Технологическая карта по обществознанию 5 класс на тему Гражданин РФ
МАОУ «Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
Технологическая карта урока обществознания
Учитель: Долгова Светлана Алексеевна;
Предмет: обществознание
Класс: 5
Тема урока: Гражданин России
УМК: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 5 класс (CD)
Л.Ф. Иванова, Я.В.Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс.
Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс.
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы.
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: Познакомить учащихся с важнейшими правами и обязанностями граждан РФ. Способствовать формированию у пятиклассников представления о гражданине как полноправном и законопослушном представителе постоянного населения государства.
Планируемые результаты:
1. Регулятивные:
Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, учащиеся смогут назвать права, которыми, уже пользуются
Умение работать в группах
Контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
2. Познавательные:
Умение работать с текстом;
На основе групповой работы учащиеся научатся задавать вопросы, контролируя друг друга
Умение анализировать, обобщать полученную информацию
Структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы
Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач
3. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества;
достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
4. Личностные:
умение понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;
развитие учебно-познавательного интереса.
5. Предметные:
Знать: понятие гражданин, основные права и обязанности граждан РФ
Уметь: отличать права от обязанностей, объяснять понятие гражданственности, приводить примеры из истории и литературы настоящего гражданина.
Оборудование урока: мультимедиа, выдержки из текста Конституции РФ, раздаточный материал.
Применяемые технологии:
системно-деятельностного подхода;
здоровьесберегающая;
личностно-ориентированного обучения.
Метод: коммуникативный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Формы оценивания
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
1.Организа-
ционный этап
Цель: настрой на работу,
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. (2 мин.)
2. Создание проблемной ситуации для формулирования темы (5 мин.)
Цели: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Определение темы урока.
Проверяют готовность к уроку.
В процессе разговора с учителем формулируют тему урока
Предлагают ответы.
Оценивают ответы и деятельность друг друга.
Записывают тему урока в тетрадь
Проверяет готовность учащихся к уроку.
(Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны.)
Организует работу учащихся.
В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. На прошлом уроке мы говорили о государственных символах России, сегодня пойдет разговор о жителях России - гражданах.
Акцент делается на знании из истории Древних Афин
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, умения, показать себя с лучшей стороны
Фронтальная работа.
Предлагают ответы на поставленные вопросы. С понятием гражданин мы уже знакомы из курса истории Древнего мира - Афин. На что имели право граждане Древних Афин?
(-участвовать в Народном собрании;
-участвовать в управлении государством;
-голосовать;
-занимать государственные должности;
-входить в состав суда)
Можно ли в современной России участвовать в решении государственных дел её гражданам?
Учащиеся могут давать положительные ответы (избираться на государственные должности, участвовать в выборах)
Т.о. темой нашего урока сегодня является ГРАЖДАНИН РОССИИ
Записываем тему урока в тетрадь
Развитие интереса к предмету, к теме урока
Определять важные для себя и окружающих поступки и правила поведения.
Формулируют позитивную оценку деятельности в связи с полученными знаниями
Целеполагание (принятие учебной задачи)
Самостоятельно формулировать цель деятельности Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, внесение корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества)
Аргументация собственного мнения, самооценка своих действий.
Понимание роли граждан в жизни государства
Вербальное
вербальное
3.Постановка целей и задач урока. (2 мин.)
Цели: определение целей и задач на урок.
Предполагает ответы на поставленные учителем вопросы.
Организует работу и направляет деятельность учеников по формулированию темы и задач.
Определение источников работы – текст учебника, текст Конституции РФ (раздаточный материал)
Как вы думаете, что будет ключевым определением нашего сегодняшнего урока? – ГРАЖДАНИН.
О чем пойдет речь при раскрытии понятия гражданин? - О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАН РОССИИ.
И есть еще одна составляющая урока – какого гражданина можно назвать достойным?
Слово «достойный» означает «заслуживающий похвалы, уважаемый, почетный» На уроке мы постараемся назвать примеры настоящих граждан страны.
Формулируют цели и задачи урока
Самостоятельно формулировать цель деятельности Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Построение речевого высказывания в устной форме на основе анализа предложенных вариантов.
Вербальное
4.Открытие нового знания и формулирование вывода. (15 мин.) Цели: знакомство с историей происхождения слова «гражданин»
Предполагает узнавание нового; запись определения в тетрадь
Предполагает выдвижение самостоятельных версий ответа на вопрос.
