конспект урока по букварю на тему Ударения (1 класс) 
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме  «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»
Составлено и проведено:
учителем начальных классов
 Садыковой Зилярой Масгутовной
 
2014 год
Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме  «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»
Цель: 
  Создать условия для формирования  представления об ударении, ударном и безударном слогах, развития  умение находить в слове ударный слог. 
Задачи: 
1.  познакомить учащихся с понятием «ударение », «ударный слог»;
2.   рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;
3.   закрепить умение делить слова на слоги,  определять количество слогов в слове;
4.   развивать фонематический слух, память, внимание; 
5.  содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
6.   актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Ход урока
Организационный момент
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Дыхательная, артикуляционная и фонематическая  разминка
Дыхательное упражнение «Свеча»                     Слайд 2
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте  перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Артикуляционная гимнастика.
«Шарик»: надуть щёки; сдуть щёки.
«Дудочка»: с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).
«Лошадка»: вытянуть губы; приоткрыть рот; поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).
«Чистим зубки»: закрыть рот; провести круговые движения языка между губами и зубами.
«Футбол»: закрыть рот; упереться напряжённым языком то в одну, то в другую щёку.
Фонетическая зарядка (прием звукоподражания)
– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)
 – Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
 – Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).
 – Как мычит корова? (Му-у-у).
 – Как рычит собака?  (Р-р-р).
Самооценка  выполнения работы на индивидуальных листах.
Сообщение темы, цели урока              Слайд 3     
- Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы  вот на этом кораблике.
 Вот он кораблик из легкой коры – 
Для трудных походов, нелегкой игры.
На этом кораблике под парусами,
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.
Ну, что же согласны? Решили?  Плывем!  
Слайд 4
- Итак, нам  предстоит  путешествие по морю Слов, на удивительный, таинственный остров, правит  которым  добрый Волшебник.  Чтобы узнать имя этого волшебника, выполним  задание : расставим карточки  с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается. ( Задание выполняется в группах, одна пара работает у доски)
Д
Е
Н
И
Р
             Слайд 5
Е
А
У
- Теперь вы знаете, что цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с Волшебником Ударение и попытаемся узнать его главные секреты. Самооценка  выполнения работы на индивидуальных листах.
4. Актуализация опорных знаний
- Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.
Помогите мне закончить фразы:
Наша речь состоит из … (предложений).
Предложение выражает … (законченную мысль).
Предложения состоят из … (слов).
Задание: составить предложение со словом  корабль,  чтобы оно соответствовало схеме.                                                 Слайд 6
                                                                                                                        .
Задание: посчитайте количество слов в предложении.
Наш корабль готов отплыть.
 Составьте его схему.  Как обозначить  начало предложения?  Как показать, что  мысль закончена?  (2 человека работают у доски)
                                                                        
 Проверка выполнения , самооценка  выполнения работы на индивидуальных листах.
- А  из чего состоят слова?
Задание: слово, изображенное  на  картинке, разделить на  слоги;  показать цифру, соответствующую количеству слогов. 
Слайд 7
Море,  парусник,  капитан,  штурвал, чайка,  шторм, якорь.
Взаимооценка  выполнения работы на индивидуальных листах.
Вот отчалили мы от причала,
Наш корабль волна закачала,
И задул ветерок в паруса.
Обещая в пути чудеса.
Музыкальная физминутка « Чунга-чанга»
Изучение нового материала
Слайд 8,9
-  Вот мы с вами и на  таинственном острове Волшебника Ударение.  Посмотрите, в каком большом и красивом замке он живет. Попасть в этот замок можно только через главные ворота.  Но, что это такое, ворота замка  закрыты !  Открыть их можно только разгадав  тайну.
37166552679701255395-73025
                                                          
                                                             ЗАМОК                                                    ЗАМОК-  Давайте попробуем прочитать эти слова.  Что можете сказать про эти слова? Давайте разделим эти слова на слоги.  Составим схему каждого слова. (выполняется по вариантам)              
 Что вы заметили?              Слайд 10
- Как вам кажется,  это одинаковые слова?  А предметы?  А что же нам поможет не спутать эти похожие слова?   Сейчас попробуем открыть тайну.
Наблюдение за ударением ( демонстрация опыта со свечой)          Слайд 11
- Ребята, сейчас вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас я буду произносить слова, а вы следите за огоньком свечи . Наблюдайте , сколько раз  в каждом слове  оно качнется . 
Учитель произносит слова : ДОМ, ШКО-ЛА, МА-ЛИ-НА (четко произносить по слогам, огонек должен реагировать на каждый слог)
- Кто из вас оказался самым внимательным, сможет мне сказать, сколько же раз колыхнулось  пламя свечи в первом (втором, третьем)  слове ?- Почему пламя мигало по-разному ?- А сейчас снова внимательно следите за огоньком.( учитель произносит  слово  маЛИна четко выделяя только ударный слог, огонь должен погаснуть)
- Как вы думаете, почему пламя погасло, хотя слово я не успела договорить? ( Выдохнула больше воздуха, произнесла с большей силой, т.е с ударением)
- Что же такое ударение? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)
- Итак, мы узнали , что такое ударение. Но главные ворота замка до сих пор закрыты.
Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
 Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
 Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
 Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
 Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
 И открыли! (разомкнуть руки)
Слайд 12
Давайте снова посмотрим  на наши картинки , слова и схемы.  Помните, мы сказали, что эти два слова очень похожи, но предметы они обозначают совершенно разные. Что же нам помогает не спутать эти слова?
 Давайте  попробуем определить ударение в словах.  ЗАМОК, ЗАМОК.
 Учитель предлагает детям попробовать слова  «позвать» к себе, произнося нараспев.
- Какой слог выделяли голосом в первом слове?  Во втором слове?
- Какой вывод можем с вами сделать?  (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)
12573004525645
39547804849495
- Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении?  Правильно, его называют ударным. Ударение  на схеме будем обозначать так:          .Мы в слове слог ударный
Найдем  элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.
Самооценка  выполнения работы на индивидуальных листах.
 Закрепление изученного                  Слайд 13
- Посмотрите,  вот и открылись ворота замка. И  навстречу  нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться. 
- Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его  в каждом слове.
Слайд 14
Картинки: лиса, собака, кот, лошадь, волк, медведь, корова, жеребенок.
Задания :  1.  разделить слова на слоги  ( работа в парах)
                   2.  постановка ударения, определение ударного слога ( коллективная работа)\
- Давайте посмотрим на то, что у нас получилось, сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?
  - Сколько слогов может быть в слове?
- Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)
Самооценка  выполнения работы на индивидуальных листах.
Подведение итогов. Рефлексия
- Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.
- Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?
Закончите предложение:          Слайд 16       
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
На  уроке мне было легко…
Пока мне трудно…
Приложение
Листок самооценки____________________
1  СО
 4  Пр
2  СО
 5 637540247650
-1670050-4053205 П3 
                    .
Т 6  Т
На каждой из оценочных палочек в соответствии с этапом урока  учащимся  ставится отметка вверху, посередине, внизу.
СО – выполнение задания  соответствуют образцу (точно соответствует образцу, есть ошибки, не соответствует образцу)
Т – точность выполнения задания (выполнил точно, сомневаюсь, не выполнил) 
Пр –   слова на слоги разделены правильно ( ошибок не было, 1 ошибка,  не справился)
 П – понял новый материал ( все понятно, не все понятно, не понял)