Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Современные информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) активно входят в нашу жизнь и широко применяются не тольков старшем звене, но и заняли достойное место на уроках в начальной школе. Начальное образование – основа, от качества которого зависит успешность дальнейшего обучения ребенка. С принятием и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в начальное звено школы фактически обязывает педагогов использовать информационные технологии в образовательном процессе. Сейчас владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Одним из важных средств в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста является использование наглядности. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более увлекательными, насыщенными, мобильными, а главное - продуктивными.
Ученики начальных классов имеют наглядно – образное мышление, поэтому важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и эмоции, слух, воображение. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, внимание, мышление, воображение и фантазию, возрастает мотивация к учебе.
Учитывая психологические особенности младших школьников с ОВЗ, я чётко продумываю и дозирую работу с использованием ИКТ. Таким образом, применение ИКТ на уроках носит щадящий режим. Использование ИКТ на уроках математики позволяет:
сделать урок наглядным и разнообразным;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания);
привлечь большое количество дидактического материала;
повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
экономить время урока за счёт использования всевозможных ресурсов;
усовершенствовать контроль и самоконтроль знаний.
И всё вместе, конечно, способствует повышению качества знаний и продвижению ребенка в общем развитии.
В своей работе я использую электронное приложение к учебнику математики М.И. Моро, интерактивный тренажёр по математике для начальной школы. Также использую готовые электронные ресурсы, видеоролики, сама составляю мультимедийные презентации к уроку, к отдельным темам, составляю разнообразные тестовые задания по отдельным темам, провожу уроки с использованием интерактивной доски. Я убедилась, что их использование на уроках очень необходимо. От этого урок становится более ярким, интересным.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам – это создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и продуктивный способ представления информации с помощью компьютерных программ, сочетая в себе динамику, звук, изображение, анимацию и видео, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее наглядными и занимательными. Я подбираю и делаю сама презентации к урокам, созданные в программе PowerPoint, решаем примеры и задачи, изучаем таблицу умножения, организую устный счёт и самопроверку. Презентации в начале урока во время устного счета вызывают интерес у учащихся. Это задачи в стихах, круговые примеры, решение цепочек, примеров с окошками, табличные и внетабличные случаи умножения и деления, что позволяет в игровой форме совершенствовать вычислительные навыки. Также эффективно применение презентации на этапе объяснения нового материала, нежели по готовым чертежам у доски. Всё это помогает учащимся полно и прочно усвоить программный материал, привить интерес к предмету, где каждый ребенок может раскрыть свои способности и проявить себя. Благодаря интерактивности и наглядности, весь класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, обостряется восприятие, закрепляются и совершенствуются приобретенные на уроках речевые навыки, улучшается запоминание и понимание материала.
Довольно много времени отводится на решение задач, и здесь особенно важна наглядность. Это позволяет наглядно и доступно объяснить материал.
Материал, который трудно усваивается детьми, при использовании электронных приложений и тестов у ребят вызывает огромный интерес, усваивается лучше. На диске содержатся информационные материалы и тренировочные упражнения, а также тесты, с помощью которых учащиеся могут проверить свои знания. Каждый урок состоит из информационного экрана, содержит анимацию или слайд - шоу и тренировочные упражнения. Задания представлены в виде установления соответствия, упражнений на выбор одного ответа из нескольких упражнений, на подчеркивание правильных ответов, на заполнение пропусков. Выполнение заданий сопровождается звуковыми сигналами, соответствующими правильным и неправильным ответами. Учащиеся легче запоминают трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых наглядно показан и рассказан изучаемый материал. Это помогает повысить эффективность урока математики.
Интерактивный тренажёр применяю на самостоятельной работе при отработке и закреплении изученного материала. Использую компьютер для проведения индивидуальной и групповой работы.
Активно применяю компьютерные тесты, проверочные игровые работы, что позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
На уроках математики при помощи компьютера решаем проблему дефицита подвижной наглядности. Дети, под моим руководством, на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, отрезки, решают задачи на движение, изучают состав числа, таблицу умножения. Компьютер является стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Уроки с использованием ИКТ позволяют снять напряжение на уроке, оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет добиться значительных успехов в освоении учебного материала. У моих детей значительно возрос интерес к урокам, повысилось качество знаний по математике, о чем свидетельствует диаграмма:

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: внедрение ИКТ в учебный процесс начальной школы не только возможно, но и необходимо, так как это существенно расширяет возможности современного урока, повышает уровень знаний воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
1.  Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. - 2008. - №1.- с.31-33.
2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств.// Москва, " Народное образование". -1998. - с.114-119.
4. Яковлева Т.В. Использование информационных технологий при изучении морфемики и словообразования в начальном образовании школьников. //Начальная школа. - 2013 г. - №6.- с.26 -28.