Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему Леса России
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
УЧИТЕЛЬ: ПЕТРУШИНА в.и.
Тема урока: «Леса России».
Цели деятельности учителя
Задачи
Формируемые УУД
Образовательные: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; установления взаимосвязи в природе; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».Развивающие: развитие умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;
Воспитательные: воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде; воспитание познавательного интереса; воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик. воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.
Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.
Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;
Познавательные: умения извлекать информацию, описывать, сравнивать. классифицировать природные объекты.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: действовать по плану. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые
коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности. Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные: получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон; различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе; находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение; развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; умение анализировать свои действия и управлять ими; развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; частично — поисковый; репродуктивный; фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml
http://download8.proshkolu.ru
Оборудование Интерактивная доска, карта «Природные зоны России»; учебник «Окружающий мир 4 класс» Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику, раздаточный материал ( карточка с вопросами, тест).
Основныепонятия тайга, смешанный лес, широколиственный лес
структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия
на уроке Формируемые умения(универсальные учебные действия) Промежуточный
контроль
1 2 3 4 5 6 7
1. Мотивация
Психологический настрой
(1 мин.)
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
–Здравствуйте, юные путешественники! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением мы начнём урок.
Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по- доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное и всё у нас получится!
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Вызывает эмоционально-положительный настрой на урок, создает ситуацию успеха, доверия
Фронтальный. Словесный. Л. – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
К.-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Организация рабочего места
2. Актуализация опорных
знаний
(5 мин.)
3. Само-определениек учебной деятельно-сти(2мин.)
4. Постановка учебной задачи
(2 мин.)
Проверка домашнего задания:
кроссворд.
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
Разгадайте кроссворд.
Задания:
Запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся в тундре.
Перечислите экологические проблемы тундры.
Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни.
Закройте глаза.(Звучат в записи голоса птиц.)
Что Вы представляли ?(ответы детей о лесе)
Читает стихотворение Садкова Аня
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(С. Погореловский.)
– В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?
-Определим цели работы на уроке.
1. Познакомиться с расположением зоны лесов на карте.
2. Познакомиться с частями зоны лесов и природными условиями.
3 Познакомиться с растительным и животным миром зоны лесов Учитель предлагает выполнить работу для проверки домашнего задания.
слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.
Ученики определяют тему и цели работы.
Фронтальная.
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная,
. Р-осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнениязадания
П – понимают важность теоретических знаний для решения практической задачи; применяют термины при формулировке ответа.
К – следят за правильностью речевого оформления.
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
П – анализируют учебный материал с целью решения проблемной ситуации
Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем ВыполненныезаданияУстные ответы
Устные ответы
5.
Открытие нового знания
(10 мин.)
6. Физминутка1мин.)Работа с картой.
Работа с карточками (сравнение природных зон)
Выполнение упражнений
– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России.
(КАРТОЧКА «Природные зоны»)
Проверим, что вы записали.
Расположение на карте.
Южнее зоны Тундры.
Природные и климатические условия.
Много осадков. Тепло. Почва богата питательными веществами. Тайга. Смешанные и широколиственные леса.
Растительный мир.
Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.
Дуб ,клён, липа, ясень, вяз.
Животный мир.
Кедровка, бурундук, летяга, соболь,
лось, заяц, белка, медведь, олень, рябчик, глухарь, тетерев, бурундук, рысь.
Сравним природные зоны «Тундра» и «Зона лесов».
Составим план сравнения природных зон (устно вместе составляем)
1.Расположение на карте.
2. Природные и климатические условия.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Деятельность людей
РАБОТАЕМ В ПАРАХ (совещаемся 1 минуту).
Тундра расположена на севере, а леса южнее.(показать на карте)
Климат Тундры холодный, а в зоне лесов тёплый, температура намного выше, чем в Тундре.
В Тундре вечная мерзлота и бедные питательными веществами почвы, а в лесах почва богата питательными веществами.
В Тундре растений мало и они низкорослые, а в лесах высокие деревья и разнообразные растения.
