Ответы к заданиям школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК) для 5-6 классов


Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по
Искусству (МХК)
Ответы
2016-2017 учебный год
5- 6 класс
Первый тип заданий (максимум - 8 баллов)
1.1. Укажите название литературного произведения и автора
А) «Телефон" К.Чуковский - по 2 балла за правильный ответ. Максимум - 4 балла
Б) «Золушка»  Х. К.Андерсен – по 2 балла за правильный ответ. Максимум - 4 балла
Второй тип заданий (максимум – 30 баллов).
2.1 Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту. Назовите автора. Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него. Напишите 5-7 словосочетаний, передающих настроение работы.
Картина « Утро в сосновом лесу" (3 балла) И.Шишкина (3 балла). Это правая часть картины, слева на поваленном дереве играют двое медвежат. За ними наблюдает мама-медведица. (3 балла).
Сосновый лес, молодые игривые медвежата, тонкое чувство природы, русский лес, утренний туман, ясное чувство свежести, хвойный запах, холодный утренний воздух, реалистично-точный рисунок, сумрачная чаща, мохнатые кроны деревьев, четкий вид отдельных хвоинок. Могут быть приведены другие верные словосочетания.
За каждое правильное словосочетание - по 3балла.
2.2. Опишите в 5-6 предложениях предложенное произведение живописи, обращая внимание на детали, композицию, настроение картины (за каждое предложение – 2 балла) Предложите свой вариант названия данного произведения (5 баллов за название, соответствующее тематике картины). За грамотность – 3 балла . Максимум – 20 баллов
Вариант описания. Перед нами — сказочные птицы. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Одна – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Другая– светлый вестник радости.
Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.
   Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе.
Задания третьего типа
Задание 3.1. (максимум 24 балла)
Определите, по какому принципу составлен ряд, напишите ответ в графе таблицы «принцип составления», укажите лишнее слово в ряду и запишите это слово, указав причину в графе таблицы « лишнее слово в ряду».
«Золотой петушок», «О спящей царевне и семи богатырях»», «Алёнушка», «Золотая рыбка», «О попе и его работнике Балде»;
Балалайка, гусли, бандура, свирель, гармонь;
Масленица, Сабантуй, Навруз-байрам, Ивана-Купала, Рождество;
Глинка, Шишкин, Левитан, Поленов, Перов.
Номер ряда Принцип составления Лишнее слово в ряду
1 Сказки А.С.Пушкина Картина В.М.Васнецова «Алёнушка»
2 Русские народные инструменты Бандура - украинский народный инструмент
3 Древние языческие народные праздники и гуляния Рождество – христианский религиозный праздник
4 Русские художники XIX века М.И. Глинка – русский композитор
За правильный принцип - по 2 балла
За правильно выделенное слово - по 2 балла
За правильное указание причины - по 2 балла.
Задания четвертого типа
Задание 4.1. (максимум 12 баллов)
А) Вставьте пропущенные буквы в приведенные ниже слова.
ДЕкорация, дирижЁр, иСкуССтво, мозаИка, пЕйзаж, пИрамида, рЕльеф, акКорд, аккОмпанЕмент, фреСка.
Б) Объясните значение двух терминов (по вашему выбору)
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
За каждое правильное слово - по 2 балла
За каждое правильное объяснение - по 2 балла.
Максимум - 14 баллов.
Максимум за работу – 94 балла.