Технологическая карта урока на тему: Москва — столица России

Технологическая карта урока Что мы знаем о Москве?
Цели деятельности учителя
Формировать представления о Москве как столице России; воспитывать гордость и любовь к столице Российского государства; расширять кругозор, речевую компетенцию учащихся

Тип урока
Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся узнавать достопримечательности столицы; получат возможность научиться рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский многонациональный народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы
Карта Российской Федерации.
Презентация на тему «Москва – столица нашей Родины» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/ 305/download/

Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совзаимо-действия
Универсальные учебные действия
Промежу-точный контроль

1
2
3
4
5
6
7

I. Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обуча- ющихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой:
- Я сегодня слышала такую пословицу: «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал» и никак не пойму, что это значит, ведь вокруг так много красивого!
- Наверное, в Москве есть какое-то особенное место, очень красивое.
- Интересно, какое?
– Сегодня мы поговорим о столице нашей Родины.
Есть на планете голубой
Такой прекрасный город,
Где бой курантов над рекой
Всем бесконечно дорог.
Здесь над Кремлевскою стеной
Звезда горит, сияет.
Моя Москва, мой дом родной, –
Пусть все об этом знают
Разговор кукол












Слушают и обсуждают тему урока
Фронтальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника
Устный опрос

II. Актуализация знаний

Беседа по теме «Что мы знаем о Москве?»

Проводит беседу по вопросам:
Прослушивание Гимна Москвы (+видеоролик)
Что за песню вы прослушали?
Какими словами можно описать музыку гимна?

– Как называется столица России? Подумайте, что такое столица? Чем замечательна Москва?
– Давайте отправимся в путешествие по Москве
Всегда ли наша Москва была такая красивая, величественная?

Слушание гимна Росси






Отвечают на вопросы
Фронтальная
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о столице нашей Родины – Москве; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов)
Устные ответы


Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7

III. Изучение
нового материала

Открытие нового знания (Формирование новых знаний)
Презентация на тему «Москва – столица нашей Родины».




































Физкультминутка
(Приложение).
Выполнить задание 1 в рабочей тетради
(с. 7)
Показывает и комментирует слайды презентации.


Откройте учебник (с.46)  Учитель читает слова: « Москва белокаменная»
Рассмотрите иллюстрации на странице слева. Что их объединяет? Посмотрите, как одеты люди. Давайте и мы прогуляемся c ними по старинной Москве. Заметили, что и в прежние времена Москва была украшена величественными зданиями. Интересно узнать, что это за здания? Для этого побываем в современной Москве. Посмотрите на соседнюю страницу. Сравни их. Что изменилось? Попробуйте найти одинаковые здания на старинных рисунках и современных фотографиях. Прочитайте подписи к фотографиям. Кто видел эти здания и памятники? Узнали?
Сможете ли теперь объяснить, почему Москву называют белокаменной, златоглавой?
А ведь Москва не всегда была даже белокаменной. Есть такая пословица «Москва не сразу строилась». Сначала, более 850 лет назад, она была деревянной. Построена по приказу Великого князя Юрия Долгорукого как небольшая крепость для охраны дальних границ.


Проводит физкультминутку.
Формулирует задание, помогает выполнить задание повышенной сложности, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания
Просматривают презентацию.








Выполняют упражнения.
Выполняют задания в рабочей тетради
Фронтальная.









Индивидуальная работа
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об истории Москвы и ее достопримечательностях.
Личностные: нравственно-эстетическая оценка содержания презентации.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические – анализируют объекты, выделяют главное.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя
Устные ответы.

Задание в рабочей тетради


IV. Первичное осмысление и закрепление
Выполнить задание 2 в рабочей тетради
(с. 7)
Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания
Отвечают на вопросы
Фронтальная
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, уважение и гордость за главный город своей Родины
Устные ответы

Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7

V. Итоги урока. Рефлексия
Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке
Проводит беседу по вопросам:
Много прекрасного и интересного есть в Москве – сразу, пожалуй, обо всем не узнаешь. Сегодня на уроке мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностей Москвы и Кремля.
Что нового  вы сегодня узнали, что запомнили, о чем хотелось бы рассказать?
Дома поделитесь со своими знаниями с родителями, и, если будет у вас желание и возможность, постарайтесь посетить те места, которые вас заинтересовали. Ведь Москва находится от нашего города очень недалеко.
– Какие достопримечательности Москвы вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

Спасибо вам за урок!


Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Фронтальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за работу на уроке





Приложение


Физкультминутка
Мы старались, мы учились Мы работаем руками.
И немного утомились. Мы летим под облаками.
Сделать мы теперь должны Руки вниз и руки вверх.
Упражненье для спины. Кто летит быстрее всех?
(Вращение корпусом вправо и влево.) (Дети имитируют движения

Рассказ учителя
А еще Москва  умеет разговаривать со своими гостями и горожанами, но по-особенному.  Каким образом? Послушайте.
Догадались, что это за звуки? Красивые? Теперь понимаете, почему Москву называют краснозвонной?
А это что за звуки?
Узнали? Это бой курантов (часов) на  Спасской башне Московского Кремля. Кто уже слышал эти звуки? Не правда ли, голос города очень похож на биение большого сердца. А бой курантов и символизирует сердце нашей Родины. Недаром  люди говорят: «Кремль – сердце Москвы»  
Кто знает, где именно в Москве находится Спасская башня? Кто был на Красной площади?
Найдите в учебнике изображение Спасской башни. Знаете ли вы, что под ней спрятан тайный подземный ход к Москве-реке, что часы смонтировали лишь через 134 года, а еще через 130 лет установили звезду. Высота башни 71 метр! Теперь Спасская башня является своеобразным символом Кремля и всей Москвы.
А еще люди называют Москву хлебосольной и приветливой. Почему, как вы думаете?
 Верно, в Москве проходит много выставок, соревнований, конкурсов. Свои лучшие изобретения люди везут в Москву, во Всероссийский выставочный центр – главную выставку нашей страны.  Москва – спортивный город, здесь много стадионов, спортивных клубов.
 Представьте, что мы с вами на стадионе.
Дружно все, ребята, встали, быстро руки вверх подняли,
   В стороны, вперед, назад,
  Повернулись вправо, влево,
 А теперь разок присели.  Встали, кругом повернулись,
Тихо сели, вновь за дело.
Москва – столица России. Как вы думаете, справедливо ли, что какой-то один из городов называют главным?
Вывешивается герб Москвы.
Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные? Красный – цвет победы, силы; синий плащ – цвет мирного неба; белый – цвет чистоты, добра.
Наше путешествие по Москве подошло к концу. Понравилось?
Так ли хорошо вы все запомнили? Хотите проверить? Откройте рабочую тетрадь на стр.32.
Попробуйте узнать эти сооружения. Уверены?  

15