В Тундре в связи с климатическими условиями животный мир не разнообразен. Проживают только те, кто приспособлен к холодным условиям. В лесах разнообразие животных и птиц.
показывают на карте.
Заполнение карточки «Природные зоны»
Сравнение природных зон России.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Задает эмоциональный тон
Фронтальная, индивидуальная
Коллективная. Практический
П.-осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Р-ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Устные ответы
Работа по карточке
Устные ответы
7. Первичное закрепление.
(Практическая деятельность)
(15 мин.)
8. Подведение итогов урока.
(3 мин.)
9.Рефлексия.
Выставление оценок. (3 мин.)
10. Домашнее задание
(3 мин.)
Работа по учебнику, работа в тетрадях, работа с контурной картой.
Работа с плакатом «Природное сообщество лес»
Проверочная работа-тест
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Составление синквейна.
Выставление оценок
Комментарий учителя
Работа с контурной картой.
Откройте учебник стр. 72-73 .
Возьмите контурную карту «Природные зоны».
Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте зону лесов.
Проверьте друг друга.(взаимопроверка).
Работа с учебником.
Откроем учебник стр.96
Какие растения преобладают в тайге?
Стр. 100 учебника
-Какие растения преобладают в смешанных и широколиственных лесах?
Работа в тетрадях по группам 4 человека.
Тетрадь стр. 47 задание №2.выполняем в группе.
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ ПО РИСУНКУ УЧЕБНИКА.
Кто выполнил работу без ошибок?
Есть группа, которая допустила ошибку?
Тетрадь стр. 48.задание №2 (3) , а поможет нам учебник стр. 98-99.
Называем и записываем(Рысь, соболь, летяга, бурундук, кедровка, глухарь, бурый медведь.)
Посмотрите на плакат
Составим цепи питания, характерные для зоны лесов.
Пример:
Дуб → кабан → волк
Растения → белка → сокол.
Растения → заяц-беляк → рысь;
Растения → мышь-полевка → соболь;
Растения → мышь→ сова
Растения → мышь→ лиса
РАБОТА С ТЕСТОМ.
У вас на партах лежат проверочные тесты. Приступаем к работе. У вас 1 минута на работу с тестом.
САМОПРОВЕРКА С ЭКРАНОМ И САМООЦЕНКА.
В начале урока мы поставили цели .
Познакомиться с зоной лесов на карте.
Где расположена зона лесов? (Зона лесов расположена южнее Тундры и занимает самую большую территорию России)
Познакомиться с частями зоны лесов и природными условиями.
Зона лесов состоит из тайги , смешанных и широколиственных лесов. Климат теплее, чем в тайге. Много влаги. Богатая почва.
Познакомиться с растительным и животным миром зоны лесов.
Растительный и животный мир очень разнообразный. Хвойные деревья сменяются лиственными. Есть и смешанные леса. Много разнообразных животных.
СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА - ЛЕС
Работа в парах.
Прочитайте свои синквейны.
Прочитать текст на стр. 95-102
Выполнить задание в рабочей тетради
стр. 48-49
Дополнительное задание: выполнить сообщение (учебник стр.102 (2)) об одном из растений или животных, изображенных на рисунке.
Выполняют задание
заполняют схему в тетради.
Выполняют задание
Составляют цепи питания.
Выполнение теста.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Выполняют задание в парах, читают свои работы
Оценивают работу на уроке
Задают уточняющие вопросы
Работа в парах, работа в группах.
Фронтальная, индивидуальная.
Индивидуальная
Самостоятельная
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Парная К.-обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Л.-осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;
П – находят признак классификации предметов, применяют свои знания при решении нестандартных заданий.
Р – принимают учебную задачу
Л- оценивают свою работу.
К.-обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного
П.-ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р.-оценивают собственную деятельность на уроке
П.-ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р.-оценивают собственную деятельность на уроке
Р.-осуществляют поиск решения поставленных задач Устные ответы, работа с контурной картой и в тетради
Работа в тетради
Устные ответы,
Самостоятельная работа
Устные ответы
СинквейнСамооценка