Проект профильной оздоровительной смены экологического направления
Отдел Образования города СтепногорскаГУ «Средняя школа села Карабулак»
Проект на тему «В Стране здоровья»
Профильная оздоровительная смена
экологического направления
«ГАРМОНИЯ»
Автор проекта: Титова Татьяна Николаевна
“Через красивое - к человечному
- такова закономерность воспитания”
В.А. Сухомлинский
Цель:
создание условий для активного физического оздоровления учащихся посредством хореографии, гимнастики «Цигун» через экологическое взаимодействие сельских школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической и эстетической культуры личности каждого ребенка.
Задачи:
Организовать эффективный отдых детей посредством физической активности учащихся и создания благоприятной эмоциональной атмосферы
Формирование здорового образа жизни учащихся
Реализация творческого потенциала детей через восприятие красоты и гармонии человека и природы
Создание целостного подхода к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, ориентированной на эстетическом восприятии окружающего мира
Формирование у учащихся представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, бережного отношения к ней и сохранения по принципам природной гармонии.
Пропаганда, поддержка и популяризация хореографического творчества
Развитие таланта и способностей как особой ценности
Ознакомление с комплексом оздоровительной гимнастики «Цигун»
Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности
Показать значимость природы родного края как источника духовно-нравственного наследия нашего народа
Развитие навыков самопознания
Введение
«Мы – хозяева нашей Родины и она
для нас кладовая солнца с великимисокровищами жизни».
/ М. Пришвин /
Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие.
О значении общения школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для сельских детей, так как они испытывают в этом трудности. Близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у сельских школьников собственные интересы и склонности.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Наша школа – малокомплектная, расположена на территории села Карабулак. Окрестности окаймляют живописные лески смешанного типа и степь, где во многих местах «островками» находятся большие живописные камни. Дети нашего села с раннего детства находятся в окружении и общении с живой природой. Это условие эффективно помогает при реализации учебно – воспитательных целей многих мероприятий нашей школы. Поэтому в планировании данного проекта мы решили взять за основу экологический модуль для эффективной реализации физического оздоровления учащихся в летний период. В проекте сочетаются несколько направлений деятельности: здоровьесберегающая, экскурсионно – практическая, творческая.
Профильная оздоровительная смена экологического направления «Гармония» организована на базе средней школы села Карабулак.
Сроки реализации программы смены - с 21 июня по 29 июня 2012 года
Участники проекта – учащиеся 7 – 11 лет, в количестве 18 человек.
Из них дети из малообеспеченных, неблагополучных, многодетных семей, участники школьного танцевального кружка «Фристайл».
Именно у детей данной возрастной группы, как отмечают экопсихологи, существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте начинает разрушаться субъективное восприятие объектов природы.
Модель летней профильной оздоровительной смены экологического направления построена на следующих этических принципах экологического воспитания.
Это:
Принцип единства - все мы являемся частью природы.
Принцип уважения к природе-каждое живое существо имеет право на жизнь.
Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
Принцип "Люби свой край" - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.
А так же, модель имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику его работы:
Активное общение с природой, способствующее укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры;
Занятия хореографией различных танцевальных стилей и направлений, дают детям возможность восстановить свои физические и душевные силы после учебного года, раскрыть свой творческий потенциал, способствуют самовыражению личности.
Развитие новых навыков оздоровления (гимнастика «Цигун»), способствует гармонизации эмоционального мира ребёнка
с окружающим миром.
Содержание деятельности смены «Гармония»
«Все мы пассажиры одного корабля
по имени Земля, значит перелезть из него
просто некуда».
/ Антуан-де-Сент Экзюмпери/
Содержание деятельности смены реализуется в комплексе воспитательных и развивающих целей и определяется тремя основными направлениями – модулями.
1Модуль « Экология природы» - это экскурсионно - практическая деятельность: природоохранительные и экологические акции, цель которых является сохранение и бережное рациональное отношение к природным ресурсам нашего села его окрестностей.
Акция «Суд над Хламищем – Окаянищем» (очистка лесной территории от мусора», «Муравьиный город» (выпуск листовок по охране муравейников), «Живи, родник, живи!» (очистка родника), «Берегите лес!», фотоконкурс «В гармонии с природой!»2 Модуль «Экология здоровья» реализация оздоровительной танцевальной программы «Я хочу танцевать»
Изучение танцев следующих направлений:
Классический, латино – американский, тектоник, детский эстрадный, спортивный, казахский народный.
