Урок литературного чтения 2 класс русской народной сказкой “Лиса и журавль”


Учитель:Плахотникова Т.А.
.
Урок чтения во 2классе
Цель:
познакомить с русской народной сказкой “Лиса и журавль”;
развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
развивать навык выразительного чтения;
воспитывать интерес к чтению, доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, карточки со словами, с пословицами.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. Сегодня у нас будет необычный урок. Посмотрите на доску я пригласила к нам в гости двух друзей Тобика и Робика. Но к нам пришел только Тобик, а Робик заблудился в лесу. К нам его не пускает злой «лесной волшебник». Давайте поможем друзьям найти друг друга. Для этого вам необходимо выполнить задания, которые приготовил «лесной волшебник». Вы согласны помочь друзьям?
Проверка домашнего задания.
-Ну-ка, посмотрим, каким же будет первое задание!
«Расскажите выразительно стихотворение «Журавли», которое вы учили дома.»(спрашиваю 5 человек у доски)
-Молодцы! С этим заданием справились хорошо!
Изучение нового материала.
-Готовы ко второму заданию? Посмотрим, что же там.
«Вспомните, что такое «сказка». Какие виды сказок вы знаете?»(отвечают, смотрим презентацию)
-В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.
“Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку. Как вы думаете почему?(Как понимаете данное выражение?)
-Верно! Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.
-И это вспомнили! Молодцы! Переходим к третьему заданию.
«Послушайте внимательно русскую народную сказку «Лиса и Журавль» и ответьте на вопрос.»Чтение сказки учителем.
- Кто является главными героями? (лиса и журавль)
-Молодцы! Внимательно слушали сказку!
Физминутка.
-Переходим с следующему заданию!
«Прочитайте сказку цепочкой. Ответьте на вопросы «лесного волшебника»»(словарная работа по ходу чтения)
Анализ.
- Какой фразой начинается сказка? Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?
- Какое угощение приготовила лиса журавлю?
- Получился ли званый пир? Почему?
- Почему лиса решила угостить журавля?
- Каким здесь показан журавль?
- О чем думала лиса?
- Что получилось с ее планом?
- Какой урок преподал журавль лисе?
- Почему лиса перестала дружить с журавлем?
- Была ли это настоящая дружба?
-Хорошо! Посмотрим, что еще приготовил для вас «лесной волшебник»!
«- Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?(Как аукнулось, так и откликнулось)
- К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему?
Каков гость, таково ему и угощение.
На что и звать, коли нечего дать.
Не потчуй меня тем, чего я не ем.»-Хорошо. И последнее наше задание!
«Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Как вы думаете почему они изображены в одежде? Какой отрывок сказки изображен на первой картинке? Зачитайте отрывок из текста. А на второй картинке? Зачитайте второй отрывок. Опишите лису, журавля.(лиса: хитрая, красивая, ловкая; журавль: спокойный, находчивый)»
-Молодцы!!! Вы справились со всеми заданиями и «лесной волшебник» отпустил Робика. Теперь друзья снова вместе. Они говорят вам большое спасибо.
Итог урока.
- Понравилась вам сказка? Чем особенно?
-Чему учит нас эта сказка?
Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.
Домашнее задание.