Рабочая программа по географии 10-11 класс( с изменениями)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
города Ангарска, Иркутской области

«Согласовано»
Руководитель ШМО
учителей естественного- цикла
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР МБОУ
«О(С)ОШ»
«Утверждено»
Директор МБОУ
«О(С)ОШ»


_________ /________. /
___________/________ /
_____________/________


Протокол № _____

Приказ № ______

От «____» _______2016г.


От «____» _______2016г.


От «____» _______2016г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По географии, базовый уровень
Уровень образования - среднее общее образование
10-11классы
Количество часов – 36часов
Форма обучения - заочная
Учитель: Наумова Ольга Анатольевна
учитель географии, первой квалификационной категории









Принята на заседании Педагогического совета
МБОУ «О(С)ОШ» Протокол № ___
От «__» августа 2016г.





.
2016-2018
учебный год



Аннотация
Рабочая учебная программа по предмету «География » составлена для учащихся получающих образование на уровне среднего общего образования по заочной форме обучения. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что курс «Экономическая и социальная география мира» изучается как единое целое экономическое пространство. Основной единицей, объединяющей все разделы программы является «Мировое хозяйство». Изменения, которые происходят на политической карте мира, большой объем информации, раздробленность тем по курсам во времени обуславливает изучение курса концентрированно. Программа будет реализована в 2016-2018 учебных годах











































Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Закон РФ от 29.12.2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и наук и РФ от 09.03.2004г № 1312;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 08.12.2014г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использовании»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г №1089 (ред. От 23.06.2015г) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
Приказа Министерства образования и науки РФ № 2106 от 28.12.2010 г. «Об утверждении требований к образовательным учреждениям в части сохранения здоровья обучающихся и воспитанников»;
Письма Министерства образования Иркутской области №55-37-8424/16 от 12.08.2016г «О формировании учебного плана»;
Методических рекомендаций Министерства образования Иркутской области и Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №55-37-7456/16, № 75-37-1405/16 от 22.07.2016года «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016-2017 уч. год.»;
Письма министерства образования Иркутской области № 55-37-3494/16 от 12.04.2016г« Об обеспеченности учебниками и учебными пособиями»;
Программы общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы, классическая линия. Составитель С.В. Курчина. М.: «Просвещение», 2011 г.
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности;

