Статья о профессии учителя Сердце-птица, отданное детям


«Сердце-птица, отданное детям »
Я жизнь проживу, как птица,
В стремленье, в порыве, в полете,
И черные жизни страницы
Вы в книге души не найдете
Мне - шестнадцать, и, как говорится в умных статьях и книгах, я «на пороге жизненного пути». У меня особое восприятие жизни. Легкая, парящая душа. Только в свободном, счастливом сердце могли родиться эти строки.
Сегодня, в год своего юбилея, я могу сказать, что я — счастливый человек, потому что моя жизнь пронизана Любовью. Любовью к детям, к работе, ко всему миру. И еще живет в моей душе постоянная благодарность людям, которые меня окружают. Так случилось, что эти люди, в большинстве своем,- учителя.
Жизнь так часто наполнялась новыми встречами, событиями, что не все и упомнишь. Но всю жизнь помню имя своей первой учительницы - Степанида Андреевна Филатова. Что такое оставила эта женщина в моем детском сердце, что даже годы не смогли стереть из памяти ее лицо? Наверное, она смогла стать такой « школьной мамой», которой веришь безраздельно, вне всяких сомнений, и которая зажгла в моем сердце жажду открытий. Прошло уже много лет. Теперь я сама учитель. Но до сих пор на всех фотографиях я стараюсь положить руки на колени так же, как она на той самой первой моей школьной фотографии.
Александр Грин сказал, что «детское живет в человеке до седых волос». Наверное, поэтому очень важно то, в каком окружении растет ребенок. Только по-настоящему счастливый ребенок может стать хорошим человеком, хорошим профессионалом.
Огромную, ни с чем несравнимую роль играет в этом семья. Мама, милая моя мама, которой я всю жизнь благодарна за то, что душа моя «родилась крылатой».
И как важно, что эта крылатая душа попала в руки настоящих профессионалов - педагогов моей родной Московской школы. Все десять лет моей школьной жизни я чувствовала себя самой талантливой, самой любимой. Мне хотелось быть во всем первой (председатель со-вета дружины, секретарь комсомольской организации), потому что так хотелось услышать похвалу тех, кого я боготворила. Вот я написала самое лучшее сочинение в классе. Мне его очень хотелось написать. Я знала, что Татьяна Викторовна Дрождина обязательно прочитает его вслух. Прочитает его так, как умеет только она, прочувствовав все то, что переживала в душе я. Будучи совсем маленькой девочкой, я с восхищением наблюдала за ней, стараясь запомнить в ней все: улыбку, движения, интонацию голоса. Сейчас часто ловлю себя на мысли, что на своих уроках повторяю ее особенные неуловимые жесты. Это человек душевной доброты, влюбленный в свою работу. Тогда еще мечтала, что буду такой же красивой, серьезной, умной, как она, что меня будет окружать множество моих учеников, меня будут уважать и любить.
Многое сбылось в моей учительской профессии. С благодарностью чувствую уважение и любовь своих учеников. А совсем недавно пришла в школу моя выпускница, которую я не видела двадцать лет. В школьном коридоре, никого не стесняясь, она начала говорить о моих уроках литературы, обо мне такие слова, которые я могла бы сказать и своей учительнице литературы, но в суете и повседневности так и не смогла этого сделать. Спасибо этой девочке, после этой встречи мне захотелось написать о своих учителях. Как часто мы боимся простых, хороших слов, а ведь они всем нужны, они помогают нам понять и почувствовать, что жизнь прожита не зря, и годы, отданные школе, становятся осмысленными и важными, если хотя бы один ребенок сохранит в своем сердце тепло твоей души.
Не так давно прочитала такую фразу одного знаменитого учителя- методиста: « Учитель всегда должен быть интересен своим ученикам. Учитель, у которого нет никаких увлечений, кроме профессиональных, не может не вызвать сомнений в профпригодное™. Особенно женщина». Я долго думала над этой фразой, потом пришла к выводу, что это действительно так. Все учителя, которых мы любили в школе, были по-настоящему интересными людьми. Наш классный руководитель Екатерина Михайловна Лышова умела все. Она учила нас быть актерами на сцене, танцевать, петь. Учила девочек шить и готовить, хотя была учителем географии. Многое она доверяла нам делать самостоятельно. Теперь-то я точно знаю, она готовила нас к жизни не только как учитель, но и как мать. И когда, перед самым выпуском, ей пришлось уезжать в другое село, мы до самой ночи на квартире у одноклассника говорили с ней о нашей дальнейшей жизни. Для каждого у неё нашлось единственное, неповторимое слово. Перед расставанием она сказала: «Всегда оставайтесь людьми». Какая простая и, может,даже банальная фраза, но сколько в ней заложено смысла. И в своей первой открытке уже после окончания школы я написала ей: « Посмотрите ночью в звездное небо, это мы - Ваши ученики, которые с такой любовью были зажжены вами».
Я отношусь к тому поколению людей, которые слово « учитель» произносили с глубоким трепетом и уважением, для которых « учитель » и « божество» были понятием одного порядка. Времена меняются, меняется и отношение к учителю, но счастлив тот, кто, покинув школу, с огромной любовью может произнести некрасовские строки:
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени...
Нет! Не случайно я стала учителем. Судьба дала мне дар любить детей, чувствовать их, понимать их души. Я бесконечно благодарна своим педагогам и своим ученикам, потому что они научили меня любить. «Любить можно то, чему уже отдал частицу души»,- сказал В. А. Сухомлинский. Сколько отдано за эти годы! И сколько еще предстоит отдать! Любовь к детям, к профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой. Найти свое призвание, утвердиться в нем - счастье. Поэтому великое желание учить детей и учиться самому, творить и побуждать к творчеству живет в каждом истинном Учителе, и в груди каждого истинного Учителя беспокойно бьется сердце, сердце- птица, отданное детям.