План-конспект занятия по познавательному развитию «В гостях у матрешки»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 81»
План-конспект занятия по познавательному развитию «В гостях у матрешки»
Автор: Фролова Н.А.,
воспитатель, первая
квалификационная категория
Череповец
2014
Образовательная область и направление: познание.
Цель: формирование представлений детей о русской матрешке.
Задачи:
- продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;
- развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества; потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, путём изучения культурного наследия; зрительную память, мышление, пространственное воображение, восприятие величины и счета;
- формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы; обогащать словарь;
- воспитывать умение участвовать в совместных играх; самостоятельность, активность, аккуратность.
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, художественное творчество.
Предварительная работа:
- беседы о творчестве русских народных мастеров;
- разучивание физкультминуток, частушек о матрешках;
- загадывание загадок о матрешках;
- чтение стихотворений о матрешках;
- рассматривание узоров, рисунков в альбомах для раскрашивания;
- создание мини-музея «Деревянная игрушка»;
- рассматривание альбома «Такие разные матрешки».
Демонстрационный материал: игрушка-матрешка.
Раздаточный материал: гуашь, кисти, шаблоны матрёшек из плотного картона или фанеры; для работы в группах - конверты с разрезными картинками, два сарафана из белой плотной бумаги.
Ход занятия:
1.Сюрпризный момент.
Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла. (Сундучок). Этот сундучок не простой и не пустой, он волшебный, а живёт в нём, думаете кто? (Ответы детей).
А вот и не отгадали, послушайте загадку, может тогда, отгадаете.
Загадка: Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Дети: Матрёшка! (Воспитатель достаёт матрёшку из сундучка).
2. Беседа о матрешке.
Воспитатель: Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир - маленький подарок из России. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Затем фигурку обрабатывают и распиливают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.
Воспитатель: А давайте рассмотрим, какой у матрёшки наряд. (Дети рассматривают матрёшку. Описывают ее). Правильно! Наша Матрёшка одета в расписной сарафан, платок, передник. Матрёшка хочет с вами поплясать. (Звучит русская народная музыка).
Игра-пляска «Мы веселые Матрешки»
Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)
Любим танцевать, (Топают ногами)
Раскраснелись наши щечки, (Потереть щечки)
Мы веселые матрешки,
Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)
3.Проблемная ситуация.
Воспитатель: А внутри большой матрёшки сидит матрёшка поменьше (открывает матрёшку, а там пусто). Ой, что же случилось? Куда подевались сёстры нашей матрёшки? Ребята, вы не знаете? (Ответы детей). Я, кажется, знаю, злой колдун их украл и не хочет отдавать. Нужно выполнить все его условия, чтобы сёстры матрёшки вернулись. Без вашей помощи мне никак не справиться. Вы готовы мне помогать? (Да)
4. Решение проблемы.
Задание 1: Дидактическая игра «Собери картинку».
Разделить детей на команды. Каждой команде дать конверт с разрезной картинкой. Сложить картинку правильно.
Воспитатель: Что у вас получилось (ответы детей). Молодцы, ребята. (Воспитатель незаметно выставляет вторую матрёшку). Ой, посмотрите, одна сестра вернулась, мы ей помогли.
Дети рассматривают появившуюся матрёшку, сравнивают её с первой матрёшкой.
Воспитатель: Из чего сделана матрёшка? Во что она одета? Молодцы, матрёшка -это наша традиционная игрушка, которую знают во всём мире. Ребята, ну а теперь следующее задание.
Задание 2: Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Не имей сто рублей, а имей сто …
Растёт не по дням, а по …
У страха глаза …
Дело мастера …
Без труда не вытянешь и рыбку из … и т.д.
Воспитатель незаметно достаёт третью матрёшку: Ещё одна сестра вернулась (Дети рассматривают, сравнивают матрёшек по форме, величине и делают выводы)
Задание 3: «Укрась сарафан».
Воспитатель: Ребята, у меня в сундучке есть сарафаны для матрёшек. (Достаёт два сарафана из белой плотной бумаги). Давайте разделимся на две команды и украсим сарафаны красивыми узорами. (Дети разрисовывают сарафаны цветными карандашами, фломастерами, красками и т.д).
Воспитатель: (Достаёт незаметно четвёртую матрёшку)
Задание 4: Игра м/п «Найди и промолчи».
Воспитатель: Злой колдун спрятал последнюю матрёшку в нашей группе, нужно найти её глазами и сказать мне на ухо, так чтобы другие не услышали. (После окончания игры, воспитатель незаметно выставляет последнюю матрешку. Дети рассматривают все пять матрёшек, сравнивают, пересчитывают.)Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили все условия злого колдуна, и теперь все сёстры матрёшки в сборе.
5. Ситуативный разговор.
Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Кому мы можем подарить эти сувениры? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.
- Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.
- Маме мы можем подарить магниты на холодильник.
- Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.
- Сестренке – брелочки.
- Матрешками можно украшать елки.
Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет. Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным? (Да) Но где сейчас их можно взять?
Дети:
- сделать своими руками;
- украсить;
- нарисовать;
- расписать;
- нарядить.
Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.
6. Практическая работа. (Звучит русская мелодия).
7. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. Расскажите о своей матрешке. (3-4 человека)
Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свидания! (Игрушка-матрешка прощается с детьми).
8. Оформление выставки детских работ.
Список литературы:
1.Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.- М.: Просвещение, 2006.
2.Григорьева Г.Г. Игровые приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
3. Русская матрешка. М.: Мозаика. 1995.
4.Русская игрушка.: Советская Россия, 1987.
5.Таразян С.А. Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла., 1989.