Актуальность и новизна

Многолетнее отсутствие типовых предметных общеобразовательных программ для вечерних(сменных) общеобразовательных учреждений побудило педагогический коллектив к самостоятельной разработке рабочих программ на основе обязательного минимума содержания общего образования для различных форм обучения, используемых в школе. Основанием для такого решения послужили положения Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции общеобразовательного учреждения может служить основанием к работе по заочной форме обучения.
Особенность данной программы заключается:
в измененном режиме обучения, "концентрированном" освоении учащимися образовательной программы среднего общего образования;
в создании условий для активной самостоятельной подготовки учащихся с использованием информационно- коммуникационных технологий;
автоматизированных рабочих мест (АРМ), образовательных электронных ресурсов, системы компьютерного тестирования учебных достижений.
Вариативность способов освоения учебной информации (традиционные уроки, очные консультации с учителем, самообучение с использованием информационных технологий и ресурсов), вариативность способов предъявления учебных достижений, возможность проектирования индивидуальной траектории обучения, обеспечивает учащимся выполнение ФК ГОС без превышения норм учебной нагрузки, создает условия охраны их здоровья.
Учебный материал расчленен на зачетные разделы, которые являются логически завершенными частями учебного материала и представляют собой определенные этапы в формировании предметных и межпредметных знаний. По каждому зачетному разделу предусмотрена обязательная проверка знаний всех учащихся в форме компьютерного тестирования автоматизированными средствами тест-контроля на ПК в компьютерном классе. Освоение предмета - модуля завершается итоговым зачетом, средствами тест-контроля на ПК в компьютерном классе.
В качестве цифровых обучающих ресурсов используются электронные учебные издания таких кампаний, как ООО «Новый Диск», ООО «Просвещение - Медиа», ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С Современный урок» и др., а также учебно-методические пособия и обучающие тесты, разработанные сотрудниками ОГОУ ДПО ИРО
Рабочая программа по курсу географии «Экономическая и социальная география мира» на уровне среднего общего образования подразумевает освоение учащимися курса географии двух учебных лет (10 , 11 классы) .
Программа курса «Экономическая и социальная география мира» соответствует ФК ГОС по географии 10-11классах.
Курс завершает географическое образование школьников и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимании основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией, изучается как единое целое экономическое пространство. Основной единицей, объединяющей все разделы программы является Всемирное хозяйство, всемирный рынок.
Современный мир динамичен и особенности его развития определяют две тенденции, которые лежат в основе изучения географии.
Первая – глубокая гуманизация, резкое повышение интереса к человеку.
Вторая- интернационализация, постоянно увеличивающаяся взаимосвязь стран, регионов, народов, культур.
Основная цель курса – продолжить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, которые происходят как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Место предмета в базисном учебном плане
«Экономическая и социальная география мира» изучается в 10,11 классе в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Региональный базисный учебный план для заочной формы обучения отводит 36 учебных часов для обязательного изучения географии 10,11 классе из расчета 0,5 учебных часа в неделю. В структурном соотношении курс состоит из пяти разделов: раздел I «Введение. Политическая карта мира», раздел II « География мировых природных ресурсов», раздел III « Население мира», раздел IV «География мирового хозяйства», раздел V «Регионы и страны мира». В 10 классе изучение с раздела I по IV раздел. В 11 классе изучается V раздел .
Темы рассматриваются с позиции социально - экономического уровня стран, обеспеченности природными ресурсами и их рационального использования, контраста социального облика развитых и развивающихся стран.
На тему «Глобальные проблемы человечества» отводится два часа, т.к. в большинстве своем рассматриваются в фокусе предусмотренных программой тем. Наибольшее их изучение приходится на тему «Мировое хозяйство мира». На изучение темы «Россия в современном мире» отводится два часа, где будут рассмотрены особенности экономического развития России и ее место в современной экономике мира. Программа содержит практический компонент (10%) .
Данный курс завершает географическое образование на уровне среднего общего образования.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
В курсе «Экономическая и социальная география мира» предусматривается формирование следующих общепредметных компетенций:
1. Ценностно-смысловая определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способность видеть, понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и его жизнедеятельность в целом;
2.Общекультурная компетенция отражает круг вопросов , по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познанием и опытом деятельности в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека.
3.Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик владеет креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые ФК ГОС :
3.1. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
3.2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданного алгоритма. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих нестандартное применение одного из них.
3.3. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических работ для доказательства выдвигаемых предположений.
3.4. Самостоятельное на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса.
4.Информационные компетенции при помощи реальных объектов ( ТY, ПК, и т.д) и информационно – коммуникационных технологий ( электронная почта, ресурсы Интернет, СМИ., средства мультимедиа, работа в компьютерных программах – приложений, ЭОР и т. д.) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащихся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5.Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим миром и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
уметь передавать содержимое прослушанного в сжатом и развернутом виде;
уметь перефразировать мысль;
осознанное чтение;
владение монологической и диалогической речью.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, использование тестирующего комплекса. Используются диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального - дифференцированного, индивидуально-группового, коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых. проектных под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр и деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ .

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), ИКТ, ЭОР, организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Учебно-тематический план
В планировании предусмотрены изменения в количестве часов, с учетом количества часов предусмотренных РБУП для заочной формы обучения.
Внесенные коррективы составляют 50% и распределены по темам следующим образом:
Тема
Количество часов по программе
Количество часов по рабочей программе
Внесенные коррективы/причины изменения

Раздел №1Введение. Современная политическая карта мира
8
4
-4 за счет
использование ОЭР, самостоятельной проработки отдельных тем раздела.

Раздел 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы
6
4
-2
за счет сокращения обязательных практических работ, использования ОЭР

Раздел №3. География населения мира
6
4
-2
За счет сокращения обязательных практических работ, самостоятельной проработки некоторых тем раздела.

