Внеурочная деятельность Этика:азбука добра(3 класс)
Государственное учреждение
«Луганский учено-воспитательный комплекс
«Интеллект»
Внеурочная деятельность (3 класс)
Этика: Азбука добра
Гостеприимство. Правила поведения в гостях
ЦЕЛЬ:
усвоить слова вежливости, учить использовать их в необходимых речевых ситуациях;
формировать у учащихся культуру поведения в гостях и умение принимать гостей;
воспитывать вежливое отношение друг к другу и к окружающим.
ОБОРУДОВАНИЕ:
индивидуальные карточки, презентация.
ТИП УРОКА:
усвоение новых знаний.
Ход урока
Организационное начало.
Сообщение темы и цели урока. Ребята, сегодня я приглашаю вас на урок в необычную школу
- «Школу вежливости», потому что очень хочу, чтобы мои ученики были вежливыми, воспитанными детьми, которые внимательно бы отнеслись друг к другу и окружающим.
– Я считаю, этот урок, одним из самых важных уроков в нашей жизни.
Изучение нового материала.
– Когда помогает вежливость в жизни ?
(с друзьями общаться, обращаться к взрослым, когда что-то нужно решить.)
– Молодцы! Вы все сказали верно.
И если ты вежлив, то тебе помогут. Много в жизни ситуаций, которые требуют особого внимания к человеку. – Задумывались ли вы ребята, о том, что о каждом из вас думают люди:
Вежлив или груб;
Внимателен или невнимателен
Воспитанный или нет
– Какого человека можно назвать вежливым? (ответы уч-ся)
– Те из детей, кто задумывался над тем, как к нему относятся другие, они уже сейчас учатся анализировать свое общение с окружающими. Это можно назвать гимнастикой вежливости.
а) Гимнастика вежливости:
– Давайте и мы с вами попробуем проанализировать события, которые предлагает «Школа вежливости».
1-е задание (работа на карточках, 2 ученика).
– Я знаю, что ты (…) вежливый человек. Поэтому предлагаю тебе разобраться в ситуации, которая изображена на рисунке и через 2-3 минуты ответить на вопросы.
2-е задание ( 2 ученика)
– А (…), (…) прочитают выразительно стихотворения и подумают над вопросом;
какие правила нарушены героями стихотворения (дети самостоятельно работают).
– Пока эти дети работают, мы с вами поработаем с иллюстрациями
– Пожалуйста, рассмотрите первый верхний рисунок.
Какая ситуация на нем изображена?
– А что вы скажите за другие рисунки?
– Кто из этих детей поступил правильно?
– Почему вы так думаете?
Вывод: вопрос для мальчиков, будущих мужчин: «Кто должен первый заходить в класс?» (девочки, учитель).
Проверка индивидуальной работы
Покажите детям рисунок, с которым вы работали.
Какие правила вежливости нарушены на рисунке? (ответ ученика).
Докажи, что твой герой вежливый? ( ответ ученика)
– Обращаю ваше внимание, что проблемам вежливости посвящено много стихотворений. Предлагаю вам послушать одно из них, напоминаю, что готовилось выразительное чтение.
У ( …) было стихотворение «Петушок» В. Орлова и вопрос : какие правила нарушены героями стихотворения
Чтение стихотворения «Петушок» В. Орлов .
беседа по содержанию
Вывод: нужно слушаться родителей, в данном случае маму
-А на каком рисунке изображена ситуация противоположная, по отношению к маме. (рис 2).
– Только ли от учителя зависит воспитанность детей? (нет, еще и от семьи, от самого человека).
Вывод: многое зависит еще и от желания быть воспитанным. А если такого желания у одного человека нет, а у другого появляются целые города с невоспитанными людьми.
– Давайте посетим один из таких городов, прочтём текст «Город наоборот»
Чтение текста (читают дети)
Работа по содержанию.
-Хотелось ли вам жить в таком городе?
-Почему?
– Попробуйте сделать так, чтобы этот город стал городом вежливых людей. – Какие предложения надо заменить, чтобы они стали правилами поведения. (ответы детей)
Вывод: какой замечательный город получился.
Правда, в таком городе каждому захочется жить. И жителей в нем нельзя назвать равнодушными к другим.
Словарная работа.
Равнодушный – невнимательный, безразличный к людям, к окружающему.
-Какого человека называют равнодушным? – А можно ли называть его воспитанным? ( нет)
Чтение «Советы жителей вежливого города». (Дети «цепочкой читают»)
.
