Тема урока: Решение задач на закон Ома для полной цепи
Урок в 10 классе. Решение задач на закон Ома для полной цепи
Цели урока:
Образовательная: организация активной деятельности учащихся, основанной на применении знания закона Ома для полной цепи для объяснения физических явлений, происходящих в повседневной жизни и решения экспериментальных задач
Развивающая: развитие самостоятельности в приобретении знаний при решении физических задач с использованием информационных технологий
Воспитательная: воспитание убежденности в возможности познания природы
Задачи урока
Образовательная: формирование ключевых компетентностей учащихся средствами современных педагогических технологий (технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ, технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, метод проектов) и внедрением компетентностного подхода в учебный процесс
Развивающая: развитие самостоятельного критического мышления и коммуникативных умений учащихся при работе в группах сменного состава
Воспитательная: оказание педагогической помощи в выборе направления дальнейшего образования
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение учащимся темы и цели урока, запись темы в тетрадь.
Повторение:
1). Вопросы:
Что такое электрический ток?
Какие вы знаете проводники электрического тока?
Какие условия должны выполняться, чтобы в проводнике мог существовать электрический ток?
Что называют силой тока? От чего она зависит? В каких единицах она измеряется?
Какой ток называется постоянным током?
Что называют электродвижущей силой? В каких единицах она измеряется?
Что называют напряжением? В каких единицах оно измеряется?
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Как рассчитать сопротивление проводника?
Как формулируется закон Ома для замкнутой цепи?
2). Решение устных задач.
При перемещении заряда 5Кл внутри источника тока сторонние силы совершают работу 30 Дж. Чему равна ЭДС источника?
( 6 В)
Определить напряжение на резисторе сопротивлением 100 к Ом при силе тока 1мА.
( 100В)
Сила тока в лампочке карманного фонарика равна 0,15А при напряжении 4,5 В. Найти сопротивление R нити накала.
( 30 В)
Сила тока в реостате, сопротивление которого 6000 Ом, не должна превышать 0,2 А. Можно ли включить реостат в сеть напряжением 220 В?
( I =0,37 А. Т.к. I не должна превышать 0,2 А, то реостат включать в сеть нельзя)
3. Решение задач (фронтально)
Задача №1
1. В цепи, изображенной на схеме R1 = 2,9 Ом, R2 = 7 Ом, R3 = 3 Ом, внутреннее сопротивление источника равно 1 Ом. Амперметр показывает ток 1 А. Определите ЭДС и напряжение на зажимах батареи.
Найдем общее сопротивление цепи. Резисторы R2 и R3 соединены параллельно, а к ним последовательно присоединен резистор R1.
Задача №2
Определить ЭДС батареи, если известно, что при увеличении сопротивления
нагрузки в2,5 раза напряжение на нагрузке возрастает от 3,5 В до 8 В. Запишем закон Ома для полной цепи для каждого случая.
Задача №3
При разомкнутом ключе амперметр показывает ток 1 А. Какой ток покажет амперметр при замкнутом ключе? ЭДС источника 10 В, внутреннее сопротивление источника 1Ом, R1 = 5 Ом, R2= 4 Ом, R3 неизвестно.
При разомкнутом ключе ток не идет через резистор R2.
При замкнутом ключе ток проходит через все резисторы. Т.к. сопротивления второго и третьего резисторов равны, то R2,3 = R2/2.
Задача №4.
ЭДС источника тока 3 В, его внутреннее сопротивление 1 Ом, сопротивления резисторов R1 = R2 = 1,75 Ом, R3 = 2 Ом, R4 = 6 Ом. Какова сила тока в резисторе R4?
Выполнив вычисления, получаем: I4 = 0,125 А.
4. Кроссворд
1. Единица измерения работы электрического тока.
2. Сопротивление проводника прямо пропорционально его […].3. Характеристика, показывающая на участке цепи какую работу совершает электрическое поле, перемещая единичный положительный заряд от одного конца участка к другому.
4. Величина, которая характеризует электрические свойства проводника и от которой зависит сила тока.
5. Физическая величина, равная электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.
6. Прибор для измерения силы тока.
7. Какой прибор предназначен для измерения электрического напряжения.
8. Единица измерения электрического напряжения.
9. Как соединены потребители электрического тока, если при выключении какого-либо одного потребителя тока, прекращается работа всей цепи?
10. Прибор, регулирующий силу тока в цепи.
11. Единица электрического сопротивления.
12. Единица силы тока.
5. Рефлексия, подведение итогов
6. Домашнее задание: подготовиться к ЛР №4