Раздел №4 География отраслей мирового хозяйства
11
6
- 5
За счет использования ОЭР

Раздел №5.
Региональная география мира
21
14
-16
За счет сокращения обязательных практических работ, использование проектных работ, ОЭР, самостоятельной подготовки некоторых тем раздела.

Тема №6 Россия в современном мире
8
1
-6
Изучаются в разделах с 1 по 5

Тема №7 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
5
2
-3
Рассматривается в разделе «География отраслей мирового хозяйства»

Итоговый зачет

1
0

Итого по программе
68
36


Зачетов

5
(4 тематических, 1 – итоговый по курсу)




На протяжении всего курса учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. Выполнение практических работ вносит существенный вклад в формирование географической культуры школьников, способствует качественному обучению географии. В программе предусмотрено выполнение и оценка обязательных 5 практических работ (практические работы проводятся в классе и дома и оцениваются у всех учащихся):

Раздел, тема
Практическая работа

Раздел 1. Введение. Политическая карта мира).
Раздел 2 География мировых природных ресурсов .

Раздел 3. Население мира.



Раздел 4. География мирового хозяйства.

ПР № 1 «Разнообразие стран современного мира»


ПР №2 «Оценка обеспеченности разных регионов основными видами природных ресурсов».



ПР №3
«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах мира. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».


П.Р №4Определение стран экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья,
районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Раздел №5
Регионы и страны мира
ПР №5 Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные отличия.
ПР № 6.Заполнение таблицы «Субрегионы Африки»
ПР №7. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков.
Содержание программы
36 часов (0,5 ч/н 10,11 классах)
Раздел №1 Введение. Политическая карта мира(4 часа)
Что мы будем изучать в курсе «Экономическая и социальная география мира».Понятие политическая карта мира. Современная политическая карта мира. Многообразие стран на политической карте мира. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Основные типы стран на политической карте мира. Международные организации. Россия в зеркале геополитики
Раздел №2.География мировых природных ресурсов(4 часа)
Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Минеральные и топливные ресурсы мира. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Земельные ресурсы. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Деградация почв , ее масштабы. Водные ресурсы. Различия в обеспечении стран пресной водой. Гидроресурсы. Лесные ресурсы. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты. Ресурсы мирового океана. Проблемы использования ресурсов мирового океана.
Нетрадиционные источники энергии. Рекреационные ресурсы. Виды природопользования.
Раздел №3. Население мира(4 часа)
Динамика численности населения. Демографический взрыв, его причины. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения. Половозрастная пирамида. Занятость населения. Экономически активное население. Проблемы безработицы и ее географические особенности. Плотность населения. Урбанизация. Агломерация. Мегаполис. Виды миграций. Причины и значение миграций. Эмиграция и иммиграция. Утечка умов.
Раздел №4.География мирового хозяйства(6часов)
Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Место России в мировой экономике. Основное содержание НТР. Международное разделение труда. Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, угольная и газовая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая и другие отрасли обрабатывающей промышленности. Сельское хозяйство мира. Земледелие. «Зеленая революция». Животноводство. Главные с/х районы мира. Транспорт и сфера услуг.
Раздел №5. Регионы и страны мира(11часов)
Регион и региональная география. Центры экономической мощи и « полюса»бедности. Англоязычная Америка. США, Канада. Латинская Америка: географическое положение, политическая карта региона, природные условия и ресурсы, население, темпы и уровни урбанизации, экономика региона, сельское хозяйство. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Западная Европа: географическое положение и состав региона, природные условия и ресурсы, население, темпы и уровни урбанизации, экономика региона, сельское хозяйство. Германия, Великобритания, Франция, Италия. Зарубежная Азия: Китай, Япония. Тропическая Африка и ЮАР. Австралия и Океания.
Тема №6. Россия в современном мир(2 часа)
Тема №7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (2 часа).
Итоговый зачет -1 час

Планируемые результаты обучения
Знать/понимать:
типологию стран на политической карте мира;
формы правления, государственный строй;
административно-территориальное устройство стран мира;
крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций, причины и виды миграций;
проблемы современной урбанизации
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
особенности научно- технической революции;
понятия « международное разделение труда»,формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем человечества;
программы приложения ПК

