Консультация для родителей на тему: « Играем пальчиками — развиваем речь
Консультация для родителей
на тему:
« Играем пальчиками - развиваем речь »
Разработала
учитель-логопед
МБОУ СОШ №28
города Ставрополя
Кобыляцкая Л.Н.
В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Так у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.
Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что развитие мелкой моторики (тонких движений пальцев рук) положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь тонкой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.
Как показали результаты исследований, учащиеся с трудностями формирования навыками письма, у которых выраженные ошибки письма появляются при усложнении письменных заданий, обнаруживают нарушения речевой, неречевой моторики и медленный темп мыслительных операций.
Учитывая сложную структуру и условия построения двигательного акта у учащихся с трудностями формирования навыка письма, предусмотрены коррекционные мероприятия в данном направлении. Эти мероприятия направлены на ритмизацию моторных процессов, развитие психомоторики.
Эти коррекционные приёмы предназначены для учащихся 1-х классов в период формирования навыков письма в качестве профилактики трудностей в обучении, а также для учащихся 2-х классов в период перехода от написания отдельных слогов к написанию фраз, ритмизации темпа ФФ
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковыми играми?
Ритмические движения пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять .
Выполняя упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, речь ребёнка станет более чёткой, ритмичной, яркой.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У ребёнка развивается воображение и фантазия.
В результате кисти рук приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыками письма.
Методика выполнения пальчиковых игр.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.
Некоторые упражнения имеют 2 варианта, 1-й лёгких, 2-й сложнее.
Приведённые ниже игры будут полезны не только детям с дефектами речи, но и детям у которых развитие происходит своевременно.
1.Игра «Фонарики»
Расположить руки перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения фразами: Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)
Фонарики потухли! (пальцы сжались)
2. «Моем руки»
Ритмично потирать ладошки: имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Стряхиваем водичку с рук
Брызги – вправо, брызги влево!
Мокрым стало наше тело!
«Вытираем руки»
Полотенчиком пушистым
Вытираем ручки быстро!
3.«Печем блины»
Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладони.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
4.«Ёжик»
Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить и стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
15