Конспект урока по русскому языку Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного. (3 класс).
План- конспект урока русского языка
Учитель: Ишмуратова Вера Ишпулдиновна
Класс: 3-б
Предмет: русский язык
Тема урока: Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного.
Тип урока: Урок развивающего контроля Применяемые типы мышления: №5-Принятие во внимание различных точек зрения. №8-Определение главной мысли и формулирование выводов.
Цель: Обобщение раннее изученного, повторение и проверка полученных знаний при изучении раздела; познакомить учащихся с двумя функциями ь; формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных , рефлексивных) учащихся 2-го класса в предметной области математики ; воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
-Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Регулятивные УУД:
- Умение принимать и сохранять учебную задачу
-Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимопроверку и самопроверку .
Коммуникативные УУД:
-Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; мыслить креативно, слушать и понимать речь других)
-Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.
Познавательные УУД:
-Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
-Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
-Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: обобщать уже известное с помощью учителя.
Планируемый результат:
Личностные:
- Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Воспринимать одноклассников как членов своей команды(группы)
- Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.Метапредметные:
Регулятивные УУД :Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: Строит понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договаривается и приходить к общему решению при работе в паре; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.
Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; обобщает полученные знания, используя различную учебную информацию;
Предметные: знать особенности сказок, уметь характеризовать героев, сравнивать сказочные сюжеты и героев.
Ресурсы:
дополнительные- презентация к уроку, карточки с заданиями, кроссворд, 10-листов формат А-4, 4 ручки
-творческие работы детей: ребусы .
- раздаточный материал: карточки с заданиями, кроссворд, презентация
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, командная работа .
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Примечание
1. Дружелюб ный настрой на урок:
(ДК3:окружаю щая среда)
Цель:
- создать условия для позитивных эмоций
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
-Ребята давайте мы (ДК4:язык) начнем наш (ДК4:язык) урок с приветствия. Поприветствуем друг друга!
-Первое приветствие- с товарищами по плечу (ДАБЛ ФАРМС) т.е. два поднятых вверх больших пальца. Посмотрите на товарища по плечу. Поприветствуйте его (2 раза)
-Спасибо!
-Второе приветствие-с товарищами по лицу (ПАМП АП), т.е.подбодрим и поддержим друг друга перед выполнением какого-либо задания: «покажите свои мускулы»(два раза). (ДК4:язык обозначения и присваивания)
-Спасибо! (ДК3:окр.среда)
-Ученики сидят в команде по 4 человека, они готовы к обсуждению с партнером по плечу и по лицу.
-Выполняют два вида приветствия.
Взаимодействие: Ученик-Ученик ( Хай файв Мэнэдж Мэт)
2. Актуализация знаний учащихся.
Цели:
– актуализиро вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Какую тему мы (ДК4:язык)изучили?
- Ребята, вы (ДК4:язык) составили
(ТМ: создание) схему « Две функции ь»
-На экране таблица. У вас на парте печатные тетради. Прочитайте буквы.
А
Б
К
У
Ф
И
М
Д
О
Ё
Г
Ю
Ы
Т
В
С
П
Ё
Ш
Э
Ж
Е
Я
З
-Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.
-Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
-Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
-Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
-Какая буква у вас осталась?
-Какие звуки обозначает буква эм?
-Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка – мл мм мн мо (продолжить)
-Две функции ь.
-Обращают внимание на таблицу, которую составили сами учащиеся ( работа в команде).
Дети работают в тетради.
Просмотр слайда
3. Речевая разминка.
Цель: проверить и закрепить навыки правописания слов с ь
гроза
ветер
луна
солнце
дождь
пыль
ночь
?
- Что можете сказать?
- Какое задание можно выполнить?
- Какое слово вы бы поставили вместо вопроса? Почему? (день)
- Что можете сказать о словах нижней строчки?
- Что знаете об этой букве?
Не обозначает
звука.
Ь
Разделяет согласные
Смягчает согласные.
Звуков меньше, чем букв.
Гласные е, ю, я после мягкого знака обозначают два звука.
Количество звуков и букв
одинаковое.
(ДК6:возможности) посмотрите на схему и сделайте вывод (ТМ: запоминание) .
-Можем ли мы (ДК4:язык сообщества) как то иначе назвать этот раздел? Почему? (ДК1:ожидание)
-Определите (ТМ: оценивание) цель урока. Чем мы сегодня будем заниматься? (ДК 1:ожидание)
-Все так считают?
-Молодцы! (ДК3:окр.среда)
.
Активно слушают, дополняют предложения.
-Я думаю можем. Например: « Роль ь в словах»
Просмотр слайда
4. Физкультминутка.
У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит.
В дверь к нему стучится
-Тук-тук дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай-ка, лапу мне давай-ка!
Учащиеся выполняют движения , проговаривают слова (дикция)
5. Работа по теме урока.
Цель: организовать совместное открытие нового знания.
1. -(ДК8:моделирование) Участники под № 3 берут листы А-4 , складывают пополам, делят его и передают партнеру по плечу, они также делят листочек пополам и передают партнеру по лицу. И у вас на столах листочки. На время-таймер (ДК2:время) Каждому дается 10 секунд. Равное участие Каждый высказывает свое мнение по написанию пропущенной буквы. Работаем по кругу. (ДК4:язык личного участия ) Проверка: стол №1 участник №3Миляуша В конвертах задание. На карточках слова с пропущенными буквами:
Веселе, вороби, стул, ружё, мурави, вюга, лёд.
