Игра — викторина Физико — математический коктейль

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОКТЕЙЛЬ»

МЫ ВАС СЕГОДНЯ ПРИГЛАСИЛИ
ЗАТЕМ, ЧТОБ ВМЕСТЕ ПОШУТИТЬ,
ЗАДАЧИ СЛОЖНЫЕ РЕШИТЬ.
ПИФАГОР И АРХИМЕД,
МОЖЕШЬ ВЕРИТЬ, МОЖЕШЬ, НЕТ
ПОЖЕЛАЛИ ВАМ СЕГОДНЯ
ЗДЕСЬ ДОБИТЬСЯ ЛИШЬ ПОБЕД.

Конкурс 1: Разминка.

Я проведу веселый счет,
Мою игру любой поймет.
Коль счет до двадцати ты знаешь,
Наверняка не проиграешь.

Внимание, начинаем считать:

Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоем
Измерять температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
Измеряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие величины.

Вопрос: Сколько физических величин названо в стихотворении?

(ответ дети пишут на листе бумаги) 15.





Конкурс 2: Арифметическое ассорти.

Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим – к финишу придешь!

Каждой команде выдаются карточки с примерами, побеждает та команда, которая быстрее справится с заданиями:

5 5 5 5 = 75
5 5 5 5 = 50
5 5 5 5 = 120
5 5 5 5 = 130




Конкурс 3: Командный тур.


Капитан команды тащит карточку с заданием, читает его и уходит к своей команде для обсуждения. На обсуждение решения дается одна минута, после чего листки команды сдают, а капитан, который вытащил задание, отвечает устно. За верное решение отвечающей команде 1,5 балла, другим командам за правильный ответ – 1 балл, за верную идею 0,5 балла. Учитель говорит верный вариант ответа. Ход предоставляется следующей команда.


Почему крышки уличных люков делают не квадратными, а круглыми?

Ответ: диагональ квадрата больше его стороны. Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк и упасть на рабочего. Другой ответ: крышки делают круглыми, чтобы рабочим не надо было ломать голову, как поставить их на место.

Что за предмет описан Ю.Олешей в «Трех толстяках»: « В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку». Был изобретен в Древней Греции.
Ответ: циркуль.

Догадайтесь, о какой теореме из геометрии идет речь?
А) Теорема о трех тропинках, ведущих в одну сторону.
Б) Теорема о несправедливости деления: одному - все, а другому - половину.

Вася в течение суток тратит 1/3 часть своего времени на сон, ј - на занятия в школе, 1/5 – на встречу с друзьями, 1/6 – слушает музыку, 1/7 – играет на компьютере. Можно ли так жить, если каждым из перечисленных дел он занимается отдельно?
Ответ: нет. 1/3 + ј + 1/5 + 1/6 + 1/7 = 681/140 > 1


Конкурс 4: Блиц – турнир.


Ведущий читает задания. Капитан какой команды поднимет руку первым, та команда и отвечает. За верный ответ 1 балл.

Можно ли так бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении? (вертикально)

В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай. В каком стакане чай холоднее? (без сахара).


В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и за углом? (нет. На ветру температура ниже)

Назовите то, что невозможно выразить физической величиной и что, по утверждению Ф.М Достоевского, спасет мир. (красота).


Если лед на реке ненадежен, опытные люди передвигаются по
нему не на ногах, а ползком. Почему они так делают?
(Когда человек ложится , вес его не изменяется, а площадь опоры
увеличивается и на каждый квадратный сантиметр приходится
меньшая нагрузка. Давление человека на опору уменьшается).



Конкурс 5: Объясни опыт.

«Надорванная полоска»

Возьмем полоску бумаги с ладонь длиной и в палец шириной. Надрежем или надорвем полоску в двух местах. Что сделается с ней, если тянуть ее за концы в разные стороны?
Разорвется в местах, где надорвано? Насколько частей?
Проверим догадку на опыте.

Можно сколько угодно раз проделывать этот опыт, беря полоски различной величины и делая надрывы различной глубины, и никогда не удастся получить более двух кусков. Полоска рвется там, где она слабее, подтверждая пословицу: «Где тонко, там и рвется». Из двух надрывов или надрезов, как ни старайся их сделать одинаковыми, один неизбежно будет хоть немного глубже другого – пусть незаметно для глаз, но все-таки глубже. Это место, как самое слабое, начнет рваться первым. А раз начало рваться, дорвется до конца, потому что делается все слабее.
Проделывая этот пустячный опыт, вы побывали в серьезной и важной для науки области «Сопротивление материалов».

«Непослушная монета».

Положим на середину ладони монету, попробуем сдвинуть ее, проводя щеткой по ладони. Ударять щеткой по руке и смахивать монету концом щетки нельзя!

Что получится: вы не сможете сдвинуть монету щеткой, она остается на месте, как - будто приклеена к ладони. Почему?

«Пробка в бутылке».

В бутылку с водой попал кусок пробки. Он достаточно мал, чтобы свободно пройти через горлышко. Но сколько мы не наклоняем бутылку, выливающаяся вода почему-то не выносит пробочного куска. Только когда бутылка опустеет вся, пробка покидает бутылку с последней порцией воды. Почему?
Причина: пробка легче воды и потому всегда держится на ее поверхности. Очутиться внизу, у отверстия бутылки, пробка может лишь тогда, когда вся вода выльется.

Итак, друзья, мы заседанье провели,
Все сделали для вас мы, что могли.
Желаем к математике и физике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!

6. Подведение итогов. Объявление результатов: слово жюри.