Через слайд презентации урока знакомит со смыслом слова «гражданин» по В.Далю Рассказ из истории почетного гражданина города Тамбова Э.Д.Нарышкина.
Работа в группах с текстами.
Выписать в тетрадь определение В.Даля «гражданин».
«Гражданин» - член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.
В наше время гражданин- это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.
Тогда что можно отнести к правам и обязанностям современного гражданина РФ?
Что Вам кажется узнаваемым в этом определении в сравнении со значением гражданин в Древних Афинах?
(человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности)
Развитие интереса к теме урока
Объяснять главное в предложенном суждении
Принятие учебной задачи. Действие по плану.
Связать действия с целью
Учебное сотрудничество учащихся с учителем.
Учебное сотрудничество учащихся с учителем
Узнавание исторического и современного значения понятия «гражданин».
Выделять общее для понятия гражданин в прошлом и настоящем
Вербальное
Оценка
Предполагает самостоятельные ответы на основании изученного
материала.
Работа по группам: 1 группа – политические права;
2 группа – личные права; 3 группа – социально-экономические; 4 группа – обязанности.
Постановка подводящего проблемного вопроса учащимся, для переходя к понятию ребёнок.
Постановка подводящего проблемного вопроса учащимся: «Кого можно назвать достойным гражданином?»
Изучение текста Конституции РФ. Найти в тексте предложенного группам права гражданина – политические, гражданские, социально-экономические, обязанности.
Проиллюстрировать примером каждую группу прав.
Все ли, права и обязанности, перечисленные нами, могут использовать дети?
Выписать в тетрадь понятие «ребёнок –каждый человек до достижения им возраста 18 лет.»
Вопрос учащимся: «Кого можно назвать достойным гражданином?» Гражданин не может быть безразличным к судьбе России. Он делает все, что в его силах для благополучия своей Отчизны.
Формирование личностного отношения к новой информации. Понимание сути основных прав и обязанностей граждан
Оценивать понятие гражданственности с позиции правовых и нравственных норм.
Принятие учебной задачи.
Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, внесение корректив в действие после его завершения.
Связать действия с целью, находить и исправлять ошибки
Умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассников.
Умение выслушивать мнение одноклассников, приходить к единому пониманию сути проблемы.
Умение выслушивать мнение одноклассников, приходить к единому пониманию сути понятия.
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение отличать права гражданина от обязанностей.
Узнавание понятия ребенок и его основных прав и обязанностей
Узнавать значение понятия гражданственности
вербальная
оценка
оценка
оценка
6. Первичное закрепление.
(7 мин.)
Цель: узнавать понятие гражданин в примерах
Предполагает закрепление знания понятия гражданин через конкретные примеры, предложенные учителем
Организует работу и направляет деятельность учеников по отработке понятия гражданин через иллюстрации и информацию к ним, предложенную учителем
Учитель предлагает иллюстративный и информационный материал учащимся и ставит вопрос:
«Почему именно этот пример, этот человек является проявлением понятия настоящий гражданин?»
Объяснять оценку поступка с позиции гражданственности.
Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Умение выслушивать мнение одноклассников
Определять понятия гражданин и гражданственность.
оценка
7. Закрепление
(3 мин.)
Цель: определять понятие гражданин
Предполагает закрепление знания понятия гражданин
Организует работу и направляет деятельность учеников
Выберите из перечня слов те, которые можно использовать для понятия настоящий гражданин:
Преданный; Застенчивый;
Сопереживающий; Эгоист; Смелый; Личность; Корыстный; Патриот; Грамотный.
Объясните свой выбор.
Объяснять свой выбор на основе полученных на уроке знаний
Связать действия с целью, находить и исправлять ошибки
Аргументация собственного мнения, самооценка своих действий.
Поиск и выделение необходимой информации.
оценка
8. Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка результатов деятельности на уроке.
Оценивают собственную работу, объясняют, что нового узнали, что было сложно, что осталось непонятным. Записывают домашнее задание.
Организует обсуждение работы на уроке и результатов работы учащихся
Дает домашнее задание. §13, вопросы, записи. Найти самостоятельно примеры достойного гражданина.
Выставляет оценки за урок.
Я узнал на уроке -?
Мне понравилось - ?
Меня удивило - ?
Развивать у учащихся навык объективной самооценки выполненной работы.
Оценка результатов достигнутого на уроке, сравнение уровня владения новым знанием в начале и в конце урока.
Самооценка своих действий
Определять главное.
Самооценка
15