судьбы, жизни, искореженные войной, женское одиночество.
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг» и самое высокое – «мать». Но милосердие – их суть и смысл. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.
    На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее детей.
«Не женская это доля – убивать», - скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну».
Звучит стихотворение:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «родные»,
Не смогла сыскать.
  Среди женщин-фронтовичек были медики, связистки, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, политработники, кавалеристы, десантницы, матросы, регулировщицы, шоферы, повара, партизанки и подпольщицы.    Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики, водители тяжелых танков, а в пехоте – командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слова «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.
Юлия Друнина. 1942 год.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
    Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше восьмисот тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
    Трудно говорить о пережитом на фронте. Светлана Алексиевич, готовя материалы для своей книги «У войны не женское лицо», встретилась с десятками женщин, выслушала и записала на магнитофон их взволнованные рассказы. Она пишет: «Начинают рассказывать тихо, а к концу почти кричат. Потом сидят подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой, знаешь, что уйдешь, а они будут глотать таблетки, пить успокоительное».
А кто из вас, ребята, может рассказать о своих прабабушках, участвовавших в Великой Отечественной войне?
Рассказы учащихся.
Звучит стихотворение М. Агашиной:
Именами пташек легкокрылых величали женщин на Руси
За терпенье, верность и осанку
И за то, что до ночи в труде,
Звали их «лебедушки», «касатки»,
Звали их голубками везде.
Был их путь нелегок и некраток:
В Польше, на Дунае, у Карпат
На подбитых крыльях плащ-палатках
Русские касаточки лежат.
Страница третья. Дети войны.
Звучит стихотворение:
Вы смотрели в глаза тех детей,
Знает кто о войне не из книжек:
Потерявших отцов, матерей,
С умным взглядом невзрослых детишек?
Их, прошедших все годы войны,
Не пугают небесные грозы,
Но боятся они тишины -
В ней таится немая угроза.
Нападения страшной беды,
Что страшнее жары и мороза.
И в судьбе оставляет следы
Злых деяний, насилия… слёзы…
Над детьми, что убила война,
Валуны скорбно приняли позы,
И склонилась над ними страна,
И стоят часовыми берёзы.
Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище…
Звучит стихотворение А.Кулешова «На Минском шоссе»
Идти устали маленькие ноги, Но он послушно продолжает путь. Еще вчера хотелось близ дороги Ему в ромашках полевых уснуть. И мать несла его, теряя силы, В пути минуты длились, словно дни. Все время сыну непонятно было, Зачем свой дом покинули они. Что значат взрывы, плач, дорога эта? И чем он хуже остальных ребят, Что на траве зеленой у кювета, Раскинув руки, рядом с мамой спят? Как тяжело выслушивать вопросы… Могла ли малышу ответить мать, Что этим детям, спящим у березы, Что этим мамам никогда не встать? Но сын вопросы задавал упрямо, И кто-то объяснил ему в пути, Что это спали неживые мамы, От бомбы не успевшие уйти. И он задумался под лязг машин железных, Как будто горе взрослых понял вдруг, – В его глазах, недавно безмятежных, Уже блуждал осознанный испуг. Так детство кончилось. Он прежним больше не был. Он шел и шел. И чтобы мать спасти, Следил ревниво за июньским небом Малыш, седой от пыли, лет шести.
Много детских почему? Но своим детским чутьем дети понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.
Звучит стихотворение Мусы Джалиля «Чулочки»
Их расстреляли на рассвете,Когда еще белела мгла.Там были женщины и дети.И эта девочка была.
Сперва велели им раздетьсяЗатем к обрыву встать спиной,Но прозвучал вдруг голос детский,Наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне, дядя?» -Не осуждая, не браня,Смотрели, прямо в душу глядя,Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже,» — и смятеньем на миг эсесовец объятРука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.Он словно скован взглядом синим, и ,кажется, он в землю врос,Глаза, как у моей дочурки? — в смятенье сильном произнес.
Охвачен он невольно дрожью,Проснулась в ужасе душа.Нет, он убить ее не может!Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках…Снять не успела, не смогла.Солдат, солдат, что если б дочкаВот здесь, вот так твоя легла…
Ведь это маленькое сердцеПробито пулею твоей…Ты Человек, не просто немецИли ты зверь среди людей…
Шагал эсэсовец угрюмо,С земли не поднимая глаз,Впервые, может, эта думаВ мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд струится синий,И всюду слышится опять,И не забудется поныне:«Чулочки, дядя, тоже снять?»
Ребята, даже если не каждый из вас может рассказать о своих героических предках-участниках войны, то большинство расскажет о своих прадедушках и прабабушках, которые, будучи детьми, пережили ужасы войны.
Рассказы учащихся.
Звучит песня «Дети войны», на экране видеоряд, иллюстрирующий ее.
Как страшно, когда в нашей «мирной» жизни снова от войны страдают дети. Чего стоят страшные кадры и сюжеты в новостях о жертвах столкновений в Донбассе. Стихотворение О.Берггольц «Пусть голосуют дети» было написано в 1942 году , а как будто только что…
Я в госпитале мальчика видала.При нем снаряд убил сестру и мать.Ему ж по локоть руки оторвало.А мальчику в то время было пять.
Он музыке учился, он старался.Любил ловить зеленый круглый мяч...И вот лежал - и застонать боялся.Он знал уже: в бою постыден плач.
Лежал тихонько на солдатской койке,обрубки рук вдоль тела протянув...О, детская немыслимая стойкость!Проклятье разжигающим войну!
Проклятье тем, кто там, за океаном,за бомбовозом строит бомбовоз,
и ждет невыплаканных детских слез,и детям мира вновь готовит раны.
О, сколько их, безногих и безруких!Как гулко в черствую кору земли,не походя на все земные звуки,стучат коротенькие костыли.
И я хочу, чтоб, не простив обиды,везде, где люди защищают мир,являлись маленькие инвалиды,как равные с храбрейшими людьми.
Пусть ветеран, которому от родудвенадцать лет,когда замрут вокруг,за прочный мир,за счастие народовподымет ввысь обрубки детских рук.
Пусть уличит истерзанное детствотех, кто войну готовит,- навсегда,чтоб некуда им больше было детьсяот нашего грядущего суда.
Заключение.
Вот уже 71 год мы живем без войны и столько лет помним ее, каждый ее день - от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни.
Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши отцы и деды, вершился титанический подвиг тыла, во имя того, чтобы горели мартены и колосились хлеба, вставали новые светлые города, чтобы радостнее была наша жизнь.
Мы помним, кому обязаны жизнью!
К сожалению, с каждым днем все меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к живым ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь.
Память - не просто дань славному прошлому. Память- это причащение величием истории народа, это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации.
Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.
Вечная им память!
Звучит спокойная музыкальная композиция, учитель зажигает свечу.
Они к нам не придут, не постучат,
И все ж, хотя нам это всем известно,
Мы за столом для них оставим место,
Нальем бокалы им... Пускай стоят!
Мы - внуки их, нам больше повезло,
Мы - будущее их, нас миновало...
Зато как после нам их не хватало
И как без них нам было тяжело!
Не ждут их больше матери назад,
Состарились их жены и невесты.
Под мирным небом всходят повсеместно
Цветы и травы, где они лежат.
Но памяти о них навек верны,
За счастье жить мечтаем, честь по чести,
И вспомним, не сговариваясь, песни,
Что распевались ими в дни войны.
Звучит песня М.Бернеса «Журавли»
Память должна жить. Давайте пополним наш школьный проект историями о героях вашей семьи. Зайдите еще раз в нашу библиотеку в канун Дня Победы и вспомните своих родных.