Конспект урока обществознания по теме Я — гражданин России (7 класс)
Курсы повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
Контрольная работа по модулю 5
«Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность»
Конспект урока по курсу обществознания за 7 класс.
«Я – гражданин России»
Автор разработки – Чаланова Мария Борисовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом (Республика Коми).
2017 год.
Пояснительная записка.
Урок по теме «Я – гражданин России» в курсе обществознания для 7 класса включён в раздел «Общество и государство» (используемый учебник - Соболева О.Б., Корсун Р.П. Обществознание: человек в обществе. 7 класс. М., Вентана-Граф, 2015 г.) Учащимися изучены понятие «государство», устройство и функции государства, политика и политические партии, социальные конфликты и их влияние на политическое развитие.Данный урок является уроком открытия новых знаний (основные понятия – гражданин, права и обязанности гражданина, социальное государство).
Цели учителя: Дать представление о значении понятий «гражданин» и «гражданство», продолжить формирование навыков работы с текстом учебной книги и документа, создать условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, способствовать формированию патриотических чувств учащихся.
Ход урока:
Организационный момент (1 минута).
Учитель и учащиеся приветствую друг друга, настраиваются на активную работу на уроке.
Проверка домашнего задания (5 минут).
Учащиеся озвучивают свои ответы на вопрос 2 к § 21 (с.137): Какими путями развивается общество? Оцените достоинства и недостатки каждого из путей.
Примерный ответ: Учёные выделяют два основных пути развития общества – революционный и эволюционный. Революции приводят к быстрым изменениям в жизни общества (смене форм правления, способствуют быстрому экономическому развитию, вовлекают в активную преобразующую деятельность многие слои общества). Однако, они, как правило, сопровождаются гражданской войной, экономической разрухой и многочисленными жертвами. Эволюционный путь предполагает постепенные изменения в результате реформ и законодательной деятельности. Это медленный путь развития. Большинство современных государств выбирает эволюционный путь.
Учитель: Каким образом решаются социальные конфликты в рамках эволюционного пути развития общества?
Учащиеся: В демократических государствах создаются условия для конструктивного диалога и сотрудничества разных групп общества, принимаются законы, проводятся преобразования.
Подготовка учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (5 минут).
Учитель: Как называется законодательный орган власти в России? (Федеральное Собрание. Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы). Как формируется состав Государственной Думы? (Каждые 5 лет проводятся выборы депутатов в Государственную Думу.) Кто может участвовать в выборах депутатов в Государственную Думу? (Граждане Российской Федерации с 18 лет).
Учитель: Вы являетесь гражданами? Объясните значение слова «гражданин». (Несколько ответов учащихся; выявление затруднений – выход на тему урока – «Я – гражданин России»).
Цель учащихся: Уточнить и расширить представление о себе как гражданине Российской Федерации.
Задачи:
1. Уточнить значение слова «гражданин».
2. Ответить на вопрос «Что означает быть гражданином России?» (результат в форме устного высказывания, состоящего из 4-6 предложений)
Основной этап (этап изучения новых знаний) (20-25 минут).
Учитель предлагает обратиться к материалу § 22 (с. 138) Учащиеся читают пункт «Право быть гражданином» и выделяют определение понятия «гражданин». Понятие и определение записываются в тетради: «Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определённому государству».
Учитель: Как вы понимаете выражение «на правовой основе»? ( После обсуждения: Отношения гражданина и государства регулируются законом, правом. Основным законом государства является конституция. Права гражданина нашей страны отражены во многих статьях Конституции Российской Федерации.) Перечислите известные вам права гражданина Российской Федерации (ответы учащихся).
Учитель обращает внимание учащихся на то, что к § 22 прилагаются выдержки из некоторых статей Конституции РФ, характеризующие права и свободы человека и гражданина (с.143-146), предлагает ознакомиться с ними и продолжить фразу «Как гражданин Российской Федерации я имею право…»
Учащиеся (2-3 человека) озвучивают своё продолжение фразы. Учитель обобщает ответы учащихся, делает вывод: Граждане Российской Федерации равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова. Каждый имеет право на вознаграждение за труд, право на отдых, право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый имеет право на образование. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Учитель: Что означает «гарантируется»? (государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина). Как вы думаете, а у гражданина есть какие-то обязанности по отношению к государству? (Учащиеся работают с пунктом «Что значит быть гражданином России» на с. 140-142. Перечисляют обязанности гражданина РФ: соблюдать законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, получить образование, защищать своё Отечество. На с. 142 во втором абзаце встречается утверждение авторов учебника: «Мы обязаны быть патриотами…» - следует обсуждение с учащимися значения слов «патриот», «патриотизм», «гражданственность»). Учитель предлагает вернуться к цели и задачам урока. Какие задачи решены? Что ещё мы должны сделать? (Уточнили понятие «гражданин», установили основные права и обязанности гражданина Российской Федерации. Осталось составить и озвучить ответ на вопрос «Что означает быть гражданином России?»)Учащимся даётся время на подготовку устного ответа.
Этап подведения итогов учебного занятия(5-10 минут).
Выступления учащихся, вывод по изученному материалу.
Гражданин – высокое звание. Быть гражданином России – значит не только реализовывать свои права. Надо исполнять свои обязанности, сохранять лучшие традиции, проявлять ответственное отношение к судьбам наших соотечественников, нашей Родины, быть патриотом, активно участвовать в решении проблем.
Рефлексия (3-4 минуты).
Учитель:
- Поднимите руку те, кто считает урок полезным? Что полезного вы извлекли из этого урока?
- Кто считает свою деятельность на уроке успешной? В чём проявился ваш успех?
Предлагаю вам закрепить успех выполнением творческого домашнего задания, в ходе работы над ним вы сможете применить новые знания и ваши учебные умения. Подготовьте небольшую презентацию по теме «Я - гражданин России».