Уметь
оценивать и объяснять, анализировать:
ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
современное геополитическое положение стран и регионов;
положение России в современном мире;
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира;
определять общие черты и различия в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности ;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и с/х продукции;
выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
устанавливать причинно- следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию
составлять :
комплексную географическую характеристику регионов и стран мира,
картосхемы, связей географических процессов и явлений;
диаграммы, таблицы, на основе статистических данных и делать выводы;
модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
составлять сравнительную характеристику отраслей, регионов
работать с ПК, составлять слайд - презентации, рефераты , работать с ресурсами ИНТЕРНЕТ;
участвовать:
в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
Самостоятельность ответа;
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа обучающимся педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
  Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Учебно-методический комплект / Литература
 Для учителя
Учебник:
1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.М, Просвещение,2013- 2016 гг.
2. 1.Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. Учебник для 11 класса общеобразовательных учебных учреждений.М, «Дрофа», 2010 гг
Литература для учителя:
Учебники:
1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.М, Просвещение,2013 - 2016гг
2.Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира, М, Дрофа, 2010гг
3.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Экономическая и социальная география мира .Учебник для 10 классов .М, Просвещение, 2010гг
4.Холина В.Н. География человеческой жизнедеятельности. М, Просвещение, 2010г.

Методические пособия:
Ануфриева О.И., Поурочные планы на основе учебника Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира». Изд-во Волгоград: Учитель, 2010 год.
Жижина Е.А., Никитина Н.А., Поурочные разработки к учебнику Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира». Москва «ВАКО» 2011 год.
Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б., Поурочные разработки по географии, к учебнику Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» . Изд-во «Экзамен» Москва 2009год.
Наумова О.А., Алексеева Ж.В. Методическое пособие. Практические работы по географии. 9-10 классы. – Ангарск, МУДО ЦОРО, 2004..
Смирнова М.С. Уроки географии.10класс(методическое пособие).: М., «Дрофа»,2011г
Дидактические материалы:
Лиознер В.Л. Тесты. География . 10 класс.М, Дрофа, 2010г
Максаковский В.П.. Рабочая тетрадь по географии .Пособие для учащихся общ. Школ. М, Просвещение, 2013г .
Перлов Л.Е.Дидактические карточки задания по географии. К учебнику В.П. Максаковского. 10 класс.М, Экзамен, 2010г.
Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт(оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии.11 класс.-М: «Экзамен», 2010г.
Симагин А.Ю., Пятунин В.Б., контрольные и проверочные работы по географии 10-11класс..Новые. М, Дрофа , 2010г.
Симагин Ю.А., Глушков В.Г. Пособие по географии Тесты , ответы, справочник. Для поступающих в ВУЗы. М, НТУ, 1996- 2004гг.
ФромбергА.Э., Барабанов В.В. и др. География. Ответы на экзаменационные билеты.11 класс. Экспресс курс подготовки к ЕГЭ: учебное пособие. М: «Экзамен»,2010г.
Информационные ресурсы: Тестирующий комплекс по Географии, в оболочке UniTesT
Ресурсы ИНТЕРНЕТ

Название ресурса
Вид ресурса (информационные, практические,
контрольные)
Форма представления
информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Web 2.0 для учителя
Информационные
Практические
Контрольные

Документы
Презентации
Тесты
Дидактические игры
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



2
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Информационные
Практические
Контрольные

Документы
Презентации
Проверочные работы
Практические задания
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
Инфоурок
Информационные
Практические


Видеоуроки
Планы уроков
Презентации
Тесты
Рабочие программы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4
Инфоурок
Личный сайт учителя Наумовой Ольги Анатольевны
Информационные
Практические


Конспекты уроков
Справочная информация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Информационные
Документы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


5
Русское географическое общество
Информационные
Справочная информация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


7
Сеть творческих учителей
Информационные
Практические
Контрольные

Видеоуроки
Планы уроков
Презентации
Тесты
Рабочие программы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

8
Народная энциклопедия городов и регионов России
Информационные
Справочная информация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


