Методическая разработка урока обществознания по теме Гражданин России. 5 класс
Филиал МОУ «Горловская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области «Катинская основная общеобразовательная школа».
Методическая разработка урока обществознания с презентацией, посвящённая 20 – летию Конституции Российской Федерации. ( 5 класс)
Подготовила:
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории . Гладких Ирина Николаевна
391827 Рязанская область,
Скопинский район, село Катино. Филиал МОУ «Горловская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования – Скопинский муниципальный район
Рязанской области «Катинская основная общеобразовательная школа».
2014 год.
Тема урока: Гражданин России.
Тип урока – усвоение новых знаний.
Цель урока:
Способствовать формированию у пятиклассников представлений о гражданине , его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях.
Задачи урока:
На конкретных примерах познакомить учащихся с понятием «гражданин», важнейшими правами и обязанностями граждан РФ.
Содействовать гражданской социализации, воспитанию гражданственности на положительных примерах добросовестного выполнения обязанностей.
Совершенствовать информационные компетенции учащихся: умение работать с текстом, материалами СМИ, интернет ресурсами.
Оборудование урока:
Конституция Российской Федерации.
плакат « Права и обязанности граждан Российской Федерации».
Владимир Даль. Толковый словарь. Москва. «Терра»-«TERRA», 1994.
Презентация « Гражданин – Отечества достойный сын».[ электронный ресурс]:http:|// arbuzschool.ucoz.ru/index/0-19
Учебник обществознания. 5 класс Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова.
Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класс. Боголюбова, Л.Ф. Иванова.
План урока:
Гражданин – Отечества достойный сын.
Права и обязанности граждан России.
« Моя хата с краю».
Личностно значимая проблема:
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын! ( А.Н. Некрасов).
Методы и формы обучения: наглядный, частично – поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия: права, обязанности, Конституция, Конвенция, патриот, гражданин, патриотизм.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, товарищей, родителей.
Личностные УУД: выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Организационная структура урока.
1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности. ( слайд 1,2)
На первом этапе урока учитель создаёт эмоциональную, психологическую и мотивационную подготовку учащихся к усвоению изучаемого материала.
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей.
Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.
- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? ( Россия, Российская Федерация)
- Теперь назовите столицу нашей страны ( Москва)
- Что вы можете сказать о стране в которой мы с вами живём?( Начинает ученик, по кругу продолжают дети).( слайд 3,4)
Учитель обобщает мнения детей и подводит учащихся к выводу, что нашу страну мы называем Отечеством, Отчизной и все мы являемся гражданами этой страны.
Ответы учащихся дают возможность перейти к изучению нового материала. Учащиеся слушают тему урока « Гражданин России», пытаются самостоятельно сформулировать цели урока.
2 этап урока. Актуализация знаний.
На втором этапе урока учитель организует беседу по вопросам:
- Что значит быть патриотом?
- Как человек может служить Отечеству?
-Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?
Учащиеся аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. (любить свою родину, трудиться на благо своей страны, защищать свою родину, преумножать её богатства).
3 этап урока. Изучение нового материала.
1.Изучение нового материала начинается с организации работы учащихся по изучению нового понятия « гражданин».
Пятиклассники в курсе истории Древнего мира познакомились с политическим устройством Древних Афин и понятием « гражданин». Важно, чтобы на данном уроке учащиеся смогли расширить свои знания и на их основе сформировали представление о современном понимании гражданства.
Учащиеся знакомятся с рубрикой в учебнике « Путешествие в прошлое» - читают и отвечают на вопрос: можно ли в России участвовать в решении государственных дел таким же способом, как в Древних Афинах? ( в нашей стране граждане тоже принимают участие в управлении государством, голосовании, занимают государственные должности, в т. ч. женщины, что было не допустимо было в Древних Афинах).
Учитель привлекает внимание учащихся к словарной работе: знакомит с различными толкованиями слова « гражданин» в разные исторические периоды (гражданин – городской житель, горожанин, в 19 веке звание почётного гражданина за особые заслуги присваивалось купцам, военным и гражданским чиновникам). Такое звание сохранилось и в наше время. Например, почётным гражданином города Курска стал капитан погибший в 2001 году подводной лодки « Курск», Герой России Г.П. Лячин. В нашем городе Скопине тоже есть почётные граждане, увидеть которых вы можете в центре города на доске Почёта.
Задание № 1 (§ 13) в рабочей тетради позволит повторить и закрепить знания учащихся о лексическом значении слова « гражданин» из словаря В.И. Даля ((работа со словарём). ( слайд 5)
2.Раздел параграфа о правах и обязанностях граждан России содержит целый ряд сложных правовых и политологических терминов, с которыми следует познакомить учащихся. Для более эффективного усвоения этого раздела учебного материала, учитель проводит его в игровой форме, путешествия в удивительную страну « Правознайка». Новые понятия заранее выписаны на доску и оформлены в виде слайда. В процессе комментированного чтения текста параграфа, учитель останавливается и обращает внимание учеников на эти термины, при необходимости поясняет их (депутат, выборы, голосование, референдум, суд, государственные органы, право, закон, Конституция). Нет необходимости требовать от пятиклассников, чтобы они знали все конституционные права и обязанности граждан, но необходимо пояснить, что они записаны в главе второй основного закона – Конституции Российской Федерации ( право на труд, на образование, право не только избирать, но и быть избранным). Продолжаем путешествие в город « Словаринск» и знакомимся с основными правами граждан РФ. ( слайды 6,7)
Далее проводим работу по изучению статей Конституции Российской Федерации и заполнению таблицы в рабочей тетради « Права и обязанности».
