Технологическая карта к уроку Я — гражданин России

Технологическая карта
Тема урока

Я - Гражданин России
Эпиграф: Без прав нет обязанностей!


Дата урока

20.04.2016г.


Тип урока

Урок «открытия нового знания»


Цель урока

Формирование представлений о гражданине, его статусе, конституционных правах и обязанностях


Образовательные ресурсы

Презентация, учебник, раздаточный материал


Формы обучения, методы, технологии

Технология сотрудничества, проектная деятельность, наглядный и поисковый методы

Основные понятия

Гражданин, права, обязанности, патриот, гражданственность, обыватель.



Планируемые результаты
Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД


Научатся определять права и обязанности гражданина РФ, получат возможность работать с различной информацией, выделяя главное, высказывать собственное мнение

Познавательные: выбирать наиболее эффективный способ решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
Регулятивные: адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей и др
Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина РФ, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю



.Организационная структура урока
Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формы контроля


1.Мо-тива-
ция

Приветствие учащихся, учитель проверяет готовность класса к уроку.
1. Внимание на экран. Я прочту вам стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».
Прослушав его, выделите в стих-ии ключевое слово, которое объединяет все остальные слова?
- (учитель читает стих-е ,показ слайда 2)
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе - слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!
-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня на уроке говорить?
-Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.
(Россия-наша Родина).
-Скажите, что мы должны узнать на уроке?
- А положение в обществе определяется правами и обязанностями
-На уроке, мы узнаем, какими правами и обязанностями наделены граждане России
Слайд 4.
Работая с разными источниками, сформулируем понятия «гражданин», права, обязанности, «гражданственность.
Откройте тетради, запишите тему урока «Я - Гражданин России».
Слайд 5
ПЛАН УРОКА:
Гражданин.
Права и обязанности гражданина
Моя хата с краю?
Сообщения.
Мы – жители России представители различных национальностей, вероисповедания, профессий. Во времена Российской империи жителей нашей страны называли подданные, т.к. они починялись императору. А как сегодня нас всех можно назвать?
Мы сегодня изучаем новый материал, для этого нам необходимо



Учитель: для этого нам предстоит работать с разными источниками информации;
создать информационный плакат.





















Учащиеся прослушав стихотворение, делают вывод, отвечают:
- Гражданин своей страны

-о гражданине

Ответы уч-ся..
«Я Гражданин России»


-кто такой гражданин
- его положение в обществе












Уч-ся записывают тему урока в тетрадь





(Граждане).



Сами формулируют:
- выяснить значение новых слов «гражданин», «права», «обязанности»,
- научиться определять права и обязанности гражданина;

Слушают, обсуждают, пытаются самостоятельно формулировать тему и цель урока.



2.Акту-али-зация

Слайд 6 «Древняя Греция»
Изучая данную тему, нельзя не вспомнить историю Афинского государства. Что означает слово ДЕМОКРАТИЯ? Кого тогда называли гражданином? Кто не являлся гражданином?

Мы выяснили, что статус гражданина к чему-то обязывает, дает определенные права. Права и обязанности гражданина в нашей стране закреплены в самом главном законе. Как он называется? (Конституция).
Соблюдение прав гражданина гарантируются государством. Однако, чтобы размышлять об этом, нам необходимы еще знания.
Сегодня вам предстоит поработать над проектами, у каждой группы он будет свой. Тема проекта, алгоритм работы и дополнительные материалы на столах.
Слайд 7-8

Вывод: рабы не были гражданами, поэтому они были ограничены в правах, остальное же население (ГРАЖДАНЕ) могло участвовать в управлении государством, голосовать, занимать государственные должности, входить в состав суда.







Слушают, обсуждают, выполняют требования учителя.

Отвечают на вопросы











Работа в группах

Устные ответы










3. Построение и реализация проекта

Учитель организует работу в группах:
Итак, сегодня вам предстоит сделать очень полезную работу – создать информационные плакаты, которые расширят ваши знания по теме и, конечно, будут полезны каждому гражданину. Алгоритм работы над проектами вместе с дополнительными материалами у вас на столах.
После реализации проекта вам необходимо его презентовать, время на работу по проекту –15 минут!
Слайды 9,10,11,12

Обсуждают, работают над проектом (создание плаката)




4. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Включение в систему знаний и повторения

Презентация проектов, ответы на вопросы учителя и других команд. На каждый проект – 3 минуты + вопросы учителя.
Знаменитый советский поэт Евгений Евтушенко написал замечательное стихотворение «Гражданственность».
Давайте выслушаем отрывок из этого стихотворения.
















Как вы понимаете на основании этого стихотворения слово гражданственность?
Слайд 14 Что общего в значении слов «гражданин и гражданственность и в чём различие?
В учебнике на стр. 111 вопрос Кого из известных россиян, твоих предков и современников можно назвать истинным гражданином и патриотом и почему.
Некоторые ребята изъявили желание подготовить сообщения о достойных гражданах на примере своей семьи.
И сейчас мы послушаем выступления ребят.

Слайд 15
На этом наш с вами урок подошёл к концу и в заключении хотелось бы напомнить вам слова поэта Николая Некрасова
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
А педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой Гордись своими предками – борцами за свободу и независимость РодиныНадо быть готовым к исполнению высшего долга человека – защите Родины».
А вы готовы?
Тогда встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»!

Слайд 16 стих

Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства. Всем спасибо за урок!

Презентуют свой проект, отвечают на вопросы.


Слайд 13
Арен
Боль гражданства - не в собственной боли.  Тот, кто истинный гражданин,  защищает собою всё поле,  даже если он в поле один. 
Риназ Все мы порознь как в чаще тропинки  и дорога, когда мы одно.  Все мы порознь как в поле травинки,  ну а вместе - Бородино. 
Фларис
Защищайте её от двуличных  подхалимов и клеветников  и от "умников" заграничных  и отечественных дураков.  Айназ Защищайте леса и озера,  прикрывая их грудью своей,  от губительного разора...  Не забудьте защиту людей!  Рамир Защищайте, как наши высоты,  нашей совести рубежи,  наших женщин - от хамства чьего-то  и детей - от безверья и лжи.  Булат Крикуны исчезают бесследно,  но, как совести внутренний глас,  на защиту России - бессмертно  поднимает гражданственность нас.
Ответы детей.





Ахметзянова Альсина, Хамидуллин Айназ, Габдрахманова Рания











Альбина




Остальные заполняют рабочий лист.

Индивидуально-групповая
Устные ответы


Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов урока.
Подумайте, кто из людей – гражданин или обыватель – мог совершить следующие поступки и почему
Слайд 17

Слайд 18
Как прошел урок?




Д.з
Прочитать текст на стр. 110 и ответить на вопросы.













15