Конспект урока по физике Закон Ома для полной цепи для обучающихся 10-х классов
Урок по физике в 10классе по теме «Закон Ома для полной цепи»
Учитель физики ГБОУ СОШ№603
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Полежаева Лариса Васильевна.
Электрический ток,
Электрический ток,
Говорят, ты порою
Бываешь жесток.
Может жизни лишить
Твой коварный укус.
Ну и пусть,
Все равно я тебя не боюсь!
Цели урока:
Обучающая: Ввести понятия электродвижущей силы; сформулировать закон Ома для полной цепи; сформировать у учащихся представление о различии между ЭДС, напряжением и разностью потенциалов.
Воспитательная: Работа в коллективе, волевая саморегуляция, формирование социальной роли ученика, положительное отношение к учению.
Развивающая: Навыки работы с приборами, логическое мышление, связь с жизнью.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Физика-10. Базовый и профильный уровни / авт. Мякишев Г.Я., БуховцевБ.Б., СотскийС.С. – М.: «Просвещение», 2008.
2. Сборник задач для 10-11 класса, автор Рымкевич А.П. – Дрофа, 2008.
3. Поурочные разработки по физике.10класс. Волков В.А.- М: «ВАКО»,2008.
Используемое оборудование:
Источник питания, вольтметр, амперметр, реостат, резистор, провода, ключ, карточки с заданием.
I. Организационный момент (готовность класса к уроку, внешний вид, порядок в классе, часть доски закрыта, схема участка цепи).
II. Проверка домашнего задания:
1) Фронтальный опрос:
1. В каком движении участвуют свободные электроны в металле?
2. Происходит ли при этом перенос электрического заряда?
3. В каком случае происходит перенос заряда через поперечное сечение проводника?
4. Что такое электрический ток?13 EMBED Equation.3 1415
5. Что представляет собой ток в металлах?
6. Что принимают за направление тока?
7. Как можно обнаружить электрический ток?
8. Какие действия тока мы знаем?
9. Какая величина служит основной количественной характеристикой
электрического тока?
10. Как рассчитать силу тока?
11. От каких величин зависит сила тока?
12. Какие условия необходимы для создания электрического тока?
13. Что собой представляет вольтамперная характеристика проводника с током?
14. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
15. Что характеризует электрическое сопротивление проводника?
16. От каких величин зависит электрическое сопротивление проводника?
17. Какие виды соединений мы знаем?
18. Как выгодно включать потребители к осветительной цепи?
19. Что совершает электрический ток, перенося заряд вдоль проводника?
20. Чему равна работа тока?
21. Что определяет работа тока?
22. Сформулируйте закон Джоуля - Ленца?
23. Что характеризует мощность тока?
24. Чему равна работа тока на замкнутом участке цепи?
2) Физический диктант:
1вариант:1. Закон Ома для участка цепи.
2. Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике.
3. Чему равно напряжение на концах проводника?
4. Записать законы параллельного соединения проводников.
5. Записать всевозможные формулы для расчета мощности тока.
6. Определить цену деления амперметра.
2вариант:1. Закон Джоуля-Ленца.
2. Чему равна сила тока?
3. Формула для расчета удельного сопротивления проводника.
4. Записать законы последовательного соединения проводников.
5. Записать всевозможные формулы для работы тока.
6. Определить цену деления вольтметра.
( сначала взаимопроверка вариантов, затем проверка на доске - открыть доску – выставление оценок).
III. Изучение нового материала:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
время
1
Самоопределение
деятельности
Психологическая мотивация: на доске изображен участок электрической цепи.
Что здесь изображено?
Из каких частей состоит электрическая цепь?
Все ли составные части присутствуют в данной цепи?
Итак, это только участок цепи.
Как выглядит Закон Ома для участка цепи?
Смотрят,
Слушают,
Отвечают.
Сопоставляют.
Анализируют.
2.
Выделение проблемного поля
Покажем полную цепь.
Какие элементы добавились?
Что не учитывает закон Ома для участка цепи?
Анализируют.
Сопоставляют.
Дают ответы.
3.
Совместная с учащимися постановка целей
Как вы думаете, чему будет посвящен урок? Каких целей мы должны достичь?
Что мы должны узнать?
Дети предлагают свои варианты и формулируют тему урока.
Формулируют цели урока:
-назначение источника тока;
-закон Ома для полной цепи.
4.