9
Популярная география
Информационные
Справочная информация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


10
География. Планета Земля
Информационные
Виртуальное путешествие
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


11
Современный открытый урок
География в двух частях
6 - 11 класс
Информационные практические Контрольные
Презентации
Тесты
Практические работы
Конспекты уроков
Виртуальное путешествие


12
Энциклопедия «Кругосвет»
Информационные

интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

13
География.
1С «Образовательная коллекция»
6 -11класс

Информационные
Практические
Контрольные

CD-ROM
(Презентации
Тесты
Практические работы
Видеоуроки
Анимации)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


14
География
Электронные уроки
6-11 класс
Информационные
Практические
Контрольные

Иллюстрации

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15
Проверочные тестовые задания
10 кл.
Контрольные
интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


16
Мир карт
Информационные
Интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


17
Официальный информационный портал ЕГЭ
Практический
Онлайн задания
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


18
ФИПИ. Открытый банк заданий
Практический
Тестовые задания
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




















Календарно- тематическое планирование по курсу
«Экономическая и социальная география мира» на 2016/2017- 2017/ учебные года
36часов (0,5 часа в неделю)10-11 класс


Программа
Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9,10-11 классы. 3-е издание; составители : Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. . М.: «Просвещение», 2010г.


Основная литература
Базовый учебник
1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М:, Просвещение,2009- 2013 гг.




Методическое пособие для ученика
Экономическая и социальная география мира, 10 класс: Атлас, с набором контурных карт, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.


10 класс
Раздел ,тема
Кол-во часов
Тип урока
Практические работы
Тезаурус
Требования к уровню подготовки
Корректировка

1
Раздел 1. Введение. Политическая карта мира).
Многообразие стран современного мира.
4

1
Обзорная лекция.
1С «Образовательная коллекция»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Суверенное государство, освободившаяся страна, региональный конфликт.
Знать:
типы стран,
основные формы правления,
административно-территориальное устройство стран мира.


2
Типология стран мира. Государственный строй стран мира.
1
Комбинированный урок.

ПР.Р 1.
Разнообразие стран современного мира»
«Микро-государства». Республика, монархия, унитарные, федеративные



3
Влияние международных отношений на политическую карту мира.
1
Комбинированный урок.

Политическая география,
геополитика.



4
Зачет №1 : Политическая карта мира с использованием тестирующего комплекса в оболочке UniTesT --1 час

5
Раздел 2 География мировых природных ресурсов .
Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы

4

1
Комбинированный

С использованием ОЭР
1С «Образовательная коллекция»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Природные ресурсы,
ресурсообеспеченность. Структура земельного фонда,
опустынивание земель
знать/понимать:
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
уметь:
оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.


6
География природных ресурсов Земли: минеральные, земельные, водные.
1
Практикум.
ПР.Р №2. Оценка обеспеченности разных регионов основными видами природных ресурсов.





7
География природных ресурсов Земли: биологические, Мирового океана, рекреационные.
1
Практическая работа.





8
Зачет№2 по теме : Природные ресурсы мира с использованием тестирующего комплекса в оболочке UniTesT - 1 час





9
Раздел 3. Население мира.

Численность и воспроизводство
населения. Демографическая политика. Демографическая проблема
4

1


Вводная
Лекция.
ПР.Р №3
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах мира
Воспроизводство, типы воспроизводства, средняя продолжительность жизни,
«демографический кризис», «демографический взрыв», демографическая политика.
знать/понимать:
численность и динамику
населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций,
проблемы современной урбанизации;
уметь:
оценивать и объяснять
демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и
территориальной концентрации
населения и производства.


10
Структура населения. Трудовые ресурсы и занятость населения. Этнический и религиозный состав населения.
1
Лекция
с элементами
беседы.
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Возрастно-половая пирамида, трудовые ресурсы, экономически активное население.
Этнос, мировые и национальные религии.



11
Городское и сельское население. Урбанизация. Проблемы Урбанизации Экологические проблемы больших городов .Размещение и миграции населения
1
Лекция
с элементами
беседы.

