Предметно-развивающая среда. Мини-музей Лошадь — животное очень простое
муниципальное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 301
Красноармейского района г. Волгограда
Открытый межмуниципальный конкурс
«Инновационный подход к созданию
развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
среди педагогов муниципальных образовательных учреждений
Красноармейского района г. Волгограда и Светлоярского
муниципального района Волгоградской области
Номинация «Лучший мини-музей»
Мини-музей
«Лошадь – животное очень простое»
(для детей среднего дошкольного возраста)
-45974024574500
Выполнили:
Бунина Людмила Васильевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Бунина Елена Александровна
воспитатель
первой квалификационной категории
Померанцева Ирина Викторовна
заведующий МОУ детским садом
высшей квалификационной категории
Волгоград 2014
Актуальность
Сегодня в рамках популяризации творческого подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения в современном детском саду используются различные технологии воспитания и обучения. Среди них важное место занимает музейная педагогика.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать задачи по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей, приобщению к историческому, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Работая по программе «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду, авторы программы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др., с января 2014 года детский сад приступил к реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования, который предполагает новый подход к воспитанию детей. Это предполагает использование нетрадиционных педагогических технологий с целью обогащения общего и целостного развития ребенка. Одним из условий качественного освоения образовательной программы дошкольного образования является овладение педагогом новых форм, методов и технологий в образовательном процессе. В нашем детском саду это осуществляется через внедрение элементов музейной педагогики и педагогического проектирования с целью формирования у детей собственных отношений с обществом, историей, культурой человечества. Один из проектов – «Мини – музеи в детском саду».
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Нами рассмотрены некоторые теоретические компоненты музейной педагогики, ориентируясь на которые начали осуществлять разные мероприятия в рамках внедрения элементов музейной педагогики в практику ДОУ. Прежде всего, обратили внимание на саму идею создания музейной среды.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Цель создания мини-музея:
Знакомство детей с ролью лошади в жизни человека.
Приобщение родителей и детей к музейному искусству.
Задачи мини-музея:
Формирование у дошкольников представления о музее.
Расширение кругозора дошкольников.
Развитие познавательных способностей и познавательной активности.
Обогащение предметно-развивающей среды группы.
Знакомство детей с ролью лошади в жизни человека.
Развитие у детей связной речи.
Воспитание интереса и заботливого отношения к животному миру.
Способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов.
Принципы создания мини-музея
В основу создания мини-музея положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Деятельность педагогов и детей в созданной предметно-развивающей среде
В процессе создания мини-музея всю работу разделили на этапы.
Подготовительный этап. Работа по созданию мини-музея в группе началась с сентября месяца с опроса родителей. Было проведено анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После анализа анкет родителей, проводились беседы с детьми и как результат, было решено организовать в группе мини-музей.
Вместе с родителями определили тему и название мини-музея «Лошадь – животное очень простое». Всем данная идея понравилась, а детям стало интересно поподробнее узнать о таком животном, как лошадь.
В силу своих возрастных особенностей дети всегда готовы откликнуться на все окружающее их, новое в жизни.
Практический этап. Участие в создании мини-музея детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется.Для расположения мини-музея использовали различные части групповой комнаты. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты расположены на полках, стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями.
Мини-музей интерактивен. Экспонаты, которые находятся в мини-музеи можно трогать, рассматривать. Коллекция игрушек-лошадок (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на выставочных полках в свободном доступе и используются детьми для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности. При желании дети берут их на время домой. И эта особенность очень привлекает детей.
Представлена детская литература о лошадях (рассказы, стихи, загадки); серии демонстрационных картин о лошадях и их тесной связи с жизнью человека (лошадь на войне, лошадь в сельскохозяйственном труде, лошадь в цирке).
Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с лошадью.
В книжном уголке собраны загадки, стихи и авторские произведения о лошадях, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
«Галерея» оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество».
Разделы музея:
Знакомьтесь, это – лошадь!
Они такие разные
Экспонаты своими руками
Игротека
Книжный уголок
Работа в мини-музеи планируется проводить по следующим видам деятельности:
- непосредственно-образовательная деятельность (специально организованные занятия),
- совместная деятельность детей и взрослых,
- самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с детьми в мини-музее:
-наблюдения.
- беседы, познавательные сообщения,
- игры (подвижные, сюжетно-ролевые).
- чтение художественной литературы, отгадывание загадок
- работа с информационными источниками,
- самостоятельная художественная деятельность
Формы работы с родителями в мини-музее:
- пополнение мини-музея экспонатами,
- сбор информации,
- совместное творчество родителей и детей,
- экскурсии для родителей
При планировании занятий по музейной педагогике опираемся на следующие методические принципы:
1. Деятельность. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие — способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.
