Проект учителя-логопеда Пальчиками играем-речь развиваем
Проект
«Пальчиками играем – речь развиваем».
Составил: учитель-логопед Шамина Л.Н.
Актуальность проекта:
С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В группах раннего и младшего возраста всё чаще появляются так называемые «неговорящие дети»: дети, у которых в 2-4 года отсутствует активная речь, что безусловно отрицательно влияет на общее развитие ребенка, и его мышление. Кроме этого, всё чаще в садах появляются дети с тяжёлыми нарушениями речи, с проблемами в общении (дети с ОВЗ).Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций.
На карте головного мозга видно, двигательная речевая область является частью двигательной области. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от развития общей моторики ребёнка. Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.
Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда» .
Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики.
Л. Ф. Фомина провела исследование с целью установления взаимосвязи между развитием мелкой моторики детей и уровнем развития их речи. Она обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда). Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций руки и речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правого полушария и наоборот.
Таким образом, данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.
Следовательно, если с детьми больше заниматься развитием мелкой моторики, то у них будет более развита и речь. Кроме этого, основным запросом родителей в дошкольном учреждении является грамматически правильная и чистая речь ребёнка.
В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию мелкой моторики и речи будут пальчиковые игры, лежащие в основе пальчикового игротренинга. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям.
Кроме этого необходимо помнить, что при помощи родителей никак не обойтись, только в тесном сотрудничестве «педагоги-дети-родители» можно добиться положительных результатов. Поэтому так же на разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Вид проекта: творческий, практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.
Участники: дети раннего возраста, «неговорящие», дети с речевыми нарушениями, дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Данный проект реализуется в группах раннего возраста, группах комбинированного вида МДОУ детский сад «Росинка» г. Мышкин Ярославской обл.
Сроки реализации: сентябрь - май.
Цель проекта: развивать (совершенствовать) речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Проблема: дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
Вызвать интерес у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.
Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
Предполагаемый результат:
Активизация (появление) и совершенствование речи у неговорящих детей (детей с речевыми проблемами, детей с ОВЗ).
Появление и повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.
Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
Повышение интереса у родителей к совместным пальчиковым играм с детьми, к развитию (совершенствованию) речи и мелкой моторики у детей дома.
Пополнение развивающей среды групп и логопункта.
Описание проекта.
Для стимулирования развития речи детей в нашем МДОУ организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с раннего возраста. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп под руководством учителя-логопеда во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.
Требования к проведению пальчиковых игр:
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный (1 неделя сентября )•Выбор темы проекта и его разработка.
•Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
•Подбор методического материала по данной теме.
•Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
•Диагностика(первичная) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук у детей – с 3х лет .
•Разработка консультаций для родителей.
II этап – основной (сентябрь – апрель)
Работа выстраивалась в трёх направлениях:
•С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей.
С педагогами – посредством проведения методической и организационной работы.
•С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
III этап – заключительный (май)
•Диагностика (повторная) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
•Разработка дальнейших рекомендаций по развитию мелкой моторики рук в зависимости от результатов диагностики..
Условия реализации проекта:
В каждой группе созданы уголки по развитию мелкой моторики (с учётом возраста).
Учитель-логопед в начале учебного года проводит мастер-класс для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики и изготовлению пособий, систематически знакомит педагогов с новым комплексом игр (постепенно формируется картотека).
Каждое утро (по мере прихода детей) индивидуально (с детьми раннего возраста и с детьми с ОВЗ) воспитатель проводит 1 пальчиковую игру с элементами массажа или с Су-джоком (см. комплексы).
В группах комбинированного вида с детьми с ОВЗ (проводит учитель-логопед) перед занятиями - за столом в течение 5-10 мин. проводится 2-4 игры с пальчиками.
После мытья рук проводится массаж кистей рук и пальцев с помощью полотенца (авторская разработка учителя-логопеда Шаминой Л.Н.) - с детьми раннего возраста-пассивно, с помощью воспитателя; со 2 мл. гр. – самостоятельно под контролем взрослого.
В течение дня воспитателем проводятся (закрепляются) пальчиковые игры (см. комплексы).
В уголке для родителей вывешиваются те игры, которые используются в данный период времени (для закрепления в домашних условиях).
Родителям предлагается принять участие в конкурсе по изготовлению игр и пособий по совершенствованию мелкой моторики рук.
