Турнир знатоков русского языка и любителей литературного чтения среди учащихся 4-х классов


Турнир
знатоков русского языка и любителей литературного чтения
среди учащихся 4х классов
Цель: создать условия для определения учащимися своих достижений и успехов в русском языке;
привлечение внимание к культуре русского языка.
Задачи: обобщить и закрепить знания по школьной программе;
обогащать словарный запас
способствовать формированию позитивного отношения к предмету,
повышение престижа знаний;
способствовать формированию творческих способностей: смекалки,
сообразительности, мышления, воображения, речи;
развивать логическое, творческое и нестандартное мышление, внимание,
наблюдательность;
расширять кругозор учащихся
воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям;
выявление одарённых учащихся, для дальнейшей работы с ними;
содействовать сплочённости коллектива, воспитанию ответственности за
результативность ответов команды, способности сопереживать,
поддерживать товарищей.
Оформление:

Правила викторины:
От каждого класса 10 человек в команде, остальные – болельщики. Болельщики могут принести своим командам дополнительные баллы, отвечая на вопросы правильно. Каждая команда должна иметь название, девиз, приветствуется форма, эмблемы и т.д. Итоги турнира объявляются на закрытии предметной недели.
Ход мероприятия:
Ведущая: Здравствуйте, ребята!
Главный гость сегодня - его величество русский язык.
Могуч и прекрасен русский язык.
Освоить русский язык – трудное дело.
Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка среди 4х классов. Турнир-это состязание, соревнование.
У нас 3 команды: 4А, 4Б, 4В.
Нам предстоит выяснить, учащиеся, какого класса лучше  знают русский
язык.
А следить за ходом турнира будет жюри.
Разрешите его представить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, мы начинаем!
1 задание: «Представление команды»
Ведущая: Каждая команда должна представиться.

2 задание: «Дальше, дальше...»
Ведущая: я буду задавать командам вопросы.
Каждый правильный ответ дает команде 1 балл.
Вопросы 4А:
Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку).
Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие).
Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов).
На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»).
С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
Вопросы 4Б:
Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)
Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)
Вопросы 4В:
Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?»)
Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
Какая часть речи обозначает признак предмета? (прил)
На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации)
3 задание: «Разгадай ребус»
Ведущая: Каждой команде предлагается разгадать по ребусу.
Капитаны команд выберите для своих команд лист с ребусами.
Приступаем к работе!
Пока дети обсуждают задание, ведущая проводит игру с болельщиками.
Игра для болельщиков
Ведущая: Болельщики могут заработать дополнительные баллы своей команде.
Я буду задавать вопросы болельщикам из каждой команды.
(Сначала 4А отвечает, затем 4Б, потом – 4В, по-очереди, сколько успеют)
Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)
На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)
Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)
К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)
К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)
К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)
Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)
Определите род имени существительного «трель». (Женский)
Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)
Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)
На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)
Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)
Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)
Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)
Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)
Ведущая: Итак, наши команды готовы! Заслушаем их ответы!
4 задание: «Тёмная лошадка»
Ведущая: Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и
изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык»,
«гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны
«величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».
А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.
(засчитывают только правильные ответы)
4А:
1. Рукой подать. (Близко)
2. В час по чайной ложке. (Медленно)
3. Во весь дух. (Быстро)
4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)
5. Работать спустя рукава. (Плохо работать)
4Б:
1. Прикусить язык. (Замолчать)
2. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)
3. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)
4. Сломя голову. (Быстро)
5. Зарубить на носу. (Запомнить)
4В:
1. При царе Горохе. (Очень давно)
2. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)
3. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)
4. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)
5. Бить баклуши. (Ничего не делать)
5 задание: «Придумай слово»
Ведущая: Каждой команде даются слоги.
Надо добавить одну букву справа, чтобы получилось слово.
За каждое правильно придуманное слово команда получает 1балл.
4А 4Б 4В
ба                                   ла                                    ко
ко                                   со                                    рисо                                   ба                                   лари                                   ко                                    со
ла                                   ри                                   ба
Ведущая: Пока наши команды выполняют задание, болельщики могут
помочь своим командам получит дополнительные баллы.
Игра для болельщиков
«Назовите одним словом». За правильный ответ – 1 балл.
Болельщики 4А: 1. Сильный человек (силач).
2. Храбрый человек (храбрец).
Болельщики 4Б: 1. Болтливый человек (болтун).
2. Ленивый человек (лентяй).
Болельщики 4В: 1. Богатый человек (богач).
2. Весёлый человек (весельчак).
Ведущая: Итак, проверяем задание. Слова 4А:_____________
Слова 4Б:_____________
Слова 4В:_____________
6 задание: «Имена и клички».
Ведущая: Ребята, сейчас ваши капитаны вытянут по листу бумаги, на которых
написаны слова (мужские имена, женские имена, клички животных).
Каждый участник в команде должен написать одно слово с
соответствующим заданием по-очереди.
За каждое правильно записанное слово – 1 балл.
(ребята из каждой команды по-очереди выбегают и записывают слова)
7 задание: «Определите род»
Ведущая: каждой команде надо у слов определить род
(капитаны выбирают карточки со словами)
РАДИО, ШАМПУНЬ, КАКАО, ПАЛЬТО, РОЯЛЬ, ОЧЕРЕДЬ.
МАГАЗИН, ПЕЧЬ, ЧЕМОДАН, ОКНО, МЕЧТА, КРЕМ.
РАНА, ТРЮМО, НОС, ЖИЗНЬ, ЯЗЫК, САМОЛЁТ.
Игра для болельщиков
Ребята заранее учат пословицы и поговорки.
Ведущая: Ребята! А вы знаете пословицы и поговорки?
За каждую пословицу или поговорку болельщики приносят команде 1 балл.
Сейчас мы проверим!
Начинаем с 4А, затем 4Б, потом – 4В
Ведущая: Проверяем задания, с которыми работали команды.
Каждая команда зачитывает слова, называет род.
Ведущая: Наш турнир подошёл к концу.
Итоги будут объявлены на торжественной линейке.
А сейчас слово предоставляется жюри.

Ведущая: Наш турнир хочу закончить словами Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это
достояние, переданное нашими предшественниками. Обращайтесь
почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в
состоянии совершить чудеса.
До новых встреч! До свидания!