-Что заметили?
-Попробуем разобраться, в чём здесь дело.
-Давайте попробуем определить место написания ь знака в словах.
- Выполняя задания по плану.
Сделайте вывод.
(ь знак пишется после согласных букв и перед гласными е,и,я,ё..)
-Так какое место занимает ь знак в слове, где пишется?
-Составим схему.
(Дети повторяют правило)
СОГЛАСНЫЕ Ь ГЛАСНЫЕ - Е, И, Я, ЁЮ СОРТ КАРДС (КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕЙ)-обучающая структура Б2-7 Благодарность ученикам (ДК3:окр. среда )
2.Учащиеся работают по учебнику на с.131 упражнение 199 спиши рассказ, озаглавь его. подчеркни слова с разделительным ь.
-Читают, обдумывают способы выполнения задания. Пожелайте друг другу удачи.
(ДК4:язык личного участия ) Благодарность ученикам (ДК3:окр. среда )
- Какой вывод можем сделать? (ТМ: понимание)
3.А теперь закрепим знания о ь. Для этого используем структуру ФО Бокс Синектикс -(ДК8:моделирование) Каждый берет лист А-4, согните на 4 равные части. Разверните лист, внутри нарисуйте маленький прямоугольник и впишите название сегодняшней темы (ь) , по линии сгиба прочертите линии, пронумеруйте каждый прямоугольник.. Запишите или нарисуйте 4 объекта, в которых имеется ь. Каждый работает самостоятельно. А у доски работает Зарина (ДК4:язык личного участия),
Вы подумаете, проговорите вслух и запишите свое определение и листочек кладите в центр стола, затем разделите из на 4 группы по общему признаку. По кругу проговорили признаки фигуры. Проанализировали.
СОРТ КАРДС (КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕЙ)-обучающая структура Б2-7 (ТМ: понимание).
Благодарят друг друга (ДК3:окр. среда )
5.Работа в контрольно- измерительных материалах : для закрепления изученной темы, учащиеся выполняют задание из печатной тетради. Для обмена с информацией используем понравившуюся структуру Стё зе класс. Участники под № 3 берут листы А-4 , складывают пополам, делят его и передают партнеру по плечу, они также делят листочек пополам и передают партнеру по лицу. И у вас на столах листочки. Запишите Как можно больше слов с ь как показатель мягкости согласных, разделительный ь. Затем подведите черту. Встаньте, задвинули стулья, нашли пару. Зачитывает список слов тот, кто ростом пониже. Партнер омечает галочкой одинаковые слова, которых нет- записывает Потом проверим, у кого больше слов. СОРТ КАРДС (КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕЙ)-обучающая структура Б2- ( ТМ: применение)
-Учитель благодарит команды за отличную работу (ДК3:окр. среда)
6.Для закрепления этого раздела, мы возьмем структуру Эй Ар Гайд
до
утверждения
после
Ь- показатель мягкости согласных в словах
Ь- пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, я. называется разделительнвм
Разделительный ь стоит в корне слова
Ь и ъ – разделительные знаки
У каждого таблица. Подумайте. Поставьте знаки + и – в столбиках. ( ТМ: применение)
Проверка: стол№1 участник №2 Данила. (ДК4:язык личного участия ) Благодарность ученикам (ДК3:окр. среда )
Учащиеся работают по карточке,
обдумывают, вслух анализируют, подбирают способы решения, работают по схеме
1ученик говорит, остальные активно слушают.
Исправляют ошибки
Самостоятельная работа детей.
Учащиеся работают а паре
Самостоятельная работа
ТАЙМД- ПЭА- ШЭА и РАУНД РОБИН
ФО БОКС СИНЕК ТИКС
СТЁ ЗЕ КЛАСС
ЭЙ АР ГАЙД
6. Рефлексия.
(ДК4:язык личного участия)
Цели:
зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
-Выберите(ТМ: применение) и продолжите любое предложение.
1. На сегодняшнем уроке я узнал
2.На этом уроке я бы похвалил себя за
3.После урока мне захотелось
4.Сегодня я сумел
5.Изучив тему «: Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного » я понял, что
-Спасибо! (ДК3:окр.среда)
-Учащиеся выбирают любое предложение и продолжают его.
Просмотр слайда
7. Итог урока.
Цель:
– организовать выполнение домашнего задания
Взаимодействия Ученик- Ученик Учебный материал(обдумать, связать)
Генеративный вопрос (критическое мышление)
-Что бы было, если бы не было ь?.(ДК1:ожидание)
(ДК6:возможности)
Конструктивный вопрос.
-Для чего нужны ь и ъ? (ДК1:ожидание)
(ДК6:возможности)
Фасилитирующий вопрос.
-Что вы можете добавить ко всему сказанному? (ДК1:ожидание)
-Учитель поощряет учащихся (ДК3:окр.среда )(СЛАЙД№7)-(смайлик, спасибо)
Не знали, как образовываются слова.
Эти знаки – буквы две
Верно служат при письме.
Им почет и уваженье
За примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк
В алфавите каждый знак.
. (другие ответы учащихся).
-Общий итог и вывод учащимися.
8.Домашнее задание.
- с 136 повторить правило, написать поздравление другу. На этом наш (ДК4:язык сообщества) урок окончен. До свидания!
Запись домашнего задания в дневник.
*ТМ- ТИП МЫШЛЕНИЯ
ОС – ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА
ДК- ДВИГАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
Заголовок 215