Каждый комплекс рассчитан на 2-4 недели. Игры постепенно разучиваются; дети ежедневно заучивают движения и слова; предполагается, что на 2-3/4 неделе дети договаривают, самостоятельно выполняют совместно со/за взрослым каждую игру (в зависимости от возраста и возможностей каждого ребёнка), повторяются игры по желанию детей.
Данные игры закрепляются родителями в домашних условиях (в уголке для родителей систематически вывешиваются комплексы игр).
Данные игры используются учителем-логопедом и другими педагогами на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми с ОВЗ.
Деятельность участников проекта
Учитель-логопед Воспитатели/педагогиРодители Дети
1.Разработка комплексов пальчикового игротренинга. 2.Подготовка и проведение мастер-класса, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики.
3. Проведение (заучивание)пальчикового игротренинга с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
4.Изготовление новых пособий по совершенствованию мелкой моторики.
1.Проведение пальчикового игротренинга совместно с учителем-логопедом в своей возрастной группе.
2.Пополнение уголка по развитию мелкой моторики в группе.
3.Проведение диагностики уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
4.Подбор литературы, методического материала по теме.
5.Участие в мастер-классе по теме.
1.Закрепление пальчиковых игр с речевым сопровождением в домашних условиях.
2. Участие в конкурсе на лучшее пособие(игру) для развития мелкой моторики.
3. Посещение мастер-классов и консультаций по данной теме. 1.Заучивание, выполнение пальчикового игротренинга, дальнейшее самостоятельное выполнение пальчиковых игр по желанию.
Предположительная эффективность проекта:
Для детей Для родителей Для педагогов
-положительная динамика речевого и моторного развития;
-успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
-выработка интереса к совместным играм, устойчивой мотивации к речевой самореализации.
-положительная оценка деятельности ДОУ;
-готовность и желание помогать;
-активизация педагогического потенциала родителей;
-приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей, развития мелкой моторики и мимической мускулатуры;
-овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка.
-положительный психологический климат между всеми участниками проекта;
-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
-удовлетворенность собственной деятельностью;
-повышение профессионального мастерства педагогов через разнообразные
формы и методы работы;
-пополнение развивающей среды ДОУ
Итоговый продукт проекта:
создание системы по совершенствованию речи и мелкой моторики с помощью пальчикового игротренинга
картотека комплексов пальчикового игротренинга на весь учебный год,
пополнение развивающей среды ДОУ,
сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации;
повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями и ОВЗ, оказания им помощи и поддержки в коррекционном процессе,
повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с ОВЗ.
Приведённые ниже комплексы пальчикового игротренинга составлены учителем-логопедом Шаминой Л.Н.
Массаж кистей рук и пальцев
(с помощью полотенца)
Для детей раннего возраста (1 младшая группа):
руки ребёнка положить на полотенце, руки взрослого под полотенцем охватывают снизу руки ребёнка («охватывающее» движение)
взрослый через полотенце растирает ребёнку :ладошки
каждый пальчик, правой-левой руки («растирающее» движение)
поглаживание ладошек и тыльной стороны кистей рук: правая, левая, обе.
Со 2 младшей группы – самостоятельно:
поглаживание ладоней – тыльной стороны кистей рук круговыми движениями.
Спиралевидные движения – растирание каждого пальца правой-левой руки.
Прямые движения по направлению к подушечкам каждого пальца и обратно: правая-левая рука.
Поглаживание ладошек – тыльной стороны кисти обеих рук: правая-левая.
Данный массаж с помощью полотенца можно проводить подгруппами (утром, днём или вечером), так же он как бы заменяет или дублирует само вытирание рук полотенцем после мытья рук. Можно проводить как однократно, так и многократно в течение дня-по желанию детей.
Длительность проведения массажа (вытирания рук) не выходит за рамки проведения гигиенической процедуры, т.е. 1-3 мин однократно.
Чтобы было веселее, можно использовать ниже приведённый стишок:
Любим пальчики, ладошки,
Мы погладим их немножко.
Полотенцем проведём,
Каждый пальчик разомнём.
Пальчик умный, пальчик славный,
Помогает нам во всём.
Каждый пальчик разомнём:
Большой, указательный и средний,
Безымянный и последний,
Самый мелкий-малышок.