– Обратите внимание, на советы невежливого города. Зачем нам их написали? (чтобы мы так не вели себя), (чтение цепочкой).
Физминутка.
– Мы уже говорили, в начале урока, что в жизни много ситуаций, которые не терпят равнодушия.
Если ты делишься счастьем с другим человеком – то и сам становишься счастливым, а если расскажешь о горе, беде – станет легче. Поэтому и надо делиться мыслями, общаться и ходить в гости.
– А для того, чтобы встреча с людьми приносила радость хозяину и гостю, существуют правила гостеприимства, зная их, вы сумеете правильно вести себя.
Пришло время анализа стихотворения С. Маршака «Урок вежливости»
– Проанализируйте, верно ли ведет себя герой стихотворения
.
Чтение стихотворения.
- И так, верно ли ведет себя герой стихотворения?
-Какие правила гостеприимства нарушены медвежонком в стихотворении.
- А сейчас немного отдохнем, но с пользой, правила гостеприимства мы вспомнили, и я думаю, что вы с интересом посмотрите фрагмент мульт – фильма «Как Винни – Пух и Пятачок в гости ходили». Обратите внимание: какие правила гостеприимства нарушены героями при общении
.
Видеозапись (4 минуты).
– Как Кролик проявил свое гостеприимство (он вел себя воспитанно; сдержано; не смотря на плохое поведение Винни - Пуха).
– И этому, дети, культуре поведения нужно учиться.
- А что такое культура поведения ? Существуют правила гостеприимства, которые вам пригодятся в жизни.
.
Чтение правил гостеприимства (чтение цепочкой).
Вывод: что же можно сделать вывод, с помощью народной мудрости.
Чтение пословиц
Чтение первой хором;
Чтение второй выборочно.
– Но по учебнику учиться легче, а в жизни, иногда не знаешь, как поступить. Предлагаю обыграть такую ситуацию.
Сценка (…) приглашает в гости (…) на свой день рождения. Все необходимые предметы для сервировки стола я вам предлагаю. А ты, когда придешь к девочке на праздник, покажи, как ты можешь вежливо поздороваться с хозяйкой – именинницей, подбери теплые слова – поздравления. Если заметишь, что на столе чего – то не хватает, я разрешаю взять тебе с моего стола.
Беседа о цветах (слайды)
– Понять без чего вежливый, воспитанный человек не пойдет к имениннице помогут вам эти слайды (цветы).
– Без чего воспитанный человек не пойдет в гости на праздник?
Вывод: Запомните! Надо дарить только свежие цветы. Лучше пойти в гости без букета, чем нести повянувшие цветы.
– Наверное, (…) наш разговор услышал и выполнит следующее задание. Проанализируйте.
Сценка (инсценирование жизненной ситуации).
(Мальчик обращает внимание на свой внешний вид. Подходит к учителю и просит: «Пожалуйста, Людмила Николаевна, позвольте мне взять букет цветов со стола»). Выходит, Стучит.
– Здравствуй, Юля!
– Привет, Никита! Проходи, пожалуйста!
– Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю здоровья, хорошей учебы, много друзей. (Отдает цветы и подарок).
(Девочка поставила цветы на стол, открыла подарок).
– Спасибо, мне очень приятно! Присаживайся! (Мальчик отставил стул, усадил девочку, а потом садится сам).
– Разреши (Никита) тебя угостить!
– Благодарю!
Учитель: спасибо, дети!
– Ну, что ж, подведём итоги:
Как вёл себя Никита? Гостеприимна ли была Юля? Почему?
Итог урока:
– По старому славянскому обычаю, принято встречать гостей хлебом – солью.
- А у нас сегодня много гостей на уроке. Мы тоже будем гостеприимными (дети вручают гостям хлеб - соль).
– Спасибо, что к нам пришли в гости.
– А вы обратили внимание, как стало светло в классе? Это от ваших улыбок. А всё благодаря правилам гостеприимства.
- Какие правила вы усвоили на уроке? Какие новые слова запомнили?
- Чем еще занимались? (читали стихотворения о вежливости, о правилах поведения, анализировали рисунки)
– Мне очень понравилась ваша работа (оценки с комментарием) на уроке, вы были неравнодушны, и я думаю, что о моих учениках всегда будут говорить как о воспитанных, вежливых людях.
– А дома попробуйте подготовиться к экзамену на вежливость.