Цель: развитие хореографических навыков, популяризация танца, улучшение координации движения, профилактика заболеваний позвоночника, опорно – двигательного аппарата.
Занятия гимнастикой «Цигун»
Цигун - это древнекитайская уникальная и универсальная оздоровительная система. Цигун прост и доступен всем, независимо от возраста и заболеваний. Цигун поможет укрепить мышцы и кости, быстро восстановить здоровье и силы, улучшить энергообмен с космосом, очистить организм от болезней и шлаков, нормализовать работу внутренних органов и систем, успокоить нервы.
3 Модуль «Экология души» Сказкотерапия
Работа с использованием сказкотерапии помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:
Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
Развить творческий потенциал и креативность.
Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.
Ожидаемые результаты:
Физическое и духовное оздоровление детей на основе
гармоничного общения с природой, хореографии, гимнастики
Цигун, метода сказкотерапии, релаксации
Развитие навыков хореографического искусства
Гармонизация эмоционального мира детей
Получение участниками смены экологических умений и навыков природоохранной деятельности.
Ознакомление с техникой выполнения упражнений гимнастики «Цигун»
Личностный рост участников смены
Реализация творческого потенциала детей через восприятие красоты и гармонии человека и природы
Развитие навыков самопознания
Реализация социально-значимых проектов по охране и сбережению природных ресурсов родного края
Тематический план оздоровительной смены экологического направления
«ГАРМОНИЯ»
Сроки проведения с 21 июня по 29 июня 2012 года
День
проведения Мероприятия
21 июня «Здравствуй, лес! Прекрасный, лес!
Полный сказок и чудес…»
Экология природы
«Лесной дозор» - экологический десант.
Акция «Долой Хламище – Окаянище!»
Экология здоровья
Танцевальный модуль
Танец «Солнечные зайчики»
Экология души
Гимнастика «Цигун»
Упражнение «Пространство», «Равновесие»
Музыкальная медитация «Пение лесных птиц»
Ритуал «Благодарения»
Сказкотерапия «Сказка о Хламище – Окаянище»
Ритуал благодарения
22 июня «Страна Насекомия»
Экология природы
Акция «Муравьиный город»
Экология здоровья
Танцевальный модуль
Танец «Порхающая бабочка»
Экология души
Гимнастика «Цигун»
Упражнение «Бабочка», «Жучок»
Релаксация «Лёгкий летний ветерок»
Сказкотерапия
«Бабочка и звезда»
Конкурс пантомим «Лесные миниатюры»
Ритуал благодарения
25 июня «Степные дали»
Экология природы
«Степной патруль»
Творческий конкурс «Театр каменных теней»
Экология здоровья
Танцевальный модуль
Казахский народный танец «Камажай»
Экология души
Гимнастика «Цигун»
Упражнение «Журавль», «Лёгкий ветерок»
Музыкальная медитация «Пение жаворонка»
Сказкотерапия«Хранитель степной равнины»
Ритуал благодарения
26 июня «Живи, родник, живи!»
Экология природы
Акция «Хрустальная вода родного родника»
Выезд на речку.
Очистка родников.
Экология здоровья
Танцевальный модуль
АквааэробикаЭкология души
Гимнастика «Цигун»
Упражнение «Дракон перемешивает воду»
Игры на воде
Ритуал благодарения реке
27 июня «В гармонии с природой»
Экология природы
Акция «Берегите лес!»
Экология здоровья
Танцевальный модуль
Танец «Летнее латино»
Экология души
Гимнастика «Цигун»
Дыхательные упражнения
Медитация «Лотос»
Сказкотерапия «Сказка о незабудке»
Ритуал благодарения
28 июня «Как прекрасен край родной!»
Экология природы
Фотоконкурс «В гармонии с природой»
Экология здоровья
Танцевальный модуль
Танец «Тектоник»
Экология души
Гимнастика «Цигун»
Упражнение «Краб», «Крокодил»
Релаксация «Шум морского прибоя»
Сказкотерапия «И тогда единороги вернуться»
Ритуал благодарения
29 июня «Я люблю тебя, Земля!»
Экология природы
Лесной дозор
«Лесной уик-энд»
Экология здоровья
Танцевальный марафон
«Лесной стартинейджер»
Экология души
Медитация «Я люблю тебя, Земля!»
Ритуал прощания
Наши лучшие экологические акции
Реализация танцевальной оздоровительной программы