Снова гладим мы ладошки.
Поиграли мы немножко!
Комплекс № 1 (1-2 неделя сентября).
Утро – индивидуально (воспитатель).
«Где же?»
Воспитатель проговаривает весь текст (сопряжённо с ребёнком: вместе с ним, «за него», если ребёнок неговорящий) и сопряжённо (совместно) выполняет все действия.
В-ль: Где же наши ручки?
Реб: Вот они! (показывает вытянутые руки вперёд, ладошками вниз)
В-ль: Где же наши ладошки?
Реб: Вот они! (повернуть ладошки вверх)
В-ль: Где же наши пальчики?
Реб: Вот они! (перебирать пальчиками, как «на пианино» или «щупальца»)
В-ль: А теперь мы их потрём! Вот так, вот так…..
(воспитатель растирает подушечки каждого пальца ребёнка на одной руке ребёнка)
А теперь мы их встряхнём!....(встряхнуть кистью ребёнка)
И на другой ручке пальчики потрём….(так же потереть каждую подушечку на другой руке)
А теперь и тут встряхнём! (встряхнуть и эту кисть)
Две руки теперь потрём…. (потереть ладонь о ладонь)
.и руками мы встряхнём….(встряхнуть обеими кистями перед собой)
А теперь играть пойдём! («фонарики» обеими руками)
Примечание: для массажа можно использовать шарик су-джок(по ладоням, а спиралькой – по пальчикам), при этом следить за ощущениями ребёнка (необходимо, чтобы ему это нравилось) и при этом называть каждый пальчик, который массируется (это большой пальчик, это указательный….)
«Сорока» - сначала на одной руке, потом на другой. Воспитатель выполняет совместно с ребёнком (в-ль на своей руке, ребёнок – на своей по подражанию).Сорока-Ворона кашку варила, деток кормила Указательным пальцем правой руки чертить круги по раскрытой левой ладошке (если ребёнок мал, то выполняет воспитатель). Можно использовать шарик су-джок.
Этому дала, этому дала…. По очереди загибать пальчики/ прокатывать шарик су-джок по каждому пальчику или спиральку от него(по желанию ребёнка)
А этому – не дала! Потеребить мизинчик.
Ты дров – не носил, воды - не носил…. Погрозить пальчиком.
Ничего не получил! Развести руки в стороны
Мы водичку принесём-принесём. Растереть ладошки/покатать по ладоням су-джокИ дрова принесём-принесём. Погладить тыльную сторону кистей/су-джокомИ огонь разведём…. Сильно потереть ладошки (чтоб разогрелись)
Будет кашка вкусна…. Имитация помешивания ложкой в горшочке.
Вот така! МММММ Показать большой палец – «Во!»
В течение дня: перед занятиями, перед/после прогулки, вечером…(фронтально, проводит воспитатель). Порядок игр может варьироваться. Время, затраченное на все игры 5-10 мин. По желанию детей можно повторять.
«Гусь». В-ль: Где ладошка? Дети: Тут! (показать ладошку)
На ладошке – пруд! разгладить ладошку другой рукой
Прилетел гусь. на раскрытую ладонь поставить сжатый кулак другой руки с оттопыренным вверх большим пальцем
Гусь плавает и песенку поёт: Га-Га-Га… скользить «гусём» по «пруду» медленно и гоготать
Улетел гусь: га-га-га… имитация «полёта птицы»
«Этот пальчик….»
Пальцы сжаты в кулак, отгибать пальцы, начиная с большого. Сначала на одной руке, потом – на другой, потом – две руки одновременно.
Этот пальчик - дедушка оттопырить большой палец
Этот пальчик - бабушка ….указательный
Этот пальчик - папочка …средний
Этот пальчик - мамочка ….безымянный
Этот пальчик - я ….мизинец
Это вся моя семья. энергично раскрывать-закрывать пальцы в кулаки
Можно использовать шарик су-джок (растирать каждый пальчик спиралькой).
«Этот пальчик хочет спать…»
Пальчики раскрыты, постепенно загибать в кулачок, начиная с большого.
Этот пальчик – хочет спать загнуть большой пальчик
Этот пальчик – прыг в кровать загнуть указательный
Этот пальчик – прикорнул ….средний
Этот пальчик – уж уснул …..безымянный
Тише, пальчик, не шуми! ….мизинец
Затем поднести пальчик к губам: тссссБратиков не разбуди! Погрозить пальчиком
Встали пальчики! Ура!
