Занятие с использованием комплекта лабораторного оборудования «Плавание и погружение»
Тема «Что плавает - что тонет? Повторение и закрепление
Тип урока: урок-исследование
Цель: повторить основные предположения, высказанные на предыдущих занятиях
Задачи:
доказать правильность всех предположений через опровержение;
заполнить рабочий бланк «Вот что мы открыли»
Формирование УУД:
Р - умение самостоятельно формулировать тему урока, ставить цель урока, сохранение ее на уроке, самостоятельно ориентироваться в новом учебном материале.
П- умение проводить эксперимент, анализировать полученные результаты, обобщать, развить умение делать выводы по результатам экспериментальных исследований, умение работать с таблицей.
К- умение работать в группе для достижения общих результатов.
Оборудование: 1 металлическая пластина, 1 кусок воска 500 г, 1 деревянная пуговица, 1 металлическая пуговица, 1 пенопластовая пластина с отверстиями, 1 кусок пемзы, 1 кубик эбенового дерева, 1 емкость для воды, рабочий бланк, «Вот что мы открыли», салфетка, 1 булавка, 1 кусок дерева.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте, мои маленькие исследователи. Прочитайте пословицу и скажите, какой смысл у пословицы.
Ученый без дела — как туча без дождя.
Мы с вами сегодня тоже будем учеными, кто готов приступить к делу? Ученому нужно заниматься делом, иначе его нельзя назвать ученым, например, туча не может без дождя и ученый не может без дела, т.д.
Что-то будем делать
2.Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Послушайте загадку:
Это что же там плывёт по реке?
По реке плывёт не щепка,
Он из брёвен связан крепко,
Не корабль, не паром, Нет ни паруса, ни вёсел, А плывет - не тонет он.
А зачем нужен плот? Какому герою будем помогать?
Какие знания нам понадобятся, чтобы сделать плот? Плот
Питу Перленклау
3.Фиксирование затруднения в самостоятельной деятельности Предлагаю посмотреть высказывания детей из других классов. Согласны ли вы с ними?
Все, что тяжелое, тонет.
Всё, что маленькое, плавает.
Всё, что плоское, плавает.
Все, что металла, тонет.
Всё, что пенопласта, плавает.
Всё, что воска, плавает.
Всё, что из дерева, плавает.
Все, что камня, тонет.
-Почему получились разные ответы?
Какая тема урока?
Учитель записывает тему урока на доске. Работа в группе по 4 человека: дети обсуждают предположения и подтверждают их либо опровергают, помечают: верно, неверно, V – требуют уточнения.
Точно не знаем, какие материалы тонут, а какие нет?
Что плавает, что тонет?
Ученики записывает тему урока в бланке.
4.Исследовательский этап.
5. Этап работы с информацией.
5.Этап обмена информации.
6.Этап связывания информации – открытие общей идеи Если вы думаете, что предположение не соответствует действительности, можете ли вы это доказать? Как?
– Известен ли вам какой - нибудь тяжелый предмет, который, несмотря на это, плавает?
Значит, какое это высказывание?
– Известны ли вам какие - нибудь маленькие предмет, который, несмотря на это, тонет?
-Какое это высказывание?
– Известны ли вам какие - нибудь плоские предметы, которые, несмотря на это, тонут?
- Какое это высказывание?
-Какое следующее высказывание? Докажите.
Физминутка. Мы проверили 4 высказывания, сколько еще осталось?
Давайте немножко отдохнем. Под музыку дети выполняют упр.
-Какое это высказывание? Кто докажет?
-Знаете предметы из воска, которые тонут?
-Какое это высказывание?
Работа с информацией. Работа в группах.
Вы уже знаете, что исследователи должны уметь работать с информацией. Где мы можем прочитать достоверную информацию?
Предлагаю вам эту работу. Первая группа работает с энциклопедией.
1.Прочитайте текст.
2. Подчеркните важную информацию.
