Интегрированное внеклассное мероприятие Краски осени (литература, английский язык и ИЗО)
МКОУ «СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России О.М. Карданова»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
на тему:
«КРАСКИ ОСЕНИ»
СОСТАВИЛИ:
Учитель литературы: Куданетова З.Р.
Учитель английского языка: Абдокова Ф.Б.
Учитель изобразительного искусства: Охтова Е.Б.
2015-2016 уч.годЦели урока:
- воспитание любви к родной природе, сравнении связи изобразительного искусства, музыки и литературы, английского языка, сформировании умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.
- раскрытие у учащихся способности восприятия, видения, различения многообразия цветов и их оттенков в окружающем мире природы
- научить приемам смешивания красок, получать составные цвета, оттенки нужного цвета,
- погрузить учащихся в мир осени, пробуждая в них эмоциональный отклик и эстетические переживания.
Задачи урока :- развить навыки выразительного чтения, умения передавать свои чувства;
- формировать национальное самосознание и духовное здоровье учащихся;
- привить художественный вкус у детей, умение постигать смысл и художественное содержание поэтических, музыкальных и изобразительных произведений.
- развивать лексические и грамматические навыки в английском языке по теме «Осень».
Работа в жанре натюрморта предполагает обратиться к следующим знаниям и умениям у учащихся
- закона или свойства симметрии ( в изображении кувшина или вазы)
- закона выбора формата листа и зависимость формата от замысла автора
- обозначение на рисунке предметной плоскости линией
- соразмерность предметов на рисунке
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, портреты П.Чайковского, И. Левитана,
А. Пушкина, репродукции картин И. Левитана, аудиозапись “Времена года” – Чайковского, иллюстрации по теме. Презентации в Power Point. Зал украшен осенними листьями. В вазах букеты цветов. На столах поделки из природного материала.
Ход мероприятия
Чем притягательна так ты?
И почему волнуют сердце
Твои луга, поля, цветы?
Скромна — и столь великолепна
Живая эта красота.
О, Русь моя! — В твоей природе
Хранится вечно чистота…
Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» - «Осенняя песня».
Вступительное слово учителя.
Учитель литературы:
Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе. Она являлась источником вдохновения многих художников и поэтов. Безгранично любя свою Родину - Россию, они стремились воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы. Это бескрайние леса, луга и долины, высокие горы и величавые реки, голубое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками. Природа в искусстве всегда одухотворена (музыка смолкает).
Осень. “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Но нам кажется, что осень очень разнообразна и многогранна.
Учитель литературы: Сегодня мы попробуем выяснить, что же такое осень посредством произведений живописи, музыки и поэзии.
У нас сегодня импровизированный листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний
Презентация 1. Звучит музыка, на экране слайды об осени. Учащиеся пишут на выбранных листочках отношение к осени.
Учитель: Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите, зелёные –вам всё равно. Напишите на листочке, что значит осень для вас.
(Ребят крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).
Учитель музыки:
Осень в музыке.
-188976034925Осень, с её неповторимыми красками, - благоприятнейшая пора для творчества, она всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.
Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна.
Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. /Прослушивание фрагментов пьесы/
Учитель ИЗО (рассказ учителя сопровождается презентацией PowerPoint): Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников, поэтов, музыкантов России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ландшафт, климатические условия, краски, подтолкнули на творчество великих людей.
Осень на полотнах русских художников начинается с особенной тишины. Тишина такая, что кажется, будто природа задумалась глубоко-глубоко и справляет свой тихий праздник.
Вот такую тишину осени, ясную радость отдыха передал русский художник – пейзажист Исаак Левитан в своей картине “Золотая осень” (репродукция картины «Золотая осень»). Как удалось Левитану красками передать тишину природы? Ведь цвета на картине тревожно-контрастные: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. Но, посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды.
Константин Паустовский писал: “ Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. Осень в картинах Левитана очень разнообразна. Как природу и живопись, Левитан любил литературу и музыку. Его называют великим поэтом природы.
Человек и природа, чарующая красота разноцветного леса, шум опадающих листьев и скорое неизбежное наступление холодов после сезона бабьего лета. Это мы видим в картине И. Левитана "Осенний день. Сокольники" (репродукция картины). Вьется лента дорожки, усеянная опавшей листвой по ее кромке. Дорога кажется нескончаемой, словно пройденный сложный жизненный путь хрупкой женщины, идущей вперед. Вековые деревья еще красуются буйством своих крон и не спешат расстаться с пышными нарядами в отличие от молодых саженцев, они блекнут, желтеют, как будто печалятся, и неохотно сбрасывают свои листочки, уступая место унылости осенних красок, и являются первыми вестниками желтой осени.
Осень заворожила многих художников. Василий Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень” (репродукция картины). От нее веет тишиной, но есть в этой тишине, что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, стоящие вокруг. Наверное, эта неравномерность движения и рождает тревогу.
Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. Если посмотреть на картину «Золотая осень» (репродукция картины) мимолётом, то можно увидеть на ней тихий переход природы в своё новое течение, течение осенней таинственности. Природа словно засыпает, радуя своей сонной красотой близ расположенное озеро. Укрывшие небо облака намекают на волнение окружающей среды, перед надвигающимся дождём. Лёгкий ветер нежно пошатывает золотые кроны деревьев, приглашая их красоты в головокружительный танец.
Главным героем картины Шишкина «Осенний пейзаж» (репродукция картины) становится госпожа Осень. Она проявляется в яркой, торжественной листве, которая придает деревьям вид придворных дам и кавалеров. Листья, которые упали на темную воду, делают ее похожей на роскошный, но очень необычный, ковер, созданный самой природой. Вода отвоевала себе больше места, немного подтопила своих соседе
Практическая работа у мольберта.
Учитель ИЗО:
А теперь я вам продемонстрирую, как создавать натюрморт, как пользоваться красками, как работать кистью, раскрою правила смешения цветов.
Нам надо решить следующие задачи :передать эстетическое отношение к произведениям искусства;
анализировать форму, цвет и их пространственное расположение предметов;
работать над развитием творческого воображения, пространственного мышления;
освоить приёмы изображения объёмных предметов простейших геометрических тел;
использовать в работе различные художественные материалы.
Ход работы:
Определяем формат работы.
Находим смысловой и композиционный центр (осенний букет)
Организуем плоскость листа. ( Намечаем линию горизонта, вертикаль и горизонталь, объем изображаемых предметов )Выполняем линейный рисунок.
Затем выполняем этюдный подмалевок.
Учитель ИЗО:
Пока ваши работы сохнут, передаем эстафету литературе.
Учитель литературы: Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. «Пушкин родился под влиянием луны и солнца. Тютчев возник на русской земле под влиянием небесных пространств, разорванных ночной грозой и перекличкой зарниц. Фет рождён под решающим знаком звездного неба», - так писал о своих братьях-стихотворцах Константин Бальмонт.
Учащиеся читают стихи об осени.
Учитель литературы:
Чтец: Карданов С. (8 кл.)
Сергей Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...
Звучит романс «Отговорила роща золотая…», исполняют девочки 8 класса.
Учитель литературы: Фёдор Иванович Тютчев, который 21 год прожил за границей, по признанию самого поэта, выражал свои мысли лучше по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе. Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык. Послушаем стихотворение поэта «Есть в осени первоначальной» - Темирова Оксана (8 кл.)
Учитель литературы: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета. Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта. Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.
Прослушивание стихотворений поэта.
Иван Алексеевич Бунин.
Прослушивание стихотворения И. Бунина «Листопад»
Кедакоева Аида (8 кл.)
Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливый караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.
Кедакоева Амина (9кл.)
На дворе царица-осень
Уж завершает листопад;
Ковёр листвы на землю сброшен,
Теперь он снегу будет рад.
Как преобразилось всё вокруг двора:
Кроны у деревьев, травы все с желта,
Листья опадают, дождик моросит,
Осень золотая о себе гласит.
Учитель литературы передает учителю английского языка:
Учитель английского языка:
Вот и сменилась летняя жара осенней прохладой. Достаем из шкафов теплые уютные свитера, сменяем холодный компот на горячий чай и наблюдаем дождь из окон своих уютных домов!
Осень – красивейшее время года, пожалуй, самое богатое красками и оттенками. По этому поводу есть выражение:
Презентация 2.
Autumn paints in colors that summer has never seen» -Осень рисует в таких оттенках, которые лето никогда не видело).У осени в английском языке два названия: «fall» (американский вариант) и «autumn» (британский). Посмотрите, как воспевается осень в цитатах на английском языке:
Autumn is a second spring when every leaf is a flower.
Осень это вторая весна, когда каждый лист — это цветок.
Autumn’s the mellow time. Осень – сладкое время.
Autumn carries more gold in its pocket than all the other seasons.
Осень носит больше золота в своих карманах, чем все другие времена года.
Hoodies. Bonfires. Cuddling. Fall is here!
Толстовки. Костры. Объятия. Осень здесь!
Winter is an etching, spring a watercolor, summer an oil painting, and autumn a mosaic of them all.
Зима – это гравюра, весна – картина акварелью, лето – картина масляными красками, а осень – мозаика из всего этого.
Delicious autumn! My very soul is wedded to it, and if I were a bird I would fly about the earth seeking the successive autumns.
Прелестная осень! Моя душа предана ей, и если бы я был птицей — я бы облетел вокруг земли в поисках места, где осень следует одна за другой.
Fall has always been my favorite season. The time when everything bursts with its last beauty, as if nature had been saving up all year for the grand finale.
Осень всегда была моим любимым временем года. Время, когда все взрывается последней красотой, как если бы природа копила ее весь год для великого финала.
Повторим новые слова, которые встречались в цитатах:
Watercolor – акварель.
Etching – гравировка.
Successive – последовательный.
Wedded – преданный.
Mellow – сладкий, сочный, зрелый, спелый, приятный на вкус.Hoodie – толстовка с капюшоном.
To cuddle – обнимать, прижиматься, свернуться калачиком.
Teacher: Answer my questions:
What seasons do you know?
Who likes autumn?
What autumn months do you know?
All pupils: September, October, November!
Teacher: You are right! What can you say about them?
Капова Дина (9кл.)
When I see the yellow, red leaves, I know: it is September! When I see the flying away birds, I know: it is September! When I go to school again: It is September!
Акбашева Даяна (9кл.)
When I see the falling leaves, I know: it is October!When there are no vegetables on the fields, I know: it is October! And when they say - the bear fell asleep, I know: it is October!
Кишева Алина (9кл.)
It becomes colder,It often rainsEverything is dull,I know: it is November!
Учащиеся могут быть в костюмах месяцев осени.
Teacher: What colours bring autumn?
Autumn comes. It brings different colours: yellow, red, green, dark green.
Абраюков Альберт (9кл.)
Summer is overAutumn comesIn the fields and the forest. Everything is dullBirds flew awayThe days are shorterThe sun shines rareDark, dark nights. But Autumn is time for harvest!
All pupils: Welcome, welcome Golden Autumn!
Появляется Мисс Осень – Бабиева Заира (9кл.)
Hello, my friends! Glad to see you here! Do you like my dress? Do you like my parks and gardens?
Teacher: Hello, Autumn Fairy!It is very good that you are here!Probably you brought a present for pupils!
Autumn: Yes! Look, my apples like honey! Everybody makes some jam. I brought you flour You will make a pie! You can see my honey And my autumn weather! Do you like my rain?
All pupils: No, no!
Teacher: Why don’t you like rain?
Унарокова Амалия (9кл.)
Under the sky and under the trees, My friend and I often play in breeze. Rain on the grass, Rain on the tree, Rain on the house top, Rain on the ground, But not on me.
Autumn:
Oh, I see that you know all autumn months! But do you know how to guess my riddles?
Without paints, without brushes She coloured all the leaves. (Autumn)
When it is sitting, it is green! When it is falling, it is yellow! When it is lying, it is black! (A leaf)
Who flies away in autumn, and returns in spring. (Birds)
Мисс Осень угощает всех присутствующих яблоками.
I understand that you like this season with its red and yellow leaves, with its tasty harvest and with its rains. Let’s sing and dance all together. Stand up, please.
Мисс Осень исполняет песню на англ. языке про осень и все учащиеся танцуют под музыку, водят осенний хоровод. Затем чаепитие с пирогами с яблоками, подготовленные самими учащимися.