Нам играть(гулять, писать, рисовать) уже пора! энергично сжимать-разжимать пальчики
«Этот пальчик в лес пошёл….»
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик – шишечку.
Этот пальчик – ягодку. Пальцы сжаты в кулак, постепенно разгибать, начиная с большого.
А этот пальчик - маленький Потрепать мизинчик
Прыг на завалинку. Спрятался. Ай! Спрятать пальчики за спину
Комплекс № 2 (3-4 неделя сентября).
Утром проводятся игры из комплекса №1 (утро).
В течение дня: упражнения проводятся за столом.
«На полянке»
Это полянка Раскрытыми ладошками круговые движения по поверхности стола
На полянке дом стоит Локти на столе, соединить пальцы обеих рук под углом= «крыша»
Ну а к дому путь закрыт Соединить пальцы в «замок»
Мы ворота(двери) раскрываем Руки развести в стороны
И к себе всех приглашаем…Иди!(Заходи!) Зовущий жест рукой(руками)
«По дороге к дому»
Вот большие ноги шагают по дороге Руки «шагают» по столу(широкие жесты-подъём рук вверх-вниз, опуская на стол)
ТОП-ТОП-ТОП Медленно шлёпать ладонями по столу
Маленькие ножки бежали по дорожке Пальчики «шагают» по столу
топ-топ-топ быстро «бегут» по столу
Вот и «дом» «крыша»-локти на столе
А на двери висит замок. «замок»
«Замок»
На двери висит замок «замок»
Кто открыть его бы смог? пожать плечами
Мы скорее постучали Не раскрывая «замок» постучать ладошками
Мы замочек повертели/покрутили – 2 раза покрутить «замок»
Мы замочек потянули потянуть
И замочек мы - открыли открыть
Вошли мы в дом. Кто живёт в нём? А живёт там бабушка, испекла она оладушки.
«Оладушки»
Ладушки-ладушки! хлопки
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала… гладить ладошку о ладошку, сильно прижимая (или по поверхности стола)
Деткам раздавала. энергично сжимать-разжимать ладошки (локти на столе)
Даше – 2, Маше – 2……(называть имена детей группы) загибать пальчики
Хороши оладушки у нашей бабушки! погладить ладошки
Во! Будем есть: ам, ам, ам… Показать жестом «во!» похлопать.
Комплекс № 3 (1-2 неделя октября)
Утро – индивидуально (воспитатель).
«В гости»
1,2,3,4,5 – будем в пальчики играть? Спрашивает воспитатель
1,2,3,4,5 – будем в гости пальцы звать! Похлопать в ладошки или погладить по пальчикам
Пальчики, идите к нам! Зовущий жест обеими руками
И Иван приди, и Степан приди, и Матвей приди, и Сергей приди, и Никитушка, ну, пожалуйста! Загибаются все пальчики, можно использовать имена детей группы, а на мизинчике-имя самого ребёнка.
Будем пальчики мы угощать. Вращение рук от себя-к себе.
И Ивану-блин,
И Степану – блин,
И Матвею-блин, а Никитушке-мятный пряничек! Массаж каждого пальчика (можно использовать спиральки су-джока)
Сначала на одной руке, потом – на другой.
«Кулачки-ладошки»
Воспитатель одновременно с ребёнком выполняет задание. Следить, чтобы ладони были полностью раскрыты, кулачки плотно сжаты. Выполняется обеими руками одновременно.
Это - кулачки Крепко сжать
Это - ладошки Раскрыть ладошки (параллельно)
Кулачок о кулачок: тук-тук-тук
Тук-тук-тук Стучать кулак о кулак сверху вниз, поменять руки
А ладошка о ладошку: хлоп-хлоп
Хлоп-хлоп Похлопать
«Игра в пальчиковом бассейне» - найди игрушку (кто/что это? Как звучит/голос подаёт?)Рекомендовано в бассейн положить 1 игрушку(на самое дно), а потом ещё.
В течение дня - брать игры из комплекса № 1.
Если у ребёнка упражнение не получается(пальцы вялые, пассивные или наоборот – слишком напряжены) – провести дополнительно массаж (можно использовать су-джок, еловую шишку) и зарядку в «пальчиковом бассейне».