Совместный поиск решения проблемы
Поэтому нам надо в первую очередь уточнить назначение источника тока?
Зачем нужно эл. поле?
Каким образом?
Создать электрическое поле.
Разделение электрических зарядов.
Обсуждение вариантов ответов.
Давайте рассмотрим 2 шарика, несущие заряды противоположных знаков, соединив их проводником. Что происходит?
Надолго ли?
Т.е. заряды нейтрализуются и электрический ток исчезнет. Что дальше? Тока больше нет.
Т.е нужен источник тока. Каково же его назначение?
В источнике тока на заряды кроме кулоновских сил должны действовать силы неэлектрического происхождения. Их называют сторонними - это любые силы, действующие на эл. заряды, за исключением сил кулоновских. Они необходимы для постоянного разделения зарядов внутри источника тока.
Давайте обратимся к закону сохранения энергии, чтобы сделать правильный вывод о необходимости сторонних сил. Электрическое поле потенциально, т.е. работа этих сил по перемещению заряженных частиц вдоль замкнутой эл. цепи равна
Значит, в любой цепи должен быть источник энергии, поставляющий ее в цепь. Но кроме кулоновских сил, обязательно должны действовать сторонние силы, т.е. непотенциальные силы, работа которых вдоль замкнутого контура не равнялась нулю. Именно в процессе совершения работы этими силами, заряженные частицы приобретают внутри источника энергию и отдают ее затем в проводниках электрической цепи. Итак, сторонние силы приводят в движение заряженные частицы внутри всех источников тока на электростанциях, гальванических элементов, аккумуляторов и т. д.
Во всей остальной цепи заряженные частицы приводят в движение кулоновские силы.
Природа сторонних сил разнообразна: в генераторах - магнитные силы, в гальваническом элементе – химические силы.
Действие сторонних сил
характеризуется физ. величиной, называющейся электродвижущей силой ЭДС
·= Аст/q;
·- ЭДС [В]
( дать аналогию между электрическим током и течением жидкости по трубам)
Ну а теперь рассмотрим нашу простейшую полную (замкнутую) цепь. Давайте начертим ее на доске и соберем на демонстрационном столе.
Рассмотрим замкнутый контур
Апол =Аст + Ак, Ак=0 по закону сохранения энергии
Апол=Аст по закону Джоуля-Ленца
Апол=IІRt+IІrt Аст=
·q=
·tI
Вызвать ученика решить данное уравнение, после преобразований получаем
I=
·/R+r закон Ома для полной цепи.
Как его прочитать?
Сила тока зависит:
1.E 2.R 3.R
Если R0, то возникает ток короткого замыкания.
Iк.з.=
·/r Ток короткого замыкания очень опасен, приводит к пожарам зданий.
Чтобы избежать короткого замыкания включают предохранители, автоматические выключатели.
Физ-минутка ( упражнения для глаз).
В проводнике возникает ток
Ток прекратится как только все электроны перейдут с шара «-» на шар «+»
Нужен источник зарядов.
Нулю.
Небольшое сообщение – сравнение- аналогия дается учеником.
Учащиеся по желанию выходят начертить схему и собрать ее (двое учащихся)
Дети делают вывод.
Дети формулируют закон:
Сила тока в полной цети равна отношению эдс цепи к ее полному сопротивлению
Дают ответы
5
Закрепление нового материала.
а) практическое закрепление опыта;
б) самостоятельная работа с
самопроверкой,
взаимопроверкой,
самооценкой;
Выполняем эксперимент по определению ЭДС и внутреннего сопротивления, проводим математическую обработку результатов эксперимента.
Порядок выполнения работы:
1.Собрать электрическую цепь.
2.Создать необходимые условия для проведения эксперимента.
3.Проверить работу цепи при разомкнутом и замкнутом ключе.
4.Осуществить наблюдения и измерения в запланированной последовательности.
5.Записать и вычислить искомые величины.
Р. № 820.
1.Что означает запись на батарейке?
2.Какие силы называются сторонними?
3.Что такое ЭДС?
4.Как читается закон Ома для полной цепи?
5.Что такое ток короткого замыкания?
Снимают показания и решают экспериментальную задачу на определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
(один у доски, остальные в тетради)
Решают.
Дают ответы.
6
Рефлексия
Шкала анализа:
Актуальность, эмоции, значимость
7
Определение домашнего задания
§ 109, 110.№ 817, № 821.
СПАСИБО ЗА УРОК!