3. Ответьте на вопросы
4. Сделайте вывод.
039370001.Эбе́новое де́рево,— это чёрная древесина некоторых тропических деревьев. Древесина относится к самым ценным древесным породам. Эбеновое дерево находит применение в при изготовлении мебели, музыкальных инструментов. Эта древесина тонет в воде.
Вопросы:
Как называется дерево с чёрной ценной древесиной?______________________
Эбеновое дерево – это древесина? _______
Эта древесина плавает? _________
Вывод: _____________________________________
Вторая группа работает с ___________ .1.Прочитайте текст.
2. Подчеркните важную информацию.
3. Ответьте на вопросы
4. Сделайте вывод.
330209525002. Пемза – это пористый и твёрдый камень горной породы, который образовался в результате быстрого застывания кислых лав, насыщенных газами. Применяется в строительном деле. Производит впечатление плотной породы, хотя, на самом деле, пемза насквозь пронизана порами, и часто настолько лёгкая, что не тонет в воде.
Вопросы:
Как называется твердый камень горной породы? ________________
Пемза – это камень?_______________
Этот камень тонет? _____________
Вывод:
Третья группа работает с достоверной информацией из интернета.
1.Прочитайте текст.
2. Подчеркните важную информацию.
3. Ответьте на вопросы
4. Сделайте вывод.
4699070485003. Архиме́д — древнегреческий учёный. Занимался математикой, механикой, физикой и астрономией. Ему принадлежит основной закон гидростатики – Закон Архимеда. Закон
Архимеда помогает объяснить плавание подводных лодок, животных и человека, помогает поднимать затонувшие корабли. Вопросы:
Как звали древнегреческого учёного?_________
Как называется закон ? ___________
Что помогает объяснить этот закон?
Вывод:
Ответственный в группе знакомит всех с вопросами и выводом.
Другие группы фиксируют вывод группы в таблице:
Название объекта исследования Материал Плавучесть
Эбеновое дерево Древесина плавает тонет +
Пемза Камень плавает +
тонет Вставь недостающие слова:
Закон (чей?) __________ : на тело погружённое в ______________ действует _________________ сила.
После выступления третьей группы:
- Предлагаю посмотреть мультфильм. 9м22 с - 11.50. и потом выполните задание после таблицы.
-Прочитайте высказывание следующее, что можете о нем сказать? Давайте докажем.
-Что увидели? Как уточнить высказывание?
Какое последнее высказывание? Докажем.
Как уточним данное высказывание?
Провести опыт
Дети опытным путем доказывают, что
тяжелый кусок воска не тонет.
Неверное.
Булавка, галька , металлическая пуговица и т. д. тонет
Неверное
Металлическая пластина тонет
Неверное
Верное
Дети вспоминают опыт, проведенный на предыдущем уроке.
Верное
Нет
Верное
Верное
Вывод: эбеновое дерево это древесина, которая тонет.
Вывод: пемза лёгкий камень, который плавает.
Ученики делятся новой информацией
Вывод: законы Архимеда применяются и сегодня.
Ученик опускает кубик из эбенового дерева в емкость с водой
Верное
Всё, что из дерева, плавает, кроме эбенового дерева
Ученик опускает большой кусок пемзы в емкость с водой.
Все, что камня, тонет, кроме пемзы.
5. Оценочно-рефлексивный этап Сравните ваши предположения по высказывания, которые вы выполняли в начале урока, с высказываниями, которые мы доказали опытным путем.
Предлагаю в бланке «Вот что мы открыли!» записать, что нового открыли на уроке. Поставьте смайлик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок?
3968751206500
Где и когда нам пригодятся эти знания? Вы теперь знаете, из каких материалов можно построить плот? Составьте дома план работы по строительству плота и список материалов.
Дети записывают
Дети ставят смайлики
Построить плот и т. д.