Зарядка в «пальчиковом бассейне» (пустой бассейн)
« пальчики купаются» - свободные движения всеми пальчиками в бассейне (руки полностью опущены)
«пальчики бегут» - имитация бега пальчиками/сжать в кулачок/опять бегать
Достань игрушку.
Комплекс № 4 (3-4 неделя октября)
Утро – индивидуально (воспитатель) – смотри комплекс № 3.
В течение дня (за столом)
«Будем в пальчики играть»
1,2,3,4,5 – будем в пальчики играть Локти на столе, энергично сжимать-разжимать пальчики обеих рук одновременно.
Вместе пальчики сведём –
Это будет дом. Соединить две руки крышей.
В доме будут пальцы жить. Соединить пальцы в кулачки
Пальчик большой – вот такой Поочерёдно раскрывать пальцы
Указательный - указка Средний-он по середине А без имени-вот этот Про мизинчик не забудем… Дружно в доме жить мы будем «крыша дома»
Рядом с домом – лес. «дом»-«лес» - растопырить пальчики
А в лесу – ёлочки растут
Пальцы рук обеих рук переплетены-растопырены
«Меж еловых мягких лап…»
Меж еловых мягких лап Мягкие движения ладонями по столу вперёд-назад
Дождик кап-кап-кап-кап Постучать подушечками пальцев по столу
Где сучок давно засох, Потереть ладонь о ладонь
Вырос мох-мох-мох Хватательными движениями раскрытыми ладошками по столу
Где листок к листку прилип, Сильно придавливать ладонь о ладонь
Вырос гриб, гриб, гриб Одна рука-ножка, а ладонь другой положить на эту руку=шляпка
Кто нашёл его, друзья? Пожать плечами, ладошки раскрыть перед собой
Это я, я, я. Показать жестом на себя.
Вот подул сильный ветер (подуть на пальчики).
Прилетела туча (руки соединить над головой) и начался дождик.
«Дождик»
Упала 1 капля: кап 1 хлопок
Упало 2 капли: кап-кап 2 хлопка
Упало 3 капли: кап-кап-кап 3 хлопка
И дождик сильный пошёл:
Кап-кап….. Быстро хлопать
А мы быстро побежим: топ-топ-топ Пальчики бегут по столу
И в домик спрячемся «крыша дома» над головой
Комплекс № 5 (1-2 неделя ноября).
Утро – индивидуально с использованием шарика су-джок игра «Будем в пальчики играть» (комплекс № 4).
В течение дня – закрепление игр из предыдущих комплексов по желанию детей.
«Ехал поезд» - за столом.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы Движения рёбрами ладоней по столу вперёд-назад
Ехал поезд запоздалый: чух-чух-чухРуки прижаты к бокам, кулаки сжаты-имитация езды
Из последнего вагона высыпался горох: ох-ох-ох Постучать по столу
Пришли куры, ко-ко-ко Пальцы «шагают»
поклевали: клюю-клю-клюПостучать по столу
Пришли гуси: га-га-га Пошлёпать ладонями по столу
Пощипали: щип-щип-щип имитация
Пришёл слон, притоптал: топ-топ-топ Кулаками по столу
Пришёл дворник: топ-топ-топ Пальцы шагают
Всё подмёл: щ-щ-щ…. Имитация (по столу)
Где горошинки? Давайте их собирать Удивиться, показать пустые ладошки
Вот горошинка, вот…… 1вариант: пощипывать каждую подушечку
2вариант:промассировать каждую подушечку
3вариант: массировать каждый палец с помощью спиральки су-джокаВсё собрали. Будем есть: ам…. Соединять пальчики-щепотью или (усложнение) каждый пальчик с большим пальцем (на одной руке, на второй, обеими одновременно)
Комплекс № 6 (3-4неделя ноября)
Утро – индивидуально воспитатель.
