АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА К КРУГЛОМУ СТОЛУ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА К КРУГЛОМУ СТОЛУ ПО ТЕМЕ
«ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ».

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.
В новых образовательных стандартах начального общего образования формирование общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний.

В октябре 2009 года проводилась диагностика развития общеучебных умений и навыков. Подобная диагностика уже проводилась в октябре-ноябре 2008 года в 3 классе.
Отличие данной диагностики состоит в комплексном и детальном подходе, так как среди общеучебных умений и навыков были выделены следующие группы: организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные.

Организационные общеучебные умения и навыки.
Без умения организовывать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны организационные умения, ведь многие из них закладываются уже на начальной стадии образования.
Организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ учебной деятельности учащихся.
При диагностировании к таким навыкам мы отнесли:
- умение организовывать свое рабочее место
- планировать текущую работу
- нацеливать себя на выполнение поставленной задачи
- осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности
- ведение познавательной деятельности в коллективе (объяснение, оказание помощи, принятие решения)
- сотрудничество при решении учебных задач
- определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.


Анализируя данную группу умений и навыков, можно сказать следующее:
высокий уровень имеют 30 % учащихся (7 человек)
средний уровень – 44 % учащихся (10 человек)
средне-низкий уровень – 4 % учащихся (1 человек)
низкий уровень – 22 % учащихся (5 человек)

Таким образом, 78 % учащихся не должны испытывать трудности в организации учебного труда, так как овладели управленческими умениями, научились самосовершенствоваться.
22 % учащихся (5 человек) имеют низкий уровень развития организационных умений и навыков. У данных учащихся нарушена связь между самостоятельностью ребенка в быту и в учебной деятельности.
Данным учащимся постоянно оказывается помощь на уроках, прививаются навыки самостоятельной работы, общие приемы рациональной организации самостоятельности: работа с памятками различной направленности.

Интеллектуальные общеучебные умения и навыки.
Общеучебные интеллектуальные умения и навыки связаны с учебной деятельностью, на их основе эта деятельность осуществляется, именно они внутренне организуют и претворяют ее.
Интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика, чужие умения здесь помогают мало.
Интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
При диагностировании мы взяли следующие навыки:
- определение объектов анализа и синтеза их компонентов
- выявление существенных признаков объекта
- определения соотношения компонентов объекта
- проведение различных видов сравнения
- установление причинно-следственных связей
- оперирование понятиями, суждениями
- классификация информации
- владение компонентами доказательства
- формулирование проблемы и определение способов ее решения
Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:
- диалектически анализировать учебный или любой другой материал
- сравнивать объекты, факты, явления
- классифицировать материал
- обобщать, делать резюме
- абстрагировать
- выделять главное, существенное
- устанавливать причинно-следственные связи, аналогии
- выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними
- пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка)

Анализируя данную группу общеучебных умений и навыков, отмечаю следующие результаты:
высокий уровень имеют 17 % учащихся (4 человека)
средне-высокий – 17 % учащихся (4 человека)
средний – 31 % учащихся (7 человек)
средне-низкий – 17 % учащихся (4 человека)
низкий – 17 % учащихся (4 человека)
Таким образом, 65 % учащихся овладели интеллектуальными умениями и навыками на таком уровне, который поможет учащимся учиться, не испытывая больших затруднений, так как появился новый вид мотива – самообразование.
34 % учащихся (8 человек) имеют средне-низкий и низкий уровень развития интеллектуальных умения и навыков.
У этих ребят возникают трудности с развитием теоретического мышления, и хотя познавательная сфера развита как ведущая, не хватает некоторых навыков для достаточного развития умственного и речевого развития. Особенно ребята испытывают трудность в преобразовании информации их одной формы в другую.
Данным учащимся оказывается как индивидуальная помощь со стороны учителя, так и помощь со стороны учащихся класса. Нау роке эти учащимся даются посильные задания, но каждый раз на развитие тех или иных познавательных процессов, без которых ученик не может учиться успешно.
Родители также проконсультированы, каким образом необходимо развивать интеллектуальные умения, рекомендованы специальные упражнения.

Оценочные общеучебные умения и навыки.
Формирование у младших школьников оценочных действий дает им возможность постоянного личностного самосовершенствования, развития. Люди, как правило, не любят, чтобы ими руководили, и предпочитают сами контролировать себя, свои поступки. Детям нужна профессиональная помощь со стороны учителя в обретении самого себя для достижения успешного и творческого взаимодействия с окружающим миром. Педагогически правильно организованный процесс формирования оценочных умений организует сознательность и волю ученика. Происходит формирование той разумной самостоятельности, которая противостоит тупому упрямству, подтверждая справедливость слов о том, что даже маленькая победа над собой делает человека сильнее.
Уровень оценочного развития младшего школьника в диагностике мы определяли сформированностью следующих умений:
- определение конкретных поступков, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие
- сравнение поступков человека и самого человека
- умение делать выбор, какой поступок совершить

Анализируя данную группу общеучебных умений и навыков, отмечаю следующие результаты:
высокий уровень имеют 31% учащихся (7 человек)
средне-высокий уровень – 13 % учащихся (3 человека)
средний уровень – 48 % учащихся (11 человек)
средне-низкий уровень – 8 5 учащихся (2 человека)
Таким образом, 92 % учащихся успешно овладели оценочными умениями и навыками. Отмечаю, что ребята доказательно умеют объяснить свои действия и поступки, а также проанализировать, дать адекватную оценку любых жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм.

Коммуникативные общеучебные умения и навыки.
Позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
При диагностике к таким навыкам мы отнесли:
- выслушивание мнения других
- владение различными формами устных публичных выступлений
- оценка разных точек зрения
- владение премами риторики
- организация совместной деятельности
- владение культурой речи
- ведение дискуссии
Хорошо развитые коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Главное из них – умение слушать, которое требует сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, определенной работы над собой и зависят от устойчивости нервной системы и психики.

Анализируя данную группу общеучебных умений и навыков, отмечаю достаточно хороший уровень развития коммуникативных умений.
высокий уровень имеют 35 % учащихся (8 человек)
средне-высокий уровень – 8 % учащихся (2 человека)
средний уровень – 57 % учащихся (13 человек)
Основная группа учащихся научились литературным языком выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, составлять план выступления, вести спор, участвовать в дискуссии, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать.
Есть группа ребят, которым необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Эти детям оказывается помощь в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее, также проводится работа над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и свои достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить
Таким образом, эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.







Учитель: Пухова Марина Анатольевна
15