Урок-игра по физике на тему Сердце, отданное науке (7 класс)


«Сердце, отданное науке» Взаимодействие тел.Урок-игра7 классУчитель: Ермакова Мира ВладимировнаМОУ «ООШ х.Малая Скатовка Саратовского района» План урока Учащиеся делятся на две команды.Каждая команда выбирает учёного, о котором ей хотелось бы рассказать .ЗагадкиВопросыЗадания Учитель Счастлив в наш век, кому победаДалась не кровью, а умом,Счастлив, кто точку АрхимедаУмел сыскать в себе самом. НЬЮТОН Исаак (1643-1727) (1 ком.) НЬЮТОН Исаак английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, развивал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564-1642) (2 ком.) ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564-1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок. Построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. Загадка первая: Речь пойдёт об учёном. О ком именно?Подсказки:1.Ещё в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.2.После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.3.Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.4.Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.5.Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза. (итальянский учёный Галилео Галилей) Вопросы: Объясните, что такое большая или малая скорость движения тела. Скорость, равна 100 км/ч, - это большая скорость или маленькая?Приведите примеры механического движения. Что такое механическое движение?Что такое инерция? Ответ поясните.Что является причиной изменения скорости движения тела? Приведите конкретные примеры. Вопрос: В движущемся вагоне девочка подпрыгнула вертикально вверх.Опустится ли она на то же самое место, откуда совершён прыжок?Ответ обоснуйте. Вопрос: На рисунке изображён опыт по определению объёма тела с помощью мензурки.Запишите значение объёма тела с учётом инструментальной погрешности мензурки в мл и см3. Экспериментальное задание: Используя масштабную линейку, определите объём пяти кусков сахара рафинада. Положить сахар в мензурку с водой и полностью растворить.Сравнить, на сколько делений должна была подняться вода и на сколько она поднялась. Загадка вторая: И снова о человеке-легенде. Подсказки:1.Он жил в IV в. до н.э.2.Он был воспитателем Александра Македонского.3.Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.4.В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.5.Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет. (Аристотель) Вопросы: Как можно объяснить возникновение силы упругости?Как можно объяснить возникновение силы трения?Как проявляется сила трения в природе? Приведите примеры их положительного и отрицательного воздействия.Будет ли двигаться тело, если на него не действуют другие тела? Вопрос: Можно ли считать, что скорость равномерного движения тела зависит от пройденного пути и времени его движения? Вопрос: Можно ли считать, что плотность тела зависит от его массы и объёма? Экспериментальное задание: Даны два куска дерева одинаковой плотности один в виде параллелепипеда, другой неправильной геометрической формы, весы, разновес, масштабная линейка. Определите объём куска дерева неправильной формы. Загадка третья: О фамилии очень известного учёного.Подсказка:1.Он – один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.2.Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.3.Он – крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.4.С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.5.По легенде, ему принадлежит возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Архимед) Вопросы: Может ли изменяться скорость тела без взаимодействия с другими телами?Как движется тело, если на него не действуют другие тела?Для чего введена такая физическая величина как сила?Как вы думаете, известна ли плотность вех веществ? Вопрос: На рисунке стрелкой показано направление движения цистерны с водой. Из крана (1 или 2) польётся вода, когда цистерна тронется с места? Ответ обоснуйте. Вопрос: Если поезд движется равномерно с постоянной скоростью, можем ли считать его движение движением по инерции? Заключение: Анализ творчества великих физиков показывает, что основным мотивом их научного труда была бескорыстная жажда постижения законов природы, источником счастья и смыслом жизни. Но нередко результаты труда, а порой и сама возможность заниматься им требовала от учёного мужества поступать в соответствии с высокими нравственными принципами. Домашнее задание: Повторить §§ 13 – 32.№ 120, 218, 256, 396.