Внеурочное занятие с применением комплекта лабораторного оборудования «От качелей к весам».
Внеурочное занятие для 1 класса с применением комплекта лабораторного оборудования «От качелей к весам».
Учитель: Павленко Светлана Александровна
МБОУ НОШ №11 г. Новороссийск
Педагогическаяцель Сформировать представление о переходе от конструкции качелей к весам, создать условия для ознакомления с понятиями «Вес», «Равновесие».
Тип, вид урока Комбинированный
Планируемыерезультаты(предметные) Приобретение начального опыта применения полученных знаний для решения практических задач; знакомство с технологией взвешивания, умение действовать в соответствии с алгоритмом; приобретение первоначальных представлений об эксперименте.
Универсальные учебныедействия (метапредметные) Личностные. организация исследовательского пространства, умение оценивать работу одноклассников на основе заданных критериев, приобретение навыков сотрудничества.
Регулятивные. Регулирование собственной деятельности, быстрое и эффективное использование в своей деятельности способов поиска, сбора, обработки и анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные. Обработка полученной информации: подведение итогов и выводов в результате совместной работы всего класса, самостоятельная и мотивированная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения оценки результата).
Коммуникативные. Готовность слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Основноесодержание темы, понятия и термины Понятия «Вес», «Равновесие», конструкция качелей, весы
Образовательные (цифровые) ресурсы Листы с заданиями для проведения простейших экспериментов, комплект лабораторного оборудования для проведения весовых измерений, проектор, документ – камера, презентация по теме занятия.
Сценарий занятия:
Этапы
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Организационный момент Прозвенел звонок веселый
Все ли дети вы готовы?
Новых знаний целый ряд
Вы хотите получать?
- С каким настроением начинаете урок? Нам сегодня понадобится ваше внимание, умение слушать, думать, работать дружно!
А теперь, чтобы настроиться на занятие, давайте проведем небольшую разминку. Я загадаю загадки, а вы их разгадайте:
Вверх – вниз,
Вверх – вниз
Кататься хочешь –
На нас садись. (качели)
Фрукты на качели
Покататься сели.
Стоит им лишь прекратить,
Нам придется заплатить. (весы)
- Молодцы, быстро разгадали загадки. Приветствие Способность регулировать свою деятельность
2 Целеполагание- Итак, настало время уточнить цель нашего занятия.
Слайд№1
Цель: рассмотреть конструкцию качелей и выполнить эту конструкцию, познакомиться с весами, принципом работы рычажных весов.
-высказывают предположения, называют цель Мотивированно организовывают свою деятельность.
3 Актуализация знаний Слайд №2
- Ребята, посмотрите, кого вы видите на экране?
- легко ли выполнить это упражнение?
-Каким образом ему удается это сделать?
- Для чего он это делает?
-Как называется это состояние? - человек, идущий по канату
- ответы детей
- он помогает руками
- чтобы удержаться на канате
- равновесие. Участие в коллективном обсуждении.
4 Постановка проблемы - Итак, мы должны выяснить, что же такое равновесие? Как его достичь?
- Попробуйте встать на канат (лежит на полу) и пройдите ровно по нему, прижав руки к туловищу.
- Что нужно сделать, чтобы не сойти с каната?
Оказывается, равновесие (или баланс) – состояние определенной системы. Система считается находящейся в равновесии, если одни воздействия на нее компенсируются другими или отсутствуют вообще.
Равновесие бывает разным: экономическое, химическое, равновесие в жизни (между разговором и выслушиванием), в личных отношениях (забирать-отдавать).
- Как вы думаете, почему мы начали наш урок с загадок о качелях, весах? - предположения детей
- это сделать очень трудно, хочется раздвинуть руки в стороны. Обработка полученной информации, мотивированная организация деятельности.
5 Практическая работа -Давайте выполним первый эксперимент.
-Работать мы будем в парах.
-Вспомним правила работы в парах:
Слайд №3
- Также мы должны вспомнить правила техники безопасности при проведении практических работ, экспериментов:
Слайд №4
Мы попытаемся сделать качелю.
