Урок литературного чтения 2 класс по теме: Басни И.Крылова





Урок литературы

2 класс

Тема " И.А. Крылов. Басни"









Разработала
Ворожбитова Галина Васильевна
(Краснодарский край,
Темрюкский район
МБОУ СОШ №5)





2016 год.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
литературы в условиях реализации ФГОС
«Басни Крылова» (2 класс)


Цель урока: познакомить учащихся с творчеством И.А. Крылова;
выделить особенности басни как эпического жанра.
Предполагаемый результат:
Предметные:
знания (изучаемых басен Крылова, особенности басни как эпического жанра );
умения: а) специальные (навыки выразительного чтения басен);
б) общеучебные: владение различными приемами работы с текстом (выделение морали); владение терминами (аллегория, мораль); владение способами контроля и взаимоконтроля, самооценки
Метапредметные:
развитие речи, мышления, памяти, воображения;
умственная деятельность (способность наблюдать, делать выводы).
Личностные:
нравственные представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы;
потребности личности, мотивы социального поведения.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку (годы жизни Крылова, понятия мораль и басня)
портреты И.А. Крылова, тексты басен.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: работа в парах, коллективная, индивидуальная и групповая, дифференцированная работа.
Необходимое техническое оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
экран.
Технологическая карта

Этапы урока
Формы работы
Конкретные виды деятельности
(учителя и ученика)


I. Вхождение в тему урока.
Создание условий для осознанного восприятия.

Коллективная
Интрига («Мысль в подарок»). Узнай, о ком эти слова:
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. (П.Вяземский)
Предполагаемый ответ:
Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)
Портрет Крылова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



II. Проверка домашнего задания, т.е. его реализация в ходе урока (выступление групп литераторов).

III.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.






















































Предполагаемый результат : познакомить с понятием эпитет













Предполагаемый результат: уметь определять морфологические признаки прилагательных.











































IvРелаксация





v Практикум


Предполагаемый результат: употребление прилагательных в тексте.

























v I Рефлексия

























vI IДомашнее задание.







Групповая




Коллективная




































































Самостоятельная работа в парах.
































Мимическая разминка.








Дифференцированное задание.
1 ряд -определить род
2 ряд – определить падеж
3 ряд –указать синтаксическую роль
( на парте распечатанные тексты)

Движение темы.
1-ая группа литературоведов.
Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают его как “дедушку Крылова”. Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.
Знают Крылова и сейчас Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.
И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре.
Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.

-А что же такое басня? Кто знает?





Предполагаемый результат: познакомить с понятиями «басня», «мораль», «иносказание», «аллегория».






























.Разрыв.
Предполагаемый ответ:

2-ая группа литературоведов.
БАСНЯ – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Все ли слова понятны?
Иносказание выражение иного, другого, скрытого смысла
Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек.
Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.
МОРАЛЬ – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

1-ая группа литературоведов.
И несут люди по жизни тог, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что “услужливый дурак опаснее врага”, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, и что “в сердце льстец всегда отыщет уголок”.


Включает презентацию
(См. приложение. Слайд 1-3.)

Предполагаемый результат: уметь анализировать полученную информацию.

Самостоятельная работа в парах.

А что мы знаем о самом Крылове, авторе этих замечательных слов?
Работа с учебником. (в парах):
-Прочитайте статью в учебнике «И.А.Крылов».
-Перескажи другу биографию Крылова.

Составление синквейна.
1басня
2.краткая, стихотворная или прозаическая, нрвоучительная
3. учит, направляет. показывает
4.Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами. Они меткие, образные.
5. Употребляя афоризмы в своей речи, мы делаем её более выразительной и эмоциональной.


I\/.Релаксация

Мимическая разминка.



V. Практикум

Предполагаемый результат: умение выразительно читать басни, анализировать их.

Дифференцированное задание:
1 ряд – найти и почитать мораль каждой басни.
2 ряд – проявление аллегория в данных баснях Крылова?
3 ряд –выразительное чтение басен









































Разрыв
Организация самостоятельной исследовательской деятельности. (Слайды 11-12.)
А теперь обратимся к текстам басен.
“Ворона и Лисица”.
Найдите в басне мораль (Уж сколько лет твердили миру)
Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое восхваление)
Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает отвращение? (неприятно видеть человека, готового ради своей выгоды на лицемерие). А почему лесть вредна? (вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете).
А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать комплименты – очень заманчиво и при этом не прилагать никаких усилий)
Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей поверила и потеряла бдительность)
Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И тот, и другой теряют чувство собственного достоинства).
“Свинья под Дубом”
С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему?
Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).
Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).
Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.
(Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала.)
Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)
Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?
(Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)

В чем проявляется аллегория в данной басне и в баснях Крылова вообще? (Слайды 5-10.)


VI. Рефлексия деятельности.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Цель: Проверить знание басен

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Беседа по вопросам («»Мозговой штурм»):
С каким автором мы познакомились?
Чем он запомнился?
Что такое басня, мораль, аллегория? Приведите примеры.
Слайд 14: Почему на памятнике изображены звери? Какое отношение к творчеству Крылова они имеют?

Домашнее задание (разноуровневое .) Выставление оценок.

Разъяснение домашнего задания. (Слайд 13)
Выразительно читать басни (страница 59-66)
Выучить наизусть 1 басню.
По желанию – проиллюстрировать басни с цитатами-комментариями к рисункам




Їђ Заголовок 115