«Наши пальчики-друзья»
Наши пальчики-друзья Энергично сжимать-разжимать пальцы обеих рук
Нам без них никак нельзя Жестом показать на себя, ладони вперёд+помотать головой
Помогают одеваться 1вариант-имитация каждого движения
Помогают умываться 2вариант-загибать каждый пальчик
Зубы чистить и играть 3вариант-помассировать каждый палец спиралькой су-джокИ игрушки убирать. Помогают суп варить И полы на кухне мыть Резать хлеб Чистить картошку Хлопать ладонь о ладошку. «Зарядка в пальчиковом бассейне» - добиваться большей самостоятельности, активности ребёнка. Стимулировать игрой «достань игрушки» (от 3 до 5-10).
«Использование тренажёров «Ёжик»
1вариант: панно с крышками
Подари ёжику иголки (выложить из палочек иголки ёжику на панно)
Помоги ёжику собрать яблочки(ягодки) – отвернуть-завернуть крышки на панно (можно сортировать по цвету)
2вариант: ёжик из пластиковой бутылки
Сними-одень подарки для ёжика (бигуди снять-одеть на иголки-карандаши/фломастерыСосчитай иголки у ёжика (вынимание-вдевание в отверстия иголки-карандаши/фломастерыСамомассаж ладоней/пальчиков с помощью снятых бигуди или шестигранными карандашами
3вариант: самомассаж с помощью су-джока ( см. картотеку самомассажа с помощью су-джок)
4вариант: самомассаж рук с помощью логопедического ёжика (по Дедюхиной)
Учитывать желание ребёнка, стимулировать и поощрять его активность.
Следить за правильностью выполнения упражнений и знания текста(уметь договаривать или совместно рассказывать).
Использовать активно-пассивные сопряжённые действия воспитателя: брать руки/пальчики ребёнка в свои и выполнять/помогать вместе с ребёнком.
Комплекс № 7 (декабрь).
Утро – индивидуально воспитатель.
Пальчиковая гимнастика в «пальчиковом бассейне».
Игры с тренажёрами «Ёжик»
Пальчиковый игротренинг/самомассаж – по желанию ребёнка (закрепление игр из предыдущих комплексов)
В течение дня (за столом)
«Весёлые пальчики»
1,2,3,4,5-будем пальчики считать Загибать пальцы на одной руке
На другой руке опять – 1,2,3,4,5. Загибать на другой руке
Крепкие и дружные Пожать ладонь о ладонь крепко
Всем такие нужные! Повертеть раскрытыми ладонями перед собой
Всё делать могут, всем помогут Повторить 2 предыдущих движения
На дудочке играют: ду-ду-дуИмитация движений
Мячик бросают: тук-тук-тук Бельё стирают: так-так Пол подметают: тут-тут Щиплют….ласкают….всем помогают. «Снег»
Тихо-тихо снег идёт Мягкие движения пальцами по столу вперёд-назад
Беленький Произносить нараспев и растирать медленно ладошки
Мохнатый Руки в «замке», а пальцы ритмично вверх-вниз, не разжимая «замка»
Мы почистим снег и лёд Энергично растереть ладошки
Ве-ни-комМягкие движения по столу
Ло-па-той. Имитация движения по столу
И на горке Локти на столе, пальцы соеденены «крышей»
Снег, снег, снег Движения кистями вверх-вниз
И на ёлке Локти на столе, пальцы переплести в «раскрытый» замок
Снег, снег, снег Мягкие движения
И на поле снег, снег, снег Поглаживание ладонями по столу, прижимая к поверхности.
«Зайка»
Зайка, зайка Пальчики=»зайка»
Что с тобой? «удивлённый» жест обеими руками перед собой
Ты сидишь, совсем больной… Грустное выражение лица, руки=»лапки» перед грудью
Ну-ка, зайка, попляши, попляши! Весело, «фонарики» обеими руками
И ребяток посмеши, посмеши! Хлопки
«Ёлочка»
Наша ёлка высока «ёлка», затем поднять руки вверх
Достаёт до потолка Движения поднятыми руками вперёд-назад
Выше папы, выше мамы Попеременно поднимать одну-другую руку вверх
Достаёт до потолка Движения поднятыми руками вперёд-назад
А на ней - фонарики, «фонарики»
Золотые шарики Имитация мигания лампочек (выбрасывание пальцев из сжатого кулака)
Вокруг ёлочки пойдём,
Громко песенку споём: ля-ля….. «ходьба» пальчиками, затем имитация игры на пианино
Комплекс № 8 (январь).
Утро: повторение игр из комплекса № 7.