Отметьте + каждое высказывание в соответствующем столбике:
Высказывание верно неверно требует уточнения
Все, что тяжелое, тонет. Всё, что маленькое, плавает. Всё, что плоское, плавает. Все, что металла, тонет. Всё, что пенопласта, плавает. Всё, что воска, плавает. Всё, что из дерева, плавает. Все, что камня, тонет. Отметьте + каждое высказывание в соответствующем столбике:
Высказывание верно неверно требует уточнения
Все, что тяжелое, тонет. Всё, что маленькое, плавает. Всё, что плоское, плавает. Все, что металла, тонет. Всё, что пенопласта, плавает. Всё, что воска, плавает. Всё, что из дерева, плавает. Все, что камня, тонет. Отметьте + каждое высказывание в соответствующем столбике:
Высказывание верно неверно требует уточнения
Все, что тяжелое, тонет. Всё, что маленькое, плавает. Всё, что плоское, плавает. Все, что металла, тонет. Всё, что пенопласта, плавает. Всё, что воска, плавает. Всё, что из дерева, плавает. Все, что камня, тонет. 1.Прочитайте текст.
2. Подчеркните важную информацию.
3. Ответьте на вопросы
4. Сделайте вывод.
-1905006096000Эбе́новое де́рево,— это чёрная древесина некоторых тропических деревьев. Древесина относится к самым ценным древесным породам. Эбеновое дерево находит применение при изготовлении мебели, музыкальных инструментов. Эта древесина тонет в воде.
Вопросы:
Как называется дерево с чёрной ценной древесиной?________________
Эбеновое дерево – это древесина? _______
Эта древесина плавает? _________
Вывод: Мы прочитали текст об __________________________________.
Оказывается, что эта древесина _________________________ .
1.Прочитайте текст.
2. Подчеркните важную информацию.
3. Ответьте на вопросы
4. Сделайте вывод.
-5372101270000Пемза – это пористый и твёрдый камень горной породы, который образовался в результате быстрого застывания кислых лав, насыщенных газами. Применяется в строительном деле. Пемза насквозь пронизана порами, и часто настолько лёгкая, что не тонет в воде.
Вопросы:
Как называется твердый камень горной породы? ________________
Пемза – это камень?_______________
Этот камень тонет? _____________
Вывод: Мы прочитали текст о __________________________________ и узнали, что _____________ это камень, который ______________________ .
1.Прочитайте текст.
2. Подчеркните важную информацию.
3. Ответьте на вопросы
4. Сделайте вывод.
Вопросы:
Как звали древнегреческого учёного?______________
Как называется закон ? ___________
Что помогает объяснить этот закон? ______________________________________________ _____________________________________________
Вывод: Мы прочитали текст об ___________________________ и выяснили, что ________________ это древнегреческий учёный, а его закон используется _________________________________________ .
Архиме́д — древнегреческий учёный. Занимался математикой, механикой, физикой и астрономией. Ему принадлежит основной закон гидростатики – Закон Архимеда. Закон
Архимеда помогает объяснить плавание подводных лодок, животных и человека, помогает поднимать затонувшие корабли.
Вот что мы открыли!
Тема: ____________________________
Наши предположения
Таблица 1.
Отметьте + каждое высказывание в соответствующем столбике:
Высказывание верно неверно требует уточнения
Все, что тяжелое, тонет. Всё, что маленькое, плавает. Всё, что плоское, плавает. Все, что металла, тонет. Всё, что пенопласта, плавает. Всё, что воска, плавает. Всё, что из дерева, плавает. Все, что камня, тонет. Таблица 2.
Название объекта исследования Материал Плавучесть
Эбеновое
дерево древесина плавает тонет Пемза камень плавает тонет Вставь недостающие слова:
Закон (чей?) _________________: на тело, погружённое в __________
действует ________________________ сила.
Что нового открыли:____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
282067011557000-87693523939500Смайлики
2977515290004500-9340852995295002920365583374500-878840593852000