Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности педагога и детей в подготовительной группе «Веселая ярмарка» декоративно-прикладное творчество


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Калининский детский сад»
Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности педагога и детей в подготовительной группе
«Веселая ярмарка»
декоративно-прикладное творчество



Аннотация
Данное занятие разработано для детей подготовительной к школе группы, с целью развития интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
Использование художественного слова, игровых методов и приемов, музыкального сопровождения способствовало формированию у дошкольников представления об основных видах декоративных росписей: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской.
Во избежание детского переутомления в занятие включены танцевальные, динамические упражнения; пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики рук детей.
Занятие разделено на две части: тематическая часть и практическое выполнение работы.
В процессе продуктивной деятельности детьми выполняются росписи бумажных силуэтов по мотивам русских народных росписей. Это способствует закреплению знаний детей о характерных особенностях разных видов росписи, разнообразных приемах работы кистью в изображении знакомых элементов.
Задачи:
Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Способствовать развитию эстетического вкуса, формирование восприятия прекрасного.
Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов.
Обобщить представления детей об основных видах декоративно-прикладного искусства /дымковская игрушка, хохлома, городец, гжель/.
Оборудование:
Макеты четырех домиков: дымковский, городецкий, гжельский, хохломской. Кокошники для народных мастериц; изделия народных промыслов: дымковские игрушки, гжельская посуда, изделия с хохломской, городецкой росписью; гуашевые краски, палитры, бумажные силуэты посуды и игрушек.
Непосредственно образовательная совместная деятельность
Педагог. Ребята, на занятиях мы совершаем путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных мастеров. Сегодня я предлагаю вам вспомнить те виды декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомились ранее. И отправиться в гости к народным мастерам.
Под русскую народную музыку входит Коробейник.
Коробейник. Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!

Педагог. Вы знаете, кто к нам пришел?
Правильно, Коробейник. Ходит он по ярмаркам, продает товары.
Коробейник. Здравствуйте! Собрался я на ярмарку продавать товар.
В коробе много разных товаров, посмотрите! Но вот беда, ни ложки, ни игрушки не расписаны узорами. Кто же у меня купит такой товар? Может быть, вы сможете мне помочь?
Педагог. Мы с удовольствием поможем тебе. Но сначала я предлагаю тебе отправиться с нами в гости к народным мастерам.
А куда мы отправимся сейчас, вы сами догадаетесь.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое,
«Дымково» назвали.
Подходят к дымковскому домику. Из него выходит мастерица в кокошнике и с дымковскими игрушками.
Дымковская мастерица. Здравствуйте, проходите гости дорогие!
Вечера зимою длинные,
Лепит мастер здесь из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
А вы узнали игрушки?
Как они называются? /Ответы детей./
Педагог. И действительно, дымковские мастера выбрали для росписи игрушек простые узоры. Назовите элементы дымковской росписи. /Ответы детей./
Но выбор мастерами ярких красок для росписи и чередование элементов по всей поверхности игрушек делает их праздничными, очень привлекательными. И названия для игрушек народные умельцы выбрали очень ласковые: индюшок, барышня, коник, олешек. Спасибо тебе, мастерица за интересную встречу.
А мы отправляемся дальше. Вот и город на пути. Придется и сюда зайти.

Городецкая мастерица. Проходите гости дорогие.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука.
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают.
И розаны расцветают.
О какой росписи я вам рассказала? /Ответы детей./
Педагог. Центром Городецкого промысла является город Городец. Этой росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, разделочные доски, шкатулки. А из каких элементов состоит городецкий узор, вы мне расскажете? /Ответы детей./
Молодцы! Все правильно сказали. Поблагодарите городецкого мастера за интересный рассказ и оправляемся дальше.
Подходят к домику, на окне которого стоит гжельская посуда.
Гжельская мастерица. Проходите, гости дорогие. Полюбуйтесь на гжельскую посуду. Наши мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые – в цвете бело-синем.
Педагог. Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка. В какой цветовой гамме расписана гжельская посуда? Как приготовить на палитре голубую краску? /Ответы детей./
Педагог. Давайте заглянем еще в один дом.
Подходят к домику. Выходит мастерица в кокошнике, расписанном хохломским узором.

Хохломская мастерица. Проходите, гости дорогие!
Много гостей – хозяину радость. Прошу в избу! Красному гостю – красное место!
Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи – и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду деревянную стали делать так же.
Педагог. А отвозили эту посуду в большое село Хохлома продавать. По названию этого села и посуду стали называть хохломской. А элементы этой росписи вы можете назвать? /Ответы детей./
Педагог. Все изделия народные умельцы отвозили на ярмарку. Где собиралось много народа. Звучали песни, пляски. Давайте и мы вспомним русскую народную хороводную песню
«По малину в сад пойдем».
По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем,
Заведем, заведем.
Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!
Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, -
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок.
Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем!
Педагог. Ребята, а теперь давайте поможем Коробейнику. И распишем красивыми узорами изделия и игрушки.
Приглашаю вас пройти в художественную мастерскую. И ты, Коробейник, к нам присоединяйся и поработай вместе с ребятами.
Продуктивная деятельность
Дети садятся за столы расписывают изделия по мотивам декоративных росписей.
Звучит музыка. Затем готовые работы кладут на большой поднос.
Коробейник. Спасибо, выручили вы меня. Успею еще на ярмарку.
Педагог. Вот и закончилась наша встреча с народными мастерами.
А теперь, ребята, пригласите гостей на вашу выставку декоративно-прикладного искусства.
Дети приглашают гостей на выставку.