Педагогические чтения «Сердце, отданное детям» (часть 2)


Борисова Анна Анатольевна,
методист методического кабинета
управления образования
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Войтенко Алла Васильевна,
библиотекарь Амвросиевской ОШ№6
Гончаренко Марина Евгеньевна, библиотекарь Амвросиевской ОШ№2
Педагогические чтения «Сердце, отданное детям» (часть 2)
Цель: акцентировать внимание на значении важности заботы о здоровье, о гармонической полноте всех физических и духовных сил школьников на примере педагогического наследия В. Сухомлинского, создать позитивное настроение, развивать эмоциональную чувствительность.
Сцена празднично оформлена. В центре – портрет В. А. Сухомлинского, плакат со словами «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя (В. Сухомлинский)».
Ведущий І: Продолжая педагогические чтения, открываем следующую страницу нашей книги «Здоровье и духовная жизнь школьников».
Ведущий ІІ: Заботясь о нравственном здоровье детей, Сухомлинский, со свойственной ему методикой глубокого проникновения в каждую проблему, постоянно отслеживает и их здоровье физическое. «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье».
Ведущий ІІІ: Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые два года обучения детей в школе, — это беседы о здоровье малышей.
Ведущий ІV: «Учителю надо хорошо знать каждого своего будущего питомца. Что значит знать ребёнка? Это, прежде всего, иметь представление о его здоровье. За полтора года до начала работы с детьми передо мной был список будущих учащихся. Хорошо зная родителей, я предполагал, какие заболевания могли передаться детям в наследство. Конечно, эти предположения проверялись врачом. У меня были данные о состоянии важнейших систем организма будущих учеников: нервной, дыхательных органов, сердца, органов пищеварения, зрения, слуха. Без знания здоровья питомцев невозможно правильное воспитание.
Ведущий І: Тридцать лет работы в школе твёрдо убедили меня в том, что в зависимости от состояния здоровья каждый ребёнок нуждается не только в индивидуальном подходе, но в целой системе защитных мер, щадящих и укрепляющих здоровье. Опыт убедил в том, что воспитание должно способствовать исцелению человека, избавлению его от недугов, которые чаще всего зарождаются в детстве. Ребёнок с нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы требует особых методов воспитания, нуждается в специальной медицинской педагогике.
Ведущий ІІ: Я считаю, что очень важно знать, как взаимоотношения в семье способствуют предотвращению недугов и исцелению детского организма, если недуг по той или иной причине уже есть. Особенно зависит от семьи состояние нервной системы и сердца ребёнка.
Ведущий ІІІ: Очень трудно воспитывать детей, вырастающих среди крика, упрёков, озлобленности, недоверия, оскорблений. Нервная система у таких детей часто бывает издёрганной, быстро устаёт.
Ведущий ІV: Наблюдения и специальные исследования, проведенные... в течение ряда лет, привели к тревожному выводу: уходя в школу, 25% детей младшего возраста не завтракают — утром им не хочется есть; 30% едят утром меньше половины того, что необходимо для нормального питания; 23% детей едят половину полноценного завтрака и только 22 % завтракают так, как требуют нормы. После нескольких часов пребывания в классе у ребенка, не позавтракавшего утром, сосет под ложечкой, появляется головокружение. Ученик приходит из школы, несколько часов он не ел, но настоящего, здорового аппетита у него нет (родители часто жалуются, что дети не хотят есть простой здоровой пищи — супа, борща, каши, молока; им хочется поесть «что-нибудь вкусное»).
Ведущий І: Многолетние наблюдения привели меня к одному очень неутешительному выводу: длительное пребывание в помещении, насыщенным углекислотой, ведёт к заболеваниям желез внутренней секреции, играющих важную роль в пищеварении. Причём эти заболевания становятся хроническими и не поддаются никакому излечению. Серьёзные заболевания органов пищеварения вызываются также и тем, что родители, стремясь пробудить аппетит, дают детям различные лакомства, в частности, сладости.
Ведущий ІІ: В пище многих детей не хватало важных веществ, необходимых для укрепления организма, предотвращения простудных заболеваний и нарушений обмена веществ. Только в 8 семьях был мед, а мед — это, образно говоря, кусочек солнца на тарелке . Я беседовал с родителями, убеждал их в том, какое большое значение для здоровья детей имеет употребление меда. Уже в конце сентября 13 родителей приобрели по одной-две семьи пчел. Весной пчелы были уже в 23 семьях.
Ведущий ІІІ : Осенью я посоветовал матерям запастись на зиму вареньем из шиповника, терна и других богатых витаминами плодов. Пришлось поговорить с родителями также о том, чтобы каждая семья имела достаточное количество плодовых деревьев, особенно яблонь. Всю зиму должны быть на столе свежие фрукты.
Ведущий ІV: Благодаря тому, что дети большую часть суток находились на свежем воздухе, много двигались, трудились физически, не засиживались над учебниками сразу после школьных занятий, у них был прекрасный аппетит. Утром все ребята съедали полноценный завтрак; через 3 часа после ухода в школу обедали в школьной столовой. После занятий обедали дома (через 3-3,5 часа после школьного обеда).
Ведущий І : Какой же режим предлагает школьнику Сухомлинский? «Начинайте рабочий день рано утром, часов в шесть. Вставайте в 5ч. З0мин., сделайте зарядку, выпейте стакан молока с хлебом, начинайте работу. Полтора-два часа умственного труда перед уроками — это золотое время. Выполняйте в утренние часы самый сложный, творческий умственный труд. Вы не будете засиживаться до полуночи. Составьте свой дневной режим так, чтобы спать не меньше двух часов до двенадцати. Это самый целебный сон».
Ведущий ІІІ: Сухомлинский убежден: «Эликсиром здоровья является воздух, насыщенный фитонцидами злаковых растений – пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, а также луговых трав. Я часто водил детей в поле, на луг — пусть дышат воздухом, настоянным на аромате хлебных растений. Посадите под окном спальни ваших детей несколько ореховых деревьев, советовал я родителям. Это растение насыщает воздух фитонцидами, убивающими многие болезнетворные микробы. Запах ореха не переносят вредные насекомые. Там, где есть орех, нет мух и комаров. Позаботился я и о том, чтобы в каждой семье во дворе был летний душ».
Ведущий ІV: Сухомлинский писал: «Меня волновал вопрос: почему у многих детей плохое зрение? Почему уже в III классе ребенку приходится пользоваться очками? Наблюдения над многими детьми младшего возраста привели к выводу, что дело здесь не столько в переутомлении от чтения, сколько в неправильном режиме, особенно в том, что питание бедно витаминами, что ребенок не закаляется физически, легко поддