Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с применением наглядного моделирования «Заколдованная сказка»


Приложение №13
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
с применением наглядного моделирования
«Заколдованная сказка»

Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2016 год
Цель:
Развивать речь детей, используя метод наглядного моделирования.
Задачи:
Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами.
Упражнять в умение составлять рассказы о животных, называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей.
Учить придумывать коллективный рассказ, строить и «читать» простые модели сказки, воспроизводить последовательность действий.
Развивать у детей память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение.
Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к устному народному творчеству.
Дидактический материал: фланелеграф, картинки (деревья, животные, солнышко, геометрические фигуры, мнемотаблицы, зайчик, маски животных, «сундучок» со сказками, угощение.
Ход ООД
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Ну-ка дружно все вставайте,
Руки выше поднимайте.
Будем с вами мы играть
И немного танцевать.
Ручками похлопаем – раз, два, три!
Ножками потопаем – раз, два, три!
Головою покачаем – раз, два, три!
А теперь не зевай,
Все сначала повторяй!
Ручками похлопаем – раз, два, три!
Ножками потопаем – раз, два, три!
Головою повертели
И тихонько все присели!
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, так как в сказках происходят чудеса. Давайте сегодня мы и отправимся в волшебный мир сказок. Вы согласны? Вы готовы? Только вот как нам попасть в страну сказок?
Дети называют разные виды транспорта
Воспитатель: А давайте поедем на поезде.
Игровое упражнение «Паровоз»
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колес!
Друг за другом мы пойдем
За вагончиком вагон.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Но дверь в сказку закрыта. Произнесем волшебные слова и попробуем открыть замок.
Пальчиковая игра “Замок”.
Начинаем колдовать,
Двери в сказку открывать.
Хоть замочек очень крепкий –
Металлический и цепкий,
Мы его покрутим,
А потом три раза стукнем,
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри!
Двери открываются, сказка начинается.
-Мы с вами попали на полянку. Давайте присядем на пенечки.
(Дети садятся на стульчики) 
Воспитатель: Перед вами сказочный лес. Здесь живут животные. Но что мы видим?
На магнитной доске фигуры-заместители: коричневый круг - медведь, серый круг - волк, оранжевый круг – лиса, белый прямоугольник – заяц и т. д.
Воспитатель: Что произошло? Оказывается, злая волшебница заколдовала всех животных. Чтобы оживить их, нужно выполнить несколько заданий. Вы согласны? Какое же первое задание? Нужно рассказать о животных, используя схемы-подсказки.
Составление рассказов о животных с использованием мнемотаблиц.
Воспитатель: С первым заданием справились. Молодцы! А теперь следующее задание.
Игра «Угадай и расскажи»
Воспитатель: Волшебница заколдовала сказки. Попробуем отгадать, какие сказки здесь спрятаны?
Дети называют сказки, используя мнемотаблицы, рассказывают одну из них)
Подвижная игра «Теремок»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру "Теремок". Давайте выберем героев.
Дети встают в круг, выбирают героев сказки.
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок невысок- невысок…
Бежит мимо Мышка-норушка. Увидала она теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается.
Вошла Мышка и стала в нем жить.
Прискакала к терему Лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, Мышка-норушка! А ты кто?
— А я Лягушка-квакушка!
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить…
Дидактическая игра «Придумай сказку»
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый зайка за пенечком. Его кто-то напугал. Давайте зайчика успокоим и расскажем про него сказку.
Дети коллективно сочиняют сказку, передавая зайчика друг другу
Воспитатель: Молодцы, хорошая сказка получилась. А чтобы не забыть, давайте попробуем эту сказку записать с помощью моделей и прочитать.
Дети моделируют сказку, пересказывают её еще раз.
На солнечной полянке
Воспитатель: Посмотрите, какая веселая полянка. Почему стало так светло? (Потому что солнышко выглянуло) Солнышко какое?
Дети подбирают слова-сравнения: солнышко круглое, как…; солнышко желтое, как….; солнышко ласковое, как… и т. д.
Затем читают стихотворение, используя мнемодорожку.
А уж ясно солнышко припекло, припекло. И повсюду золото разлило, разлило, Ручейки на улице все журчат, все журчат, Журавли курлыкают и летят, и летят. Расцвели подснежники да в леске, да в леске. Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке. Ой, солнышко-батюшка, угоди, угоди, А землица-матушка, уроди, уроди.
Воспитатель: А теперь поиграем с солнышком
Игра «Солнышко»
Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи
Поет о солнце скворушка, кричат о нем грачи.
Солнышко милое, поделись своей силою!
Просыпайтесь, лучики, согревайтесь рученьки.
Солнышко проснулось, лобика коснулось,
И погладило, и погладило.
Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось,
И погладило, и погладило.
Солнце личико согрело, потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись!
Воспитатель: Глазки, я думаю, тоже устали. Пусть они отдохнут.
Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
Воспитатель: Что произошло с заколдованными животными?
На месте геометрических фигур появляются изображения животных
Воспитатель: Вы настоящие волшебники, помогли животным. А теперь мы превратимся в животных и поиграем.
Игра «Нам животных покажите»
Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
Бочку меда нашел.
Воспитатель: Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.
По первой пойдем - к лягушкам в болото попадем.
По второй пойдем - к Бабе-Яге придем.
По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.
Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!
Дыхательное упражнение
Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох - выдох)
Воспитатель: А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? (Сказки и угощение для детей)
Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора.
Игровое упражнение «Паровоз»
Итог занятия