План-конспект урока чтения У Лукоморья дуб зеленый
ТЕМА: РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
А.С. Пушкин. «У Лукоморья дуб зеленый...»
Цели урока: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: иллюстрации к отдельным строкам стихотворения.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
-Прочитайте «птичьим базаром»:
Час обеда приближался, Топот по двору раздался:
Входит семь богатырей, Семь румяных усачей.
- Откуда эти строки?
- Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.
III. Постановка цели урока. Актуализация знаний
1.Предварительная беседа.
-Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?
- Какие вы прочитали самостоятельно?
2.Чтение статьи на с. 84 учебника.
Всего сказок у А.С. Пушкина пять:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и работнике его Балде»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о золотом петушке».
Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
-Кто слышал эту сказку? О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
IV. Изучение нового материала
-Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.
1.Чтение стихотворения учителем (две последних строки -не читать).
-Почему я не прочитала вам последние две строчки? (Этоуже относится к поэме. Начинается новая мысль.)2.Словарная работа.
Что такое Лукоморье? Кто знает?
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» -старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.) Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает.
Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? {Пространство без деревьев - долина.)Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре - на заре.
Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет - сохнет.
3.Техника чтения.
-Какие слова кажутся вам трудными для чтения?
Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги:
у Лу-ко-морь-яне-ве-до-мыхне-ви-дан-ныхиз-буш-ка
при-хлы-нуттрид-цатьпре-крас-ныхми-мо-хо-дом
4.Выразительное чтение детьми.
V.Физкультминутка (презентация)
VI.Закрепление изученного материала. Проверкаусвоения текста.
-Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки,которые к ним подходят.
Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки.
VII.Итог урока
Произведение какого писателя читали?
Прочитайте отрывки из сказок на странице 85, вспомните названия сказок. Найдите героев к ним.
Домашнее задание
Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской...», или начиная со следующей строки и до конца.)