НОД по ФЭМП Морское путешествие


ОО познавательное развитие
формирование элементарных математических представлений
( итоговое занятие в средней группе).
Подготовила и провела:
Иванова Елена Александровна
воспитатель МБДОУ
детский сад № 24
п.ГорноуральскийТема: Морское приключение.
Цель:
- закрепить материал по формированию элементарных математических представлений по программе средней группы.
Задачи
Обучающие:
- различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
- различать: «один», «много», «поровну», «больше, меньше»;
- упражнять в счете до трех;
- соотносить количество предметов с цифрой;
- определять пространственные направления от себя: влево- вправо, вверх-вниз, в стороны, вперед-назад;
- обогащать сенсорный опыт путем сличения и различения основных цветов.
Развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление;
- двигательное воображение, общую моторику;
- мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи;
- чувство коллективизма, умение сотрудничать.
Оборудование: магнитофон, диски с записями; игрушка
Дельфинчик; геометрические формы из цветного картона: квадрат, круг, треугольник (по количеству детей); флажки (по два на каждого ребенка); атрибутика для капитана корабля; игрушка птица, конверт; камешки морские (по 6 шт. на ребенка); карточки-цифры «один», «два», «три» (на каждого ребенка); подносы (по количеству детей); трафареты рыб основных цветов (по количеству детей); прищепки пластмассовые бельевые основных цветов (по три на каждого ребенка); коробочки для прищепок; декоративная звезда с подсветкой; прожектор; сундук; шкатулка; шоколадные монетки (по количеству детей); антураж корабля; ткань для создания антуража морской тематики.
Предварительная работа:
- беседа на морскую тематику (с использованием иллюстраций);
- уточнение предметного словаря по теме (корабль, капитан, бинокль, моряки, сокровища, шторм, дельфин и др.)Организационный моментВоспитатель в форме капитана корабля приглашает детей в игровую зону (на ковер).
Воспитатель (загадывает загадку)
Он на мостике стоит
И имеет грозный вид.
Управляет кораблем,
А бинокль всегда при нем.
(Капитан.)
Дети отгадывают загадку. Капитан-воспитатель сообщает, что его корабль отправляется в морское путешествие на поиски сокровищ, и он набирает команду моряков.
«Школа моряков»
«Построение» (повторение материала по теме «Геометрические формы»). На ковре в шахматном порядке расположены геометрические формы из цветной бумаги, известные детям. Воспитатель предлагает рассмотреть фигуры, назвать их. Дети вспоминают обобщающее понятие «геометрические формы».
Проводится игра «Найди свою фигуру».
«Сигнальщики» (повторение материала по теме «Ориентировка в пространстве»). Детям раздаются флажки (по два на ребенка). Капитан отдает «морякам» команды:
Руки вверх!
Шаг вперед!
Руки вниз!
Шаг назад!
Правую руку в сторону!
Левую руку вперед!
Руки вниз.
«Вопросы Дельфинчика»
Воспитатель говорит детям, что они теперь настоящие моряки, и приглашает их на корабль. Дети заходят на импровизированный корабль.
Звучит грозная музыка (Н.А. Римский-Корсаков «Океан — море синее»), капитан сообщает, что начался шторм.
Появляется Дельфинчик, он может помочь — успокоить море — при условии, что дети ответят на его вопросы (повторение материала по теме «Величина»):
Море широкое, а ручеек, наоборот, какой? (Узкий.)
Когда море волнуется, волны высокие, а при спокойном море волны, наоборот, какие? (Низкие.)
Капитан сообщает, что море спокойно, и можно отправляться в путь.
Звучит музыка (И.О. Дунаевский — аранжировка «Песенки о веселом ветре»).
Упражнение на развитие двигательного воображения «Матрос смотрит в бинокль»
Капитан что-то увидел вдали в свой бинокль. Он предлагает «матросам» посмотреть в свои бинокли (выполняется упражнение). Движения: кулачки поднести к глазам, корпус поворачивается вправо-влево.
Упражнение «Камешки»
Повторение материала по теме «Счет» (до трех)
Появляется птица с конвертом в клюве. Воспитатель открывает конверт и читает послание от Морского царя.
Воспитатель
Заколдовали меня силы злые,
Завалили меня камни морские.
Посчитайте камни, помогите
И царя Морского вы спасите!
Дети приглашаются к столам, на которых лежат по шесть камешков на каждого ребенка и карточки с цифрами.
Выложите с одной стороны один камешек, с другой — все остальные.
Уточняются понятия «один», «много».
Далее с детьми повторяются понятия «больше», «меньше», «равно». Затем дети в соответствии с инструкцией соотносят количество камешков с цифрами на карточках.
Капитан сообщает, что Морской царь спасен и благодарит матросов за помощь. Путешествие продолжается.
Заколдованные рыбкиПовторение по теме «Цвет» (упражнение детей в сличении и различении основных цветов).
Вновь появляется Дельфинчик. Теперь он просит помочь ему.
ДельфинчикБеда! Беда!
Плывите все сюда!
Злая ведьма рыбок всех поймала,
Тайно она их заколдовала —
Рыб страдать заставила,
Без хвостов оставила.
На ковре лежат рыбки из картона основных цветов (без хвостов). В стороне выставлены корзинки с прищепками тех же цветов. Дети берут по одной рыбке и подбирают к ним прищепки соответствующего цвета (прицепляют их в виде хвостов). Затем «выпускают в море» своих рыбок.
Динамическая пауза «Рыбки»
Дети произносят текст, сопровождая его движениями.
В море — чистая вода, Делают волнообразные движения
руками.
Пустим рыбок мы туда. Двигают руками от себя ладонями вверх.
Будут рыбки там играть, Ладони сложены «лодочкой».
Плавать, хвостиком вилять. Движения от себя — вправо-влево
и вперед.
Воспитатель в знак одобрения предлагает детям похлопать в ладоши.
Сюрпризный моментЗвучит тихая музыка (аранжировка песни С. Пожлакова «Топ-топ, топает малыш»).
Выключается свет и зажигается звезда.
Воспитатель. Смотрите, какая загорелась звезда над нами. Она волшебная, так как может исполнять желания, загадайте же что-нибудь.
Несколько детей озвучивают свои желания.
Загорается прожектор, направленный на сундук с сокровищами.
А вот и еще одно желание исполнилось — мы нашли сундук с кладом.
Включается свет, воспитатель достает из сундука шкатулку.
После всех наших приключений мы добрались до сокровищ. Но запомните, ребята, что самые главные сокровища, которые мы нашли в этом путешествии, — это знания и дружба!
Подведение итоговВоспитатель отмечает, что во время путешествия дети показали хорошие знания математики — вспомнили и геометрические формы и цвета.
Воспитатель. А теперь посмотрите, сколько в шкатулке монет?
Дети. Много.
Воспитатель. Ребята, каждый может взять только по одной монетке.
Звучит веселая музыка (аранжировка песни «Топ-топ, топает малыш»), дети берут шоколадные монетки и радуются.