Разработка классного часа на тему: « Ценности человеческой жизни»


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Зауральский агропромышленный колледж
республики башкортостан
Разработка классного часа на тему:
« Ценности человеческой жизни»
РАЗРАБОТАЛ: преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ ЗАПК Карачурин Вилюр Зиганнурович
г. Баймак, 2016 год
 Задачи:
выяснить, что включает в себя понятие «жизнь» и обсудить, в чем заключается смысл жизни;
научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим;
подготовить учащихся к самопознанию и самореализации 
Цель: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей
Задачи:
выяснить, что включает в себя понятие «жизнь» и обсудить, в чем заключается смысл жизни;
научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим;
подготовить учащихся к самопознанию и самореализации
Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, получению опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков.
Направлять волю и самоактивность ребят.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.
Формировать оптимистический (позитивный) образ, который может служить идеалом для подражания, способность к саморегуляции, учиться видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих.
Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции, потребность в общении, учиться видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности.

Ход классного часа:
1. Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?Различают материальные, общественно-политические и духовные
ценности. В обществе вырабатываются различные представления о ценностях - добре, справедливости, свободе и т.п., но вместе с тем существуют общечеловеческие ценности (определенные нормы нравственности, прогресс, культурное наследие).
У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
2. Что является ценностью для вас?
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».
(Д.С. Лихачей)
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Человеческие ценности
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
Вопросы:
Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
Какой способ убеждения используют ваши родители?
Почему заплакал мальчик?
4. Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз
Послушайте стихотворение М. Андронова в исполнении...
На тропинке той,
Что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь,
Голубь был живой,
А его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь,
Как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш,
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть
Сплелись в один клубок.
Мальчик был убит фашисткой миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
Подумайте, о какой жизненной ценности идет речь?
( Ответ: речь о главной жизненной ценности – жизни).
У вас лежат анкеты. Ответьте,пожалуйста, на вопросы.
АНКЕТА
1.« Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?
а) это забавно, не более; (1)
б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)
в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)
2. Часто ли вас посещает плохое настроение?
А) почти никогда;
Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)
В) бывает, что меня тянет погрустить (5)
3. В какие приметы ВЫ верите больше всего?
А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)
Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит , день точно будет неудачным; (5)
В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)
4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?
А) хороший был костюм;(3)
Б) ну вот, опять, не повезло; (5)
В) подумаешь, с кем не бывает. (1)
Результаты психологического теста
Если вы набрали от 4 до12, то Вы неисправимый оптимист. Если даже неприятности преследуют Вас буквально по пятам, вы считаете их случайными и верите в свою удачу.
Если вы набрали от 13 до 20. Вы привыкли надеяться только на себя. В удачу Вы не верите, и строя планы, принимаете во внимание только несчастливые случайности. Но пожалуй, вы чересчур пессимистично смотрите на жизнь.
Мы теперь оптимистов и пессимистов знаем в лицо
Чтобы решить проблемунужно оптимистам принять в свои ряды пессимистов, показать ему как можно жить по другому не прозябая в забытье, а быть жизнерадостным, весёлым, общительным.
2. Чтение афоризмов
Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Д.Лондон)
Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л.Н.Толстой)
…пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л.Н.Толстой)
Красиво жить – не просто звук пустой.
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил, воистину увенчан красотой! (И.Бехер)
3. Работа в парах над стихотворением 'Life’
Учитель:
Что такое жизнь для меня? Можно было бы сказать, что жизнь – это дорога с движением в одну сторону или поезд, который никогда не возвращается обратно. Можно привести цитату: «Жизнь по природе своей диалогична, жить – значит участвовать в диалоге, вопрошать, ответствовать, соглашаться…в этом человек участвует весь и всей своей жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками». (Бахтин М.М)
В жизни много прекрасных вещей. За что вы любите жизнь? (любовь, счастье, семья, дружба…). Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление.
( Учащиеся читают стихотворение)
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Притча о мудреце
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили.что полон.        Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.        И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.       "Теперь, - обратился мудрец к ученикам,- я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок."

4. Работа в группах над понятием «ценности»
Учитель: Ник Оуэн подчеркивает: «Ценности – это вещи, которые указывают нам направление в нашей жизни». А Франкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать».
Звучит стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя».
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Слово для любви и для молитвы.
Ю.ЛевитанскийУчитель: Что такое Ценность? Напишите на листочках слово ЦЕННОСТЬ по буквам вертикально и попробуйте истолковать его с помощью слов или словосочетаний, разъясняющих его значение и начинающихся с той буквы, с которой начинается каждая строка по горизонтали. Например:
Ц – цены не имеет
Е – единственная в своем роде
Н – необыкновенная
Н – непреходящая
О – оригинальная
С – самим выбранная
Т – творимая
Ь – ьвобюлЗатем все определения в группе зачитываются и составляется одно общее определение, учитывающее мысли и предложения всех.
5. Выбор ценностей
Составить ряд словосочетаний со словом «жизнь», потому что именно это слово, как магнит, собирает вокруг себя другие слова как ее проявления. На альбомных листах записываются словосочетания и афишируются на доске: образ жизни, смысл жизни, опыт жизни, путевка в жизнь, друзья по жизни, любовь к жизни, вера в жизнь, течение жизни и т.д.
К чему вы стремитесь в жизни.
Хорошее образование.
Хорошая работа и карьера.
Счастливая семья.
Слава.
Деньги, богатство.
Дружба.
Достижения в искусстве, музыке, спорте.
Уважение и восхищение окружающих.
Наука как познание нового.
Хорошее здоровье.
Уверенность в себе и самоуважение.
Хорошая пища.
Красивая одежда, ювелирные украшения.
Власть и положение.
Хороший дом, квартира.
Сохранение жизни и природы на земле.
Счастье близких людей.
Благополучие государства.
Вопросы для обсуждения в группах:
Каковы пять самых важных вещей в твоём списке?
Думаешь ли ты, что будешь по настоящему счастлив, если этого добьёшься?
Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых твоих ценностей?
звучит песня Б.Окуджавы «Виноградная лоза»
Анкета «Мой жизненный выбор», предлагаю их вниманию результаты:
Цель моей жизни – это….
Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
Притча о каменотесах
Три каменотёса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают?
неужели не видишь- дроблю эти проклятые камни!- раздражённо буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь,- пожал плечами другой.
- Я строю храм, - ответил третий.
Мне кажется, что каждый из каменотёсов тоже идёт по лестнице счастья. Но будет ли счастлив первый каменотёс?
(Нет, он никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели)
- А второй? ( Второй будет счастлив до тех пор, пока сможет зарабатывать себе на жизнь)
- А третий? ( Да, т.к. он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живёт)
Выводы.
Поведение людей мотивируется поставленными целями.
Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата.
Цели и вознаграждения разнообразны: от конкретных до абстрактных.
Для достижения целей необходимо приложить усилия.
Литература
1.Дереклеева Н.И. Классные часы по теме « Нравственность»:– М.: « 5 за знания», 2006. -196с.
2. Организация воспитательной работы в классе/ М.: Центр « Педагогический поиск», 2002 – 160с.
3. Психологический словарь.
Журналы
Классный руководитель №2 2005
Классный руководитель №1 2004