В течение дня:
«Утята»
Жили-были 3 утёнка хлопки
Пик, Пак, ПокХлопки –шлёпанье по столу
Хорошо и дружно жили Гладим ладошки
Пик, Пак, ПокХлопки –шлёпанье по столу
Как-то утром на рыбалку Пальцы растопырить, по столу большой-мизинец
Зашагали в перевалку повтор
Наловили много рыбы Вращение кистей вокруг себя на 180
И ещё бы наловили Вращение кистями
Съели всё они до крошки Щипки подушечек всех пальцев по очереди
Кроме мааааленькой рыбёшки показать
Вот и бросились тут в драку Постучать кулачок о кулачок
Учинив большую драку Стучать по столу
Чтобы жить всё время дружно, Гладить ладошки
Уступать друг другу нужно. повтор
Самомассаж с помощью тренажёра «Ёжики» - отработка навыка.
Комплекс № 9 (февраль).
Пальчиковый массаж «Лошадка»
Я люблю свою лошадку Попеременное поглаживание кистей рук и ладоней от кончиков пальцев до запястья и обратно
Причешу ей шёрстку гладко Коготками «прочесать» ладошки
Гребешком приглажу хвостик То же движение по кисти
И верхом поеду в гости Кулачок о кулачок перекрёстно стучать
Цок-цок-цок (или языком) Ударяем по столу ладошками
Можно использовать су-джок.
«Руки»
Руки лежат на столе, ладонями вниз.
Это ручка правая Повернуть ладонь вверх
Это ручка левая Повернуть ладонь вверх
Это правый кулачок Сжать в кулак
Это левый кулачок Сжать в кулак
Кулачки мы сжали….а теперь разжали Выполнить движения
А теперь мы их стряхнули Ручки наконец уснули Положили на стол ладонями вниз
«Гармошка»
Посмотри: моя ладошка, как весёлая гармошка Ладони прижаты вниз на столе, пальцы сжаты
Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю: ля-ля-ля Сжимать-разжимать пальцы веером
Я играю, посмотри! 1,2,3… 1,2,3 Сжать в кулачки, сдвигать-раздвигать друг к другу
Я ладошки раздвигаю
И на кнопки нажимаю ля-ля….. Соединять пальчики друг с другом….
Комплекс № 10 (март).
«Неваляшки»
Дин-дон, дин-дон Кулачки покачивать (на столе)
Раздаётся перезвон Ладошками покачивать с ребра на ребро
Мы милашки, куклы неваляшки Разноимённо ладонь вверх-вниз
Красные рубашки Погладить ладошку о ладошку
«Чики-чикалочки»…
Чики-чики-чикалочкиОтстукивать ритм попеременно пальцами по краю стола
Едет Ваня на палочке Пилющие движения рёбрами ладоней по столу
Дашенька в тележке Тоже кулачками
Щёлкает орешки Стучать ладонями по столу
Щёлк-щёлк… Щелчки каждым пальцем
«Я пеку…»
Я пеку, пеку, пеку «пирожки»
Деткам всем по пирожку Энергично сжимать-размимать кулачки
А для милой мамочки Погладить ладошки
Испеку 2 пряничка А ребяток позову Зовущий жест
Пирожками угощу «пирожки»
Повторение любых игр из предыдущих комплексов.
Комплекс № 11 (апрель).
«Девочки и мальчики»
Это девочки у нас «фонарик» одной рукой
Это мальчики у нас «фонарик» другой
Девочки и мальчики прыгают, как мячики хлопки
Ручки поднимают, ручки опускают. Ножками топают Ручками хлопают «В лес – по грибы»
Мы в лес пойдём Локти на столе, пальцы растопырены, пальчики «шагают»
Грибов наберём Кулак-ножка, ладошка сверху-шляпка, хватательные жесты руками
Раз грибок…два грибок «гриб»
Полезай в кузовок Соединить растопыренные пальцы в «корзинку»
Всех друзей позовём Соединять пальчики
А кого не найдём Посмотреть по сторонам, руки в стороны
Громко-громко позовём: Ау!....Поднести ладони ко рту рупором
«В лес –по ягоды»
Мы в лес пойдём Локти на столе, пальцы растопырены, пальчики «шагают»
Много ягод наберём Соединять пальчики колечками
С веток ягодки снимаю: да-да-да…. Одна рука согнута в локте и поднята на уровне лица, кисть опущена=»ветка».
Другой рукой (щепотью) скользить по каждому пальцу к подушечке=»снимаем ягоды с ветки»
И в корзинку собираю. Соединить растопыренные пальцы в «корзинку»
Я поем сейчас малинку.
Сколько ягодок в корзинке? Потереть ладошку о ладошку.
Ладони повернуть вперёд
1,2,3,4,5….снова буду собирать. Загибать пальчики на руке.
Повторить на другой руке.
«Светит солнышко»
Светит солнышко Растопырить пальчики веером
В окошко Руки горизонтально параллельно (одна выше уровня лица, другая-ниже)
Села птичка Перекрёс кистями (ладони=крылья)
На окошко. «окошка»
Посиди, не улетай! Погладить ладошки, погрозить пальчиком.
Улетела птичка… «птичка» машет крыльями
Ай! Спрятать руки за спину
Повторить любые игры из предыдущих комплексов по желанию детей.
Комплекс № 12 (май).
«Киска»
Киска, киска, киска, Поочерёдно гладить кисти рук
Брысь! Резко встряхнуть руками перед грудью
На дорогу Рёбра ладоней параллельно друг другу скользят по столу
Не садись! Погрозить пальчиком
Наша Машенька (имя ребёнка) пойдёт Пальчики шагают
Через киску 1 движение
Упадёт…бах! Уронить руки на стол.
«Кисонька-мурысенька»
Кисонька-мурысенька! Поочерёдно гладить кисти рук
Ты где была? Вывернуть ладошками вперёд перед собой
На мельнице. Перекрёст рук на плечи
Кисонька-мурысенька! Поочерёдно гладить кисти рук
Ты что там делала? Вывернуть ладошками вперёд перед собой
Муку молола. Энергично движения рук –«мелют муку»
Для чего мука? Вывернуть ладошками вперёд перед собой
Для пирожков. «пирожки»
Для кого пирожки? Вывернуть ладошками вперёд перед собой
Для котяток, маленьких ребяток. Поочерёдно гладить кисти рук
Мяу! «Собачка Жучка»
Вот собачка Жучка Ладони соединены плотно друг с другом, вверх оттопырены большие пальцы(«ушки»). Поворачивать влево-вправо.
Хвостик закорючка Движения рукой из стороны в сторону
Глазки смелые Поднести «бинокль» к глазам
Зубки белые. Гав! «оскал»
«Бычок»
Идёт бычок, качается Кулачки качать из стороны в сторону по столу
Вздыхает на ходу. Поднять плечи
Ой, доска кончается Руки ребром по столу
Сейчас я упаду. Бах! Хлопок ладонями по столу
Повторить любые игры из всех комплексов по желанию детей.
Диагностика мелкой моторики рук
(карта обследования мелкой моторики детей).
Условные обозначения:
+ задание выполнено правильно
- задание выполнено неверно
0 неустойчивое выполнение задания
Примечание: при подсчёте баллов за единицу принимается только знак +, неустойчивость выполнения в данном случае является нейтральным показателем и нуждается в доработке.
Характеристика групп:
Группа В – дети, набравшие 14-15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.
Для детей раннего возраста – 11-12 баллов.
Группа С – дети, набравшие 12-13 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.
Для детей раннего возраста – 9-10 баллов.
Группа Н - дети, набравшие 9-11 баллов. Мелкая моторика развита плохо.
Для детей раннего возраста – 6-8 баллов.
Группа Ой – дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Для детей раннего возраста – менее 5 баллов.
№ Ф.И.
ребёнка Статические упражнения Координация
движений Работа с бумагой Сила тонуса Обследование щепоти Кол-во
баллов Группа
«Кольцо» «Коза» «Три богатыря» «заяц» «Солдатики» «Вилка» с 4 лет «ладонь- ребро-кулак» с 5 лет «коза»-«заяц» Вырезание ножницами ( с 4,6) Обрывание листа бумаги Сжатие руки взрослого двумя руками Сжатие руки взрослого одной рукой Захват карандаша «посоли суп» Катание шарика «Три богатыря» - показ одновременно трёх пальцев.
«Солдатики» - показ пальцев по одному.
«Вилка» - показ четырёх пальцев.
Сжатие одной рукой- ведущей (более сильной) рукой.