2. Вариативность. Ребенку предоставляется возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемной ситуации. Основное методическое правило — ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.
3. Креативность. Педагог поощряет и провоцирует творческую деятельность ребенка, создавая ситуации, в которых последний становится творцом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
4. Непрерывность. Получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается в группе и семье. Выработка личностной позиции и целеположение ее действий — залог оптимизации обучения дошкольников.
5. Гуманность. Без любви к жизни, детям невозможно формирование личности, создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и неповторимым.
Тематическое планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Непосредственно образовательная деятельность:
Беседа с детьми (с использованием ИКТ) на тему «Что такое музей?», «Музеи нашего города».
Занятия-экскурсии (Знакомство с экспонатами музея)
Беседа и рассказ о лошадях «Как появились лошади?» (с использованием ИКТ, презентации)
Занятие по ознакомлению с окружающим по теме: «Ферма»
Цель: формировать интерес к профессии фермер; расширять представление о труде людей; обратить внимание на то, что только совместный труд людей позволяет получать качественные продукты.
Занятие по теме: «Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Образно-игровые упражнения под музыку.
Цель: познакомить детей со стихотворениями А. Барто; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции; учить слушать, воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия.
Занятие «Дымковская игрушка. Лошадка» (рисование)
Цель: способствовать эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства, познакомить с элементами геометрического орнамента на дымковской игрушке.
Занятие по лепке «Дымковские лошадки»
Цель: учить лепить народную игрушку комбинированным способом. Соединяя части фигурки с помощью промазывания.
Игровое занятие «Лошадка»
Цель: познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни лошади.
Занятие «Дымковский конь» (рисование)
Цель: формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
Занятие по декоративному рисованию «Декорирование лошадки для карусели дымковскими узорами»
Цель: учить детей расписывать узорами по дымковским мотивам силуэты игрушки.
Наблюдение за лошадью.
Цель: закреплять знания о лошади, ее характерных особенностях как млекопитающего, домашнего животного. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к жизни животного.
Чтение сказок и стихов про лошадей.
Занятие на тему «Лошади в изобразительном творчестве».
Создание книжки-малышки с рисунками детей «Они такие разные».
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Конеферма», «Музей», «В картинной галерее». Дидактические игры: «Конь», «Еду-еду», «Зоологическое домино», «Найди отличия», «Я экскурсовод», «Что лишнее?».
Строительные игры: «Строим ферму».
Игра-викторина «Что мы знаем о музеях нашего города?».
Подвижные игры: «На лошадке Зорьке», «Лошадки», «Конники», «Кони».
Музыкально-ритмическая игра «Рыжая лошадка»
Слушание песен:
«Две лошадки». Слова Н. Кучинской, музыка Ф. Лещинской.
«Лошадка». Слова М. Ивенсен, музыка Т. Ломовой
«В лесу родилась ёлочка» Слова Р. Кудашевой, музыка Л. Бекман
«Конь». Слова Н. Найденовой, музыка Е. Тиличеевой
Работа с родителями:
Родительское собрание на тему: «Музейная педагогика и её воспитательное и развивающее значение».
Выставка детско-родительских рисунков «Лошадь – животное очень простое».
Мастер-класс по работе с пластилином для родителей детей средней группы «Лепка лошадки»
Экскурсия по музею.
Перспектива развития мини - музея
Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных
фильмов, научно-познавательных фильмов о лошадях.
Встречи с берейтором (профессия человека, который работает с лошадьми)
Проведение экскурсии для других групп детского сада («Породы лошадей», «Что любят лошади»)
Семейные праздники с родителями.
Написание книжек-малышек или большой книги о лошадях.
68389516700500
Список литературы:
1. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.2. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004. 3. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
4. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс,2004.
6. Интернет-ресурсы:
http://www.florofauna.ru/horses/horses.phphttp://mir-loshadi.ru/kak-poyavilis-loshadi/http://www.sobytie.net/deti/stihi/stihi-pro-loshadku-963http://udivitelno.com/animals/item/529-amerikanskaja-miniatjurnaja-loshadhttp://www.znaika-club.com.ua/article1384965042/80581559055000
-381027940Приложение
00Приложение
7099303238500
Лошадь в изобразительном творчестве
46291525082500
4381535496500
-203835515556500-20256516192500
-356235-254000
5207097409000
12954021653500
7429523749000
Лошадь в сельском хозяйстве
-2324109334500
Конный спорт
Цирковые лошади
958215254000
2406015634365000-375285321945000