В ходе работы с документом учитель обращает внимание ребят на то, что в некоторых статьях этой главы Конституции РФ говорится о правах именно граждан, в других используется слово «каждый». Это означает, что ряд прав и свобод Россия гарантирует не только своим гражданам, но и любому человеку, который оказался на её территории, - гражданину другого государства, лицу без гражданства. Например, в статье20 говорится: «Каждый имеет право на жизнь», а в статье 26: « Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
Важно также подчеркнуть, что Конституция гарантирует всем гражданам РФ равные права ( ст. 19): « Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».( слайд 8,9)
Необходимо привлечь внимание ребят к тексту учебника, в котором говорится о тех правах, которыми они уже сейчас пользуются, и отдельно остановиться на конституционных обязанностях. Продолжаем путешествие в «город обязанностей». Для того чтобы заострить внимание учащихся именно на обязанностях гражданина, учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Какие обязанности гражданина вам известны?
Выслушав ответы, учитель обращает внимание на схему в учебнике ( с. 109) об обязанностях граждан Российской Федерации.
- Какие обязанности есть у вас как граждан государства? (беречь природу, памятники истории и культуры, выполнять правила, установленные для детей и подростков).( слайд 8,9)
3. Есть люди, которых не интересуют события, происходящие в обществе. Их волнует только собственное благополучие. Отношение этих людей к жизни своего села, города, страны выражено в пословицах: « Что мне до него – было б мне хорошо», « Моё дело – сторона», « Моя хата с краю, ничего не знаю !», « После нас хоть потоп».
Вопрос к учащимся:
- Можно ли назвать таких людей достойными гражданами?
Материалы заключительных разделов и рубрик учебника содержат сведения о проявлениях гражданственности, гражданского долга нашими соотечественниками в разные исторические времена ( трудовой подвиг подростков в годы Великой Отечественной войны, оказание помощи людям, попавшим в беду в мирное время, организация в школах « зелёных патрулей»).
- Относятся ли к этим школьникам пословицы, которые приведены ранее?
- Можно ли сказать, что им безразлично происходящее вокруг?
- Ведут ли они себя как достойные граждане?
Организуя прочтение исторических фактов рубрики « Путешествие в прошлое», учитель проводит беседу – обсуждение:
- Как вы думаете, почему Кузьма Минин был назван гражданином своего Отечества?
-Как ты понимаешь выражение « Гражданин – Отечества достойный сын»?
- Подумай, есть ли связь между словами « гражданин» и « патриот»?
- Приведи примеры проявления гражданственности нашими земляками, которые могут служить примерами для вас? ( героический подвиг Ф.А.Полетаева – Героя Советского союза и Национального героя Италии, Ф.Ф. Соломатина – полного кавалера Ордена Славы, научное открытие и изобретение И.Ф. Евкина – учёного в области органической химии, трудовой подвиг В.Е. Хлобышева – бывшего председателя колхоза нашего села).
4 этап урока. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
На этапе урока первичное осмысление и закрепление изученного материала учитель определяет задания для самостоятельной работы в тетрадях № 1, 2, с. 67-68, организует контроль.
Задания в рабочей тетради дают возможность учащимся уже на основе изученного материала продемонстрировать своё понимание значения слово « Гражданин», умение проиллюстрировать его конкретными примерами.
5 этап урока. Итоги урока. Рефлексия.
На последнем этапе урока подводим итоги урока, обобщаем полученные на уроке сведения в форме викторины.( слайд 15, 16)
-Как называется основной закон страны?
- Общее название всякого населения страны.
- Человек, любящий свою родину.
- Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности.
- Человек, получивший от народа право на власть.
- Какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?
- найди герб Российской Федерации ( слайд 17)
- найди флаг Российской Федерации ( слайд 18)
Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Заключительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы выполнили поставленные перед нами задачи – научились определять права и обязанности граждан РФ, познакомились с понятием « гражданин», на конкретных примерах наших земляков узнали о проявлениях гражданственности, гражданского долга нашими соотечественниками в разные исторические времена. И я очень надеюсь, что вы вырастите честными, порядочными людьми, настоящими гражданами своего Отечества.
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын! ( А.Н. Некрасов).
Домашнее задание. § 13. Задания в рабочей тетради, № 6,7, с.70
Наиболее подготовленным учащимся предлагается самостоятельно подготовить презентацию по теме « Достойные граждане – мои земляки».