-Возьмите лист с заданиями.
Прочитаем эксперимент №1.
-Попробуем его выполнить.
- Зарисуйте то, что у вас получилось, сделайте вывод (показываю через документ – камеру работу). Один говорит, другой слушает.
Свое несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
Работать должны оба.
Изучи порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.
Подготовь к работе рабочее место, убери все лишнее.
Проверь наличие оборудования.
Соблюдай все указания учителя по безопасному обращению с оборудованием.
Запрещается самостоятельно проводить любые эксперименты, не предусмотренные данной работой.
. По окончании работы приведи в порядок рабочее место, сдай все оборудование учителю.
Помещают опору качелей на стол ребром опорной призмы вверх, кладут на опору перекладину (шкала смотрит вверх) и находят для нее положение равновесия.
Затем прикрепляют прищепки к перекладине и снова пытаются уравновесить ее.
Формулируют вывод: чтобы уравновесить качели, нужно положить с двух сторон одинаковый груз. Обработка полученной информации: подведение итогов и выводов в результате совместной работы всего класса, организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения оценки результата).
ФизминуткаАх, качели, ах, качели!
Подхватили, полетели,
Оторвали от земли,
Прямо в небо унесли!
Перехватывает дух,
Сердце замирает,
Вверх –ух! Вниз-ух!
Все в глазах мелькает!
Я лечу! Я лечу!
И кричу, и хохочу!
Посильнее раскачаюсь,
Прямо в небо улечу! Выполняют движения. - Теперь от качелей переходим к весам.
-Выполним эксперимент №2.
Прочитаем задание, выполним его.
- Используя такой прибор, можно установить, например, какой из двух предметов тяжелее, какой легче, прикрепив их к разным концам перекладины.
- Зарисуйте то, что у вас получилось. Сформулируйте вывод.
- Что можно сделать для того, чтобы взвешивать было более удобно?
- Выполним эксперимент №3.
- Зарисуйте то, что у вас получилось, сделайте вывод (просмотр через документ камеру).
-Посмотрите на ваш первый рисунок. Именно так выглядели самые первые весы, которые придумал человек. И были они созданы в Месопотамии в 5 тысячелетии до н. э. Эти весы представляли собой коромысло с веревками на концах (слайд №5)
- Римляне изобрели весы под названием «Римские моментальные». Весы состояли из одной чаши и груза, который быстро перемещался по рычагу с делениями. Это позволяло продавцам обслужить большее количество клиентов (слайд №6).
- Время неслось быстрее и быстрее. Теперь французы усовершенствовали весы. Они поместили коромысло под чашечками весов, а не над ними, как это было раньше. Коромысло играло роль платформы, поэтому такие весы называли платформенными. Эта идея прожила очень долго и такие весы, только более усовершенствованные, стояли на прилавках наших магазинов совсем недавно .- Позже появились циферблатные весы (слайд №7).
- Сейчас люди пользуются в основном электронными весами (слайд №8), хотя все весы, изобретенные на протяжении истории человечества, продолжают существовать до сих пор.
Вставляют перекладину в отверстие в опоре качелей, помещают собранные качели на стойку. Перемещая перекладину, находят положение равновесия.
Формулируют вывод: качели и весы имеют похожее устройство.
- Прикрепить чаши к перекладине.
Устанавливают коромысло на стойку весов, закрепляют его, уравновешивают. Подвешивают чашки весов к обоим концам коромысла. Сравнивают массы разновесов из набора (тяжелее, легче).
Формулируют вывод: масса предмета зависит не только от его размера, но и от материала, из которого он сделан. Используют оборудование для решения учебной задачи.
Рефлексия - Итак, время подвести итог нашего занятия. Вы были сегодня молодцы, узнали много интересного. Что получилось? Какие трудности испытывали?
Где могут пригодиться вам эти знания? Можем определять, какой предмет легче (тяжелее). Стараться поддерживать равновесие (природное, в отношениях). Формулируют собственное мнение.
Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.