ООД по образовательной облати Познавательное развитие для воспитанников подготовительной группы Защитим нашу землю
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по образовательной области «Познавательное развитие»
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«ЗАЩИТИМ НАШУ ЗЕМЛЮ»
ПУРТИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА,
старший воспитатель
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по образовательной области «Познавательное развитие»
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«ЗАЩИТИМ НАШУ ЗЕМЛЮ»
Цель: систематизировать знания детей о способах защиты окружающей среды.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закреплять умения детей устанавливать взаимосвязь животных, растений с окружающей средой;
Закреплять знания детей о свойствах воды, нефти;
Совершенствовать умение детей проводить опыты;
Закреплять знания о правилах поведения в лесу.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать умение отвечать на поставленные вопросы, делать выводы;
Развивать познавательный интерес к окружающей среде.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей среде, желание заботиться о ней.
Воспитывать умение выслушивать, мнение товарищей, не перебивать.
Индивидуальная работа:
Упражнять в построении полных, распространенных предложений Дашу М.
Материал к ООД:
макет Земли, с черными пятнами: облака, вода, растения, животные и птицы;
для опытов: стаканчики с водой, трубочки, султанчики, полоски бумаги, баночки с водой, нефть, ложечки, целлофановый пакет, воздушный шарик;
чашки с чистой водицей;
магнитофон, кассета с записями «Эти глаза полны слёз…»; «Есть одна планета-сад в этом космосе холодном!»;
музыкально-ритмическая композиция «Белочка»;
эмблемы «Защитник окружающей среды» на каждого ребенка;
для рефлексии цветы: василёк, мак;
картинки на тему «Правила поведения в лесу»
Предварительная работа:
Проведение ООД о воде, нефти, лесе, животных.
Показ и проведение опытов;
Чтение «Сказка о нефтяной рыбке» ( книга «Почемучка»);
Заучивание стихов о растениях, деревньях, животных, о природе;
Отгадывание и придумывание загадок;
Проведение игры «Угадай правило»; «Хорошо-плохо!»
Составление рассказов о воде;
Создание альбома «Лекарственные растения»; «Деревья»;
Разучивание музыкально-ритмической композиции «Белочка»;
Разучивание пальчиковой игры «Сороконожка»;
Ход ООД:
Воспитатель:
Дети, на какой планете мы с вами живем?
Дети: На планете Земля.
Воспитатель:
А что растет на нашей планете? Кто живет? Что есть на Земле?
Дети: Растут цветы, грибы, ягоды, живут люди, текут реки, есть горы.
Воспитатель:
Дорогие ребята, вы, наверное, знаете, что Президент нашей страны В. В. Путин, 2017 год назвал Годом Экологии.
Из телевизионных новостей вы слышите, что на нашей земле случаются катастрофы, наводнения, пожары и другие неприятности.
(воспитатель обращает внимание детей на макет Земли с черными пятнами, они закрывают облака, воду, растения, животных)
Но вот беда, смотрите, оказались черные пятна на нашей планете Земля.
Как вы, думаете, почему она такая?
Дети: Наверное, её засорили, она заболела.
Воспитатель:
Да, она больна. Ведь она такая же живая, как и мы с вами. У неё тоже есть глаза, и есть душа, как у человека.
Звучит магнитофонная запись:
«Эти глаза полны слез, ведь чего только люди не делали,
Со своей маленькой и хрупко планетой.
Её взрывали бомбами, её посыпали ядами,
Рубили леса, защищавшие озера, поившие её влагой.
Долго терпела Земля, она вздыхала, стонала,
Но не слышали люди её стонов.
И вот Земля закричала: «Спасите меня, я гибну!»
Воспитатель:
Вы хотите помочь Земле, спасти её от гибели? Превратить в зеленый рай, где щебечут птицы, журчит чистая водица.
Дети: Да, хотим помочь, мы дружные дети, дружба всегда нам помогала.
Воспитатель:
Тогда давайте докажем, что мы действительно являемся защитниками окружающей среды.
Кто знает, кто такие защитники окружающей среды?
(воспитатель выслушивает мнение воспитанников)
Это люди, которые стоят на защите нашей природы, охраняют окружающую среду. Кто знает, что такое окружающая среда?
Дети: Это всё то, что окружает людей на Земле, вода и горы, небо и земля, растения
и города, фабрики и заводы. Это те места, где мы живем, отдыхаем, работаем.
Воспитатель:
Чтобы доказать, что мы настоящие защитники окружающей среды, необходимо много знать. Вот сейчас проверим, знаете ли вы всё. Кто ответит, тот получит эмблему – и станет настоящим защитником нашей земли.
Воспитатель задаёт вопросы к детям:
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?
