Урок-проект Рассказ о слове 3 класс
Конспект по русскому языку. 3 класс УМК «Школа России».
Урок-проект «Рассказ о слове».
Форма проведения урока: урок - проект
Тип проекта: информационный.
Тип проекта по профилю знаний: предметный.
Тип проекта по форме проведения: групповой (парный).
Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.
Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.
Механизм реализации проекта.
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с обучающимися 3 класса, педагогом.
Жизнеспособность проекта.
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.
Продукт: словарная статья о слове «Герой».
Тип урока: комбинированный
Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся.
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство
Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, наглядные пособия.
I этап. Организационный момент.
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Звучит минусовка из мультфильма «Кот Леопольд»
Дети заходят в кабинет, встают около своих парт.
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга доброй улыбкой и пожелаем удачи сегодня на уроке.
Дети рассаживаются по местам, музыка еще звучит.
II этап.
Самоопределение к деятельности. Погружение в проект.
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели
- Вы вошли вы класс и заняли свои места под песню, о чем она?
- Почему мы не может дать точного ответа? Чего не хватает? (слов)
- Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью.
- Тема нашего проекта будет…. (слово) Рассказ о слове. А о каком, вы мне скажете, когда выполним орфографическую разминку.
Организационный этап.
Работать на уроке вы будете в парах. Правила работы вы очень хорошо знаете.
Для выполнения орфографической разминки нам потребуется компьютер.
Орфографическая разминка (Диск «Времена глаголов», словарная работа – задание №2- Выполните задание №2
Выполнение задания.
- Кто выполнил без ошибок?
- Если эти слова поставить в алфавитном порядке, какое слово будет первым? (Герой)
- Так о каком слове мы будем составлять проект? (о слове «герой)
- Какую цель поставим на уроке? (уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про это слово как можно больше)
III этап. Работа над проектом. Информационно – операционный этап.
1.Работа по формулированию учебных задач урока
2.Поиск источников информации.
- Ваш проект будет представлен Словарной статьей о слове «Герой». У каждого из вас на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу.
- А технологическая карта будет нашим путеводителем в работе над проектом.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
- Какое первое задание дано в карте? (Лексическое значение слова)
- Что такое лексическое значение слова?
- Определите лексическое значение слова (ответы)
- Что нам поможет определить точно лексическое значение слова? (Толковый словарь)
- Работаем со словарем, находим нужную нам информацию.
Не забываем, что работаем в паре. Если работа выполнена, участники подают сигнал поднятием рук (взявшись).
Нахождение лексического значения слова.
Чтение ответа.
- Сколько значений имеет слово? (3)
- Что о нем можно сказать, оно какое (многозначное)
- Давайте обратимся к словарю в электронном учебнике. Вернемся к компьютеру и найдем слово «герой».
Работа на компьютере. Чтение ответов.
- Так какой источник информации нам дает более полное лексическое значение слова? (конечно словарь)
- Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 любое лексическое значение слова «герой».
Работа в статье.
- А как вы считаете, можно ли поободрать синоним к этому слову? (Наверно да).
- Давайте попробуем это сделать. (ответы детей)
- А как точно ответить на этот вопрос? (Нужно обратиться к словарю).
– Какому? (Синонимов)
- Выполните данную работу. Пара подает сигнал, поднятые руки.
Нахождение синонимов, чтение.
- Запишите в свою статью синонимы из словаря.
- А антоним можно подобрать? (Да) Какой?
ГЕРОЙ – ТРУС
- Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Своими знаниями)
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.
- Опять обратимся к технологической карте. Следующий пункт нашей статьи будет? (Правописание слова. Орфограмма)- Какую работу на данном этапе мы должны выполнить? (Правильно написать слово, указать орфограмму)
- Запишите в свои статьи под пунктом 2 слово «герой» и постарайтесь найти орфограмму, работу выполняем в паре.
- Какая по-вашему мнению в этом слове встречается орфограмма? (Безударная гласная, непроверяемая - словарное слово - нужно запомнить или обратиться орфографическому словарю)
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.
- Да в русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующий пункт технологической карты
(Звукобуквенный разбор – транскрипция)
- Сейчас под пунктом 3 вы выполните на своих листах транскрипцию, посчитаете количество слогов, звуков и букв)Выполнение задания.
Проверка. (СЛАЙД)
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ.
- Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?
- А как вы думаете есть ли у слова «Герой» родственники?
- А родственные – это какие слова?
- Что значит однокоренные?
- Следующее задание нашей технологической карты будет «Однокоренные слова»
- Какие однокоренные слова можно составить?
Ответы детей
- С помощью чего можно дать более полный ответ? (С помощью словаря)
- А как вы думаете какого? (Словообразовательного)
- Найдите однокоренные слова, зачитайте.
- В свои словарные статьи под пунктом 4 запишите 3 однокоренных слова.
Работа в статьях.
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.
- Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты? (Предложение)
На доске неправильно стоят слова, из которых должно получиться предложение.
ГЕРОИ ВОЙНЫ ЗАСЛУЖИВАЮТ УВАЖЕНИЯ.
- Что вы видите на доске? (слова)
- Какое задание можно выполнить? Как это сделать?
Один ученик у доски собирает предложение.
- У кого получились другие предложения? (чтение)
- Запишите предложение в свои словарные статьи.
Запись.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
- Какую работу можно выполнить над предложением?
Главные члены предложения. (подчеркивают)
Части речи. (указывают).
По количеству второстепенных членов -……
По цели высказывания…..
По интонации…….
ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ.
- Обратите внимание на следующий пункт технологической карты. Как он назвается?
- Как вы считаете, какой работой мы будем заниматься?
- Кто знает пословицу, в которой встречается слово «герой»?
- Значит на этот вопрос вы …. Затрудняетесь ответить .- Как нам выйти из этой ситуации?
- Найдите и запишите одну пословицу, в которой встречается слово «герой»
Запись.
Музыка
- Ребята, сегодня, 17 января, в нашем районе отмечается мероприятие, которое тоже связано со словом «герой», кто может сказать, что это за мероприятие? (День освобождения….)
- Да, действительно 17 января 1943 года наш район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. И только настоящие герои могли отстоять свою страну, победить очень сильного врага.
Стих учителя под музыку
Последним заданием, домашним, которое мы выполним в нашем проекте, будет – написание сочинения о герое-земляке.
- А где мы может взять информацию, чтобы справиться с заданием.
Обратиться за помощью к взрослым;
Районная газета;
Школьный и краеведческий музей;
Расспросить бабушку и дедушку;
Старые фото.
Итог урока
- Какую цель ставили при выполнении проекта? Достигли?
Рефлексия
- А сейчас в оценочном листе, который находится у вас на столах, оцените свою работу.
- На этом наш уроку окончен. Спасибо за работу.