Современные миграции, типы миграций Урбанизация, субурбанизация, «трущобная урбанизация»..



12
Зачет №3. Население мира с использованием тестирующего комплекса в оболочке UniTesT -1 час


13
Раздел 4. География мирового хозяйства.
Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда.
6

1
Урок-лекция.

1С «Образовательная коллекция»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



П.Р №4.Определение стран экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья,
районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Международное разделение труда,
международная экономическая интеграция.
знать/понимать:
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития,
специализации в системе международного географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем человечества.




14
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Место России в современной мировой экономике. Международная специализация и кооперирование.
1
Комбинированный урок.

Региональная политика, центры мирового хозяйства Специализация кооперирования..



15
География важнейших отраслей. Промышленность.
Добывающие и обрабатывающие отрасли
1
Самостоятельная работа с текстом учебника и картами атласа.

Старые, новые, новейшие отрасли Традиционные и альтернативные источники энергии.



16
Сельское хозяйство.
Продовольственная проблема

1
Комбинированный урок.

Зелёная революция, агробизнес.



17
География транспорта Внешнеэкономические связи.

1
Комбинированный урок.

Мировая транспортная система, «дешёвые флаги».



18
Зачет №4 Мировое хозяйство мира с использованием тестирующего комплекса в оболочке UniTesT – 1 час

11
Кл.
Раздел 2. Регионы и страны мира.
17
1С «Образовательная коллекция»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Знать:
типы стран,
основные формы правления,
административно-территориальное устройство стран мира.


19-20

Повторение знаний за курс географии 10 класса «»Общая характеристика мира»
Региональное деление мира.


2
Комбинированный урок.
Тестирование












21
Зарубежная Европа. Общая характеристика, деление на субрегионы.








1
Лекция.

1. Западноевропейский тип города.
2. Субурбанизация.
3. Западноевропейский тип транспортной системы.
4. Портово-промышленный комплекс.
5. «Ось развития».
6. Столичный регион.



22
Страны Западной Европы:
Германия. Великобритания. Франция. Италия.
1
Комбинированный урок составление слайд- презентаций



уметь:
составлять
комплексную географическую характеристику регионов и стран мира,
таблицы,
картосхемы,
диаграммы,
простейшие карты,
модели,
отражающие географические закономерности раз личных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций.









«Азиатские тигры»,
новые индустриальные стран,
азиатский тип города,
мегалополис, «технополис», «полис роста».

Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства, монокультура, арабский тип города.



23
Зарубежная Азия. Общая характеристика, деление на субрегионы.


1
Обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.
ПР №5 Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные отличия. (первая часть)




24
Китай Япония Индия Таиланд


1
Комбинированный урок.
ПР №5 Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные отличия(вторая часть)




25
Африка. Общая характеристика, деление на субрегионы
Северная Африка: Египет

1
Комбинированный урок.
ПР № 6.Заполнение таблицы «Субрегионы Африки»
Составить комплексную географическую характеристику
.
.



25
Южная Африка: ЮАР

1





27
Зачет №2 Страны Зарубежной Азии, Африки

1
Тестирование





28
Северная Америка: США
Канада

1
Комбинированный урок.



Знать: Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения США,Канады; главные промышленные и сельскохозяйственные районы; макрорайонирование США, Канады. Уметь: давать экономико-географическую характеристику страны.








Латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация, латифундия,колониальный тип территориальной структуры хозяйства.



29
Латинская Америка: Бразилия

1
Комбинированный урок.





30
Австралийский Союз
1






31-32
Тема 6. Россия в современном мире. Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве международном географическом разделении труда


2
Лекция с элементами беседы .
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.


знать/понимать:
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
давать правильную оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России.


33
Тестирование по теме «Страны Азии, Африки и Латинской Америки»
1






34-35
Тема 7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.


2

ПР №7. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
Экологический кризис, устойчивое развитие, глобальный прогноз, глобальная научная гипотеза, глобальный
( мировой) проект.
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;


36
Итоговый зачет с использованием тестирующего комплекса в оболочке UniTesT


1










 СанПиН 2.4.2 2821-10











15