Конспект занятия по игровой экологии на тему Почему птицы летают
Конспекты занятий по игровой экологии для детей 6-7лет
тема: « Почему птицы летают»
Задачи:
Образовательные: Дать знания о том, что птицы летают благодаря тому, что они очень легкие , их тело покрыто перьями размах их крыльев делает площадь тела больше, воздушные потоки могут удерживать ее в воздухе . Расширить и закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик , особенности поведения; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; продолжать учить составлять краткую описательную загадку о птицах. Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Развивающие: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание их покормить, защитить.
Оборудование: разрезные карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, веер. Чучело птицы. Презентация «Звуки леса», «Кто такие птицы, почему птицы летают».
Ход занятия.
1. Кинессиология - упражнение «Сова» - положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.
2. Мотивация
- Ребята почтальон принес нам письмо от Юннатика , а в нем загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это?» (птицы)
3. Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»
- Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомиться с птицами Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?
«орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
- Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
4. Работа в тетрадях страница 32 (выведена на экран)
Задание 1 «Угадай, что за птица»
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка». Он показывает каждому ребенку изображение птицы: лебедь, индюк, дятел, голубь, утка, петух, снегирь, сова. Дети рассматривают, называют птиц, и определяют какая она - зимующая или перелетная.
Задание 2. Назовите среди них- водоплавающих птиц, хищников,
Задание 3. Раскрасьте птиц.
Задание 4. Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку.
5. Упражнение: « Собери и назови птицу по частям» (2 задание)
- Соберите и назовите птицу по частям
У вас на столах конверты раскройте их, из частей соберите и назовите птицу. Определите, какая она зимующая или перелетная.
6. Игра «Назови лишнюю птицу» (3 задание)
(На доске выставлены картинки с изображением птиц: щегол, свиристель , снегирь чиж, гусь.
- Какая птица лишняя? Почему?
- А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).
- Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).
- Ребята закройте глаза (картинки с птицами педагог переставляет местами, вместо гуся ставит ласточку)
- Какая птица лишняя? Почему?
- Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)
- Закройте глаза (педагог картинки с птицами переставляет местами, вместо ласточки ставит сову)
- Какая птица лишняя? Почему? (сова хищная птица, он охотится за мышами и другими животными).
7. Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
1.Зимой птицы прилетают ближе к человеческому жилью, потому что (можно найти еду и обогреться)
2. Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
3. Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
4. У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)
5. У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)
6. Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)
7. Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
8. Клест выводит своих птенцов в самое холодное время года, потому что… (много корма , а клест питается шишками.)
9. Зимующими птицами называются, потому что…(на зиму они никуда не улетают)
8. Просмотр презентации голова леса
А сейчас присядьте ,и послушайте как поют птицы.
9. Новая тема «Почему птицы летают»
Чтобы понять, почему птицы летают
- Проведем эксперимент и определим, почему птицы умеют летать.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их. Чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)
- А другое перышко - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).
- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?
- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)
- Сделайте вывод - тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
10. Посмотрим презентацию «Почему птицы летают»
-Ребята, эту способность летать человек использовал для своей пользы. Были изобретены летающие аппараты : дельтапланы дирижабли, самолеты. Даже внешне они очень походят на птиц
11. Внести чучело птицы и сравнить с самолетом. У птицы есть голова где, находится глаза , уши, рот. У самолета в передней ее части находится кабина пилота, откуда он управляет им. У птицы есть овальное туловище, а у самолета вместительный салон для пассажиров. У птицы есть крылья и у самолета есть крылья. У птицы есть хвост и у самолета он есть. У птицы есть ноги, которые во время полета она вытягивает по длине туловища. У самолета есть шасси, которые самолету помогают набирать скорость, а влетев, они убираются для того чтобы самолет стал более обтекаемым и мог легче парить.
И вот еще один момент, который люди использовали, наблюдая за птицам. Оказывается, голуби обязательно возвращаются в то место, где живут. Они находят его инстинктивно, даже за много, много километров. Так вот, во время военных действий эту их способность использовали для передачи почты. Так и говорили голубиная почта.
Думаю, в канун Дня защитника отечества мы можем подарить нашим папам подделку голубя. Эта птица олицетворяет символ мира и дружбы
Но это уже другое превращение
Раз, два, три ребята в мастеров поделок превратись
12. ФизминуткаДети делают зарядку (руки вперед.вверх.в сторны опустили
То вприскочку (прыжки)
Кто в присядку (присесть)
Кто-то плечи поднимает
Кто-то плечи опускает
Сделаем руками взмах (руки в стороны)
Это птицы у нас
Полуприсед и присед
Наклон (наклон в перед, руки в стороны)
Повернулись все кругом
Всем родителям поклон
Посмотрите на иллюстрацию голубя и на готовую поделку. Думаю, вы видите очевидное сходство.
13.Объяснение последовательности изготовления поделки голубя.
-По трафарету мы обводим силуэт голубя на белой бумаге и вырезаем его.
Крылья делаем из листа белой бумаги методом сложения гармошки. Сложив голову и хвост птицы, делаем перпендикулярный разрез, затем вставляем в прорезь крылья, расправляем их. Наша поделка готова.
Работа детей. В ходе индивидуальные советы и помощь.
14. Итог.
- Что понравилось на занятии? Почему же птицы летают?
(У птиц широкие крылья и хвост, которые позволяют отталкиваться о воздух. Они легкие, так как едят понемногу и часто. Перья легкие, с полым стержнем, кости полые.) Семенова Людмила Анатольевна
Педагог ДО МБУ ДО «ДЭБЦ», г Нижнекамск,РТ