Сезонные изменения в природе осенью.
Урок развития речи.
Тема: Сезонные изменения в природе осенью.
Цели:
Продолжить изучение сезонных изменений в природе, познакомить учащихся с причиной изменения цвета листвы и её опадания.
Развивать память, воображение, корригировать и пополнять словарный запас.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, обогащать реальные представления об окружающем мире в природе.
Оборудование: листья тополя, осины, берёзы, предметные картинки грибов, фонограммы музыкальных произведений П.И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь», репродукции картин на осеннюю тему.
Ход урока.
I Организационный момент.-- Ребята, сегодня у нас праздник. К нам в гости пришла художница «Осень». Класс красиво украшен. Улыбнёмся друг другу и начнём урок.
II Актуализация опорных знаний.Подведение итогов экскурсии.
-- Какие изменения в природе вы заметили на экскурсии?
-- Как вы думаете, почему опадают листья?
Это связано с тем, что с наступлением холодов земля замерзает, а с ней и вода. Холодную и замёрзшую воду корни не всасывают.
Игра «Угадай дерево». (показываю листья)
-- Что вы узнали об этих деревьях?
-- Как они называются? (лиственные)
-- Почему?
--В каком месяце листопад?
-- Назовите осенние месяцы?
-- Отгадайте загадку:
Всё мрачней лицо природы;
Опустели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
III Сообщение темы и цели урока. -- Продолжим знакомиться с осенними изменениями в природе.
IV Изучение нового материала.1. Изучение изменений погоды осенью.-- Чем отличается осенняя погода от летней?
-- Какие изменения заметили?
2. Знакомство с описанием осенней погоды через стихотворение Ф Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (читаю стихотворение)
-- Как называют эти первоначальные дни? (бабье лето)
-- Какие снимки сделаны во время бабьего лета?
(читаю стихотворение Е. Трутневой «Осень»)
-- Какое слово даёт описание платья берёзы?
-- Идёте по красивой берёзовой аллее, а в воздухе звучит музыка
(отрывок из пьесы «Сентябрь»)
-- Какое настроение?
-- Когда заканчивается «бабье лето» погода существенно меняется.
-- Какая погода стоит сейчас?
В такую погоду не хочется выходить на улицу, ухудшается настроение.
V Физминутка.Мы листики осенние
Шуршим, шуршим, шуршим,
Мы листики осенние
Кружим, кружим, кружим,
И вместе с буйным ветром
Летим, летим, летим,
Ветер стихает и укрывает
Мокрую землю пёстрым ковром.
VI Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Октябрь»
-- Послушайте, как передаёт своё настроение П.И. Чайковский.
-- А какое настроение создалось у вас?
-- Какими словами передать это настроение?
VII Работа с репродукциями.Последняя осенняя прогулка.
-- Почему же, несмотря на плохую погоду, мы радуемся осени?
-- Какие осенние подарки могут нас ждать в осеннем лесу? (грибы)
-- Давайте соберём грибы в корзинку.
(отгадывают загадку, находят картинку)
-- Давайте ещё раз полюбуемся картинами осени, побродим по засыпанными листьями дорожкам, попрощаемся с осенью до следующего года.
(рассматривают репродукции картин на осеннюю тематику)
-- Какая картина вам понравилась, почему?
VIII Итог урока
-- Как изменяется погода осенью?
-- Какие изменения происходят в жизни растений?