Конспект игровой ситуации в старшей группе для детей с ОНР Знакомство с животными леса 
Конспект игровой ситуации в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. «Знакомство с животными леса»
Цель:
Учить отвечать на вопросы полными предложениями.
Отгадывать загадки, объясняя свой ответ.
Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
Уметь объяснять значения слов «человек, как медведь».
Развивать логическое мышление, сообразительность.
Воспитывать любовь к природе и диким животным.
Материал: 
Конверты с приглашением, картинки и изображением лисы, белки, зайца, волка, ежа, медведя. Конверты с «льдинками» по количеству детей (квадрат разделен на 2 части, прозрачная и голубая, разных геометрических фигур). Схема для расклада.
Ход игровой ситуации:
Конверты с приглашением в лес.
- Кто нас может пригласит в лес?
-Кто в лесу может ожидать? (птицы, звери.)
- А каких диких зверей вы знаете?
(заяц, белка, кабан, волк, лось, еж, медведь, лиса)
-Как вы понимаете, выражение ходит как медведь?
(неуклюжий, неповоротливый, большой, косолапый…)
-Когда сравнивают человека с лисой?
(хитрый, грациозный, красивый, с хорошим слухом, нежный) 
-Какое сейчас время года? (весна)
- Назовите весенние месяцы.
-Какие изменения в природе наступили с приходом весны?
   Цель:
Учить отвечать на вопросы полными предложениями.
Отгадывать загадки, объясняя свой ответ.
Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
Уметь объяснять значения слов «человек, как медведь».
Развивать логическое мышление, сообразительность.
Воспитывать любовь к природе и диким животным.
Материал: 
Конверты с приглашением, картинки и изображением лисы, белки, зайца, волка, ежа, медведя. Конверты с «льдинками» по количеству детей (квадрат разделен на 2 части, прозрачная и голубая, разных геометрических фигур). Схема для расклада.
Конверты с приглашением в лес.
- Кто нас может пригласит в лес?
-Кто в лесу может ожидать? (птицы, звери.)
- А каких диких зверей вы знаете?
(заяц, белка, кабан, волк, лось, еж, медведь, лиса)
-Как вы понимаете, выражение ходит как медведь?
(неуклюжий, неповоротливый, большой, косолапый…)
-Когда сравнивают человека с лисой?
(хитрый, грациозный, красивый, с хорошим слухом, нежный) 
-Какое сейчас время года? (весна)
- Назовите весенние месяцы.
-Какие изменения в природе наступили с приходом весны?
   . Солнце ярче светит
   . Дни становятся длиннее
   . Заяц и белка меняют шубки
   . Медведь и еж просыпаются
   . Стало теплее
   . Люди одеваются по сезону
- Какое время года будет за весной? (лето)
-А какое время года было перед весной? (зима)
Зимой мы играли с льдинками и сейчас вспомним и поиграем.
-Кто загадку отгадает, тот и льдинки получает.
  * Рыжая плутовка хитрая, ловкая.
    Хвост пушистый, мех золотистый.
    В лесу живет, в деревне кур крадет.
                     (Лиса)
Сама мала, шубка пышна,
В дупле живет, орехи грызет.
             (Белка)
По снегу бежит - петляет,
К лету шубу он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
            (заяц)
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный!
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком.
          (Волк)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень -   много,
А ниток -  не одной.
          (Ёж)
Кто в берлогу спать ложится – 
Волк, медведь или лисица?
Кто пчелиный любит мед,
Лапу кто зимой сосет?
           (Медведь)
- Почему ты решил, что это…? А ты как думаешь?
Ответы выложим с помощью волшебных льдинок.
Пока выкладывают, задаю вопросы:
   - Из каких геометрических фигур состоят льдинки?
                                                 (из многоугольников)
  - Из каких многоугольников у тебя (волк, лиса…)?
           (из <и> треугольников, из прямоугольников…)
  - На кого затратили льдинок> на белку или лису?
  - На сколько>? 
  - На сколько <?
 (правильно, верно, А ты как думаешь? Согласен…  с ответом?)
- Уберите в тарелочки льдинки и станьте в круг.
Физ. Мин. «Зарядка бельчат»
В лесной глуши на елке             / руки вверх качают
Жили - были два бельчонка         /руки домиком над головой
Жили дружно, не тужили,     /за руки здороваются
И с зарядкой дружили
Вставали рано поутру                  /потягиваются
Изображали кенгуру                    /прыжки на двух ногах
За уши лапками хватали              /руки к ушам
И вправо, влево наклонялись      /наклоны в стороны
Дружно хлопали в ладоши         /хлопки в ладоши
И тянулись, словно кошки          /круговые движения руками
Ножкам и топали                          / ходьба на месте с притопыванием
Глазками хлопали,                     / моргают
Головками крутили                      / повороты головы в стороны
Друг за другом ходили              / ходьба на месте
 
Расскажите о животных.                   
Рассказ по схеме (по плану)          /есть приложение/
1. Кто это?
2.Внешний вид: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста…)
3. Чем питаются?
4. Как называется жилище?
Вы составили хорошие рассказы. Давайте поиграем и сделаем друг другу массаж.
МАССАЖ «ЗАЙКА»
 Посмотри, как зайка стал  
 Как головку он поднял
 Шейкой, спинкой потянулся
 И назад слегка прогнулся.
 Был у зайки огород,                     /парами показывают уши
 Ровненьких две грядки                  /от плеча по руке ребрами
 Там играл зимой в снежки           /пальцами по расставленным в сторону                                                                            рукам
 Ну, а летом в прядки                      /прячут кулачки под ладони
 А весной в огород
 Зайка с радостью идет                  /пружинки
 Но сначала все вскопает,           /кулачками вращательные движениями по спине, расческа
  Потом все разровняет
 Семена просеет ловко                  /потрясти за кисть
 И пойдет сажать морковку          /пружинки
 Ямка – семя, ямка – семя               /собрать кожу в щепотку, в центре точка
 Закопает, разровняет                         /кулачками по спине, расческа
 И глядишь на грядках вновь
 Вырастут горох, морковь.
 А как осень подойдет все собрал
 И как раз здесь закончился рассказ.        /Посмотрите, что в пенёчке? /
ЕЖ.
Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Черные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными. Лапы короткие с маленькими ноготками. На спине у ежа колючие иголки. Питается еж грибами, мышами, ягодами, кореньями. Живет. Возле старого пня у ежа нора, устланная сухими опавшими листьями. Запасов на зиму не делает т.к.  спит.
БЕЛКА.
Весной шубка на белке рыжевато – золотистая. Её гордость пушистый хвост, он не только согревает в ненастные дни, но и помогает при прыжках. Выпуклые черные беличьи глаза смотрят задорно и весело. Цепкие ноготки на лапках помогают ей ловко хвататься за ветки перепрыгивать с дерева на дерево. Зубы у белки большие, изогнутые, очень острые, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и шишки. Еще белка питается плодами деревьев, грибами, ягодами, почками. Живет в дупле, которое утепляет мехом, пухом, шерстью и листьями.
ЛИСА.
Лису называют рыжей красавицей. У нее очень красивая шуба. Мордочка у лисы длинная, с очень тонким слухом и острым нюхом. У лисы великолепный, густой, блестящий хвост с белым кончиком. Он не только красив, но и служит ориентиром. Хвост не дает потеряться сбиться с пути детенышам. Передвигается лиса очень грациозно, красиво, вся как будто танцует, очень нежно ступая ногами. Питается лиса мышами, зайцами, курочками. Живет лиса в норе в глухом лесу у ручья или реки.
ЗАЯЦ.
Весной шубка на зайцах серая с рыжевато – бурыми оттенками. Уши у зайца длинные, а хвостик пушистый и короткий. Задние лапы длиннее передних. Глаза у зайца расположены не в центре мордочки, а по бокам, поэтому его называют косым. У зайца острые зубы, которыми он как ножницами, срезает кору с дерева. Живет заяц под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в яму под кустом. Питается сочной травой, сладкими корнями, грибами, орехами, желудями, сеном, капустой, корой молодых яблонь.
ВОЛК.
У волка густая, жесткая шерсть. Голова большая с широким лбом, опущенным вниз. У него сильные ноги и острые зубы. Уши настороженно стоят. Волчьи глаза в темноте светятся зелеными огоньками. Хвост – большой пушистый. Он укрывает хвостом нос и лапы, когда спит. Весной волки охотятся на крупных животных – оленей, лосей, кабанов. Они забивают слабых зверей, поэтому их называют санитарами леса. Зимой нападают на овец, кур, поросят, телят. Живут в логове. Волка ноги кормят. 
МЕДВЕДЬ.
Громадный, одетый в темно бурую шубу, неповоротлив, но ходит очень тихо. Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу, поэтому его называют косолапым. Хоть и кажется он неуклюжим, но бегает быстро и может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. Голова у медведя большая, шея – мохнатая, короткая. Глазки – маленькие, видит он плохо, зато нюх и слух у него прекрасные. Медведь спокойный и миролюбивый. Питается грибами, ягодами, орехами, ловит молодых неопытных птенцов, мелких зверюшек, рыбу, лакомится муравьями.