Что делает зимой черепаха?
Какой лесной зверь сушит на себе грибы?
Каких камней в море нет?
Как называется ядовитый гриб?
Почему нельзя разжигать костры?
Назовите лекарственные растения?
Что будет, если вырубить весь лес?
Зачем нужен чистый воздух?
Что нужно для жизни и роста растений?
Что необходимо соблюдать для того, чтобы земля не погибла?
Какую пользу приносят птицы?
Воспитатель:
Вы действительно доказали что являетесь настоящими защитниками окружающей среды. На все вопросы вы дали правильные ответы.
«Защитник окружающей среды»
(каждому воспитаннику вручается эмблема «Защитник окружающей среды»)
Воспитатель:
На нашей Земле, действительно, трудно дышать, отгадайте, чем она дышит:
(воспитатель загадывает загадку о воздухе)
«Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
он невидимый и всё же,
Без него мы жить не можем»
Дети: Это воздух. Воздухом дышит наша Земля, как и все люди, живущие на Земле.
Воспитатель:
Давайте проверим, есть ли воздух на нашей планете?
(воспитатель предлагает детям выполнить опыты, определив существование воздуха)
Целлофановый пакет надуть, закрутить;
Надуть воздушный шарик;
Полоска бумаги, султанчик,
Стакан с водой, трубочка;
( дети аргументируют результаты выполнения опытов)
Воспитатель:
Да, остался ещё воздух на Земле, но смотрите, сколько в нем микробов. Почему иногда очень тяжело дышать на Земле, как вы думаете?
Дети: Много пыли, выхлопных газов от машин, дыма из заводских труб.
Воспитатель:
Что надо сделать, чтобы воздух стал чище? Меньше было микробов?
Дети: Поливать дороги, чтобы пыль оседала; высаживать деревья, чтобы было больше
кислорода; проветривать комнаты, протирать пыль.
Воспитатель:
Конечно, воздух должен быть чистым, потому, что всё живое дышит воздухом. Своими правильными ответами вы очистили воздух от микробов.
(воспитатель убирает черные круги с макета Земли).
Вот земле стало уже лучше, она задышала свежим воздухом.
Воспитатель:
Как жарко на Земле, и очень хочется пить, но посмотрите, на земле нет ни одного моря, озера, речки. Они исчезли, почему?
Дети: Наверное, высохли от солнца, люди их засорили.
Воспитатель:
Какие состояния воды вы знаете?
Дети: Вода бывает в жидком состоянии; твердом – когда превращается в лёд.
Воспитатель:
Назовите свойства воды?
Дети: Вода без вкуса, без запаха, прозрачная, жидкая, бесцветная, может принимать
форму сосудов.
( Воспитатель предлагает поиграть в игру, найти достоинства и недостатки воды)
Воспитатель: Игра «Хорошо-плохо»
Дети, а когда вода – это хорошо?
Дети: Умываться, стирать, поливать цветы, мыть машину, нужна вода животным, рыбам
это хорошо!
Воспитатель:
Когда вода – плохо?
Дети: Когда бывают наводнения, большие лужи после дождя, когда часто идет дождь –
растения могут погибнуть от избытка воды – это плохо!
Воспитатель:
Давайте проведем опыт, который покажет нам, какой вред приносит воде загрязнения. Но прежде нам необходимо подготовить свои руки.
Пальчиковая игра «Сороконожка»
Две сороконожки бежали по дорожке. Перебирают кончиками пальцев по ладоням;
Быстро бежали, друг друга догоняли. Соединяют ладони вместе, постукивая кончиками пальцев один о другой;
Как догнали, крепко обняли. Соединяют пальцы в замок;
Так, что мы их с трудом разняли. С усилием пытаются разжать руки, затем растирают ладони.
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу и провести опыт с использованием нефти - добавить в банку с водой, напоминая об аккуратности выполнения)
Воспитатель:
Что случилось с нефтью?
Дети: Она разлилась по всей воде, как будто воду накрыли крышкой.
Воспитатель:
Это хорошо или плохо, когда нефть в воде? Вспомните, сказку про нефтяную рыбку, которую мы с вами читали.
Дети: Нефть не дает возможность дышать рыбам, и водорослям, они погибают, нефть не
пропускает воздух, нефть, попадая на перья водоплавающих птиц, уничтожает жировую смазку, покров птицы сильно намокает и она может погибнуть от переохлаждения.
Воспитатель:
Как же люди научились очищать воду от нефти?
Дети: Застилают соломой, потом собирают её и сжигают.
Воспитатель:
Но, вот мы очистили водоросли и водоемы от загрязнений нефти.
(воспитатель убирает черные пятна с макета Земли)
Воспитатель:
Для чего все-таки нужна вода на Земле?
Ребенок читает стихотворение:
«Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут:
Птица, зверь, и человек
И поэтому всегда всем нужна вода»
Воспитатель:
Вот теперь мы можем с вами напиться водицы, попробуйте, какая стала она после очистки – вкусная вода с ароматом свежей травы.
(воспитатель предлагает детям попить чистую водицу).
Она сохранила свежесть травы, значит, здесь когда-то росли растения. Давайте их отыщем.
(воспитатель обращает внимание на макет земли - растения закрыты черными прямоугольниками)
Посмотрите на черные прямоугольники, наверное, вместо них раньше росли растения. Но, чтобы их спасти, нам необходимо научить всех – правильно вести в природе. Давайте защитники окружающей среды вспомним о правилах поведения в природе.
Дети:
Не рвать и не топтать цветы, грибы;
Красивыми растениями любоваться;
Не собирать их в букеты;
Не рубить деревья;
Не ломать веточки;
Не разжигать костры;
Не разорять гнезда;
Не оставлять мусор;
(дети выставляют на мольберт картинки, соответствующие называющим правилам поведения в лесу)
Воспитатель:
А какие условия нужны для роста растений?
Дети: Свет, почва, вода, воздух, тепло.
Воспитатель:
Правильно, ребята! Вот мы очистили воздух, нашли воду, теперь очистим землю от загрязнения.
(воспитатель предлагает ребенку убрать черные прямоугольники с макета земли)
Воспитатель:
Посмотрите, как весело стало на земле с растениями. Какие деревья растут на земле?
Дети: ель, пихта, сосна, кедр, береза, тополь, осина.
Воспитатель:
Как можно назвать одним словом деревья: ель, пихта, сосна, кедр? И почему?
Дети: хвойные, потому, что у них вместо листьев – хвоинки.
Воспитатель:
Чем отличается ветка сосны от ветки кедра?
Дети: У сосны в пучке 2 хвоинки, у кедра – по 5 в пучке. У сосны они короткие, у кедра -
длинные.
Воспитатель:
Какие лекарственные растения вы знаете?
Дети: Подорожник, ромашка, календула, мать-и-мачеха. А, чтобы растения росли, их
надо защищать.
Ребенок читает стихотворение:
«Дерево, трава, цветок,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!»
Воспитатель:
Конечно, надо беречь нашу Землю. На ней есть чистый воздух, вода, растут растения, деревья, но еще остались черные пятна.
(воспитатель обращает внимание детей на макет Земли)
Под ними, наверное, скрываются животные, которые пострадали от человека. Что будем делать? Как мы можем спасти животных?
Дети:
Не ловить животных;
Не пугать птиц и животных;
Не разорять гнезда;
Не кричать в лесу;
Не обижать даже самых маленьких жучков, паучков.
Воспитатель:
Предлагаю исполнить музыкально-ритмическую композицию «Белочка», чтобы спасти всех животных на нашей земле.
Музыкально-ритмическая композиция «Белочка»
Давайте, уберем черные пятна, мы спасли птиц и животных.
Ребенок читает стихотворение:
«Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом»
Воспитатель:
(воспитатель обращает внимание детей на макет Земли, с которого исчезли все черные пятна)
Очистили мы с вами Землю от загрязнений. Посмотрите, на зеленой полянке, какая красота появилась. А вот и радостная девочка, радуется она чистому воздуху – ей легко дышать, есть свежий воздух, прозрачная вода, растут растения, появились животные, люди будут счастливы – ведь Земля стала живой.
Звучит аудиозапись:
«Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою – планету, ведь другой на свете нету!
Спасибо, дорогие защитники окружающей среды!
Вы спасли меня! Спасибо вам!»
Воспитатель читает стихотворение:
«Жить в земном мире этом хорошо зимой и летом,
Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницам.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!»
Воспитатель:
Дорогие защитники окружающей среды! Я думаю, что вы всегда будете защищать нашу планету от катастроф и бедствий, от загрязнения и наводнения.
Рефлексивная деятельность:
Защитники окружающей среды, кому сегодня было очень интересно спасать нашу землю от загрязнений, возьмите в подарок – красный мак, а кто немного затруднялся или показалось, что это очень трудное дело – возьмите синий василек.
Почему взяли красный мак? А почему ты взял – синий василёк?
(дети аргументируют свои ответы).
Как вы думаете, какие поступки мы сегодня с вами совершили?
Мне сегодня очень приятно, что вы помогли нашей Земле – спасли её от гибели. И думаю, что в дальнейшем вы будете ежедневно защищать и беречь окружающий нас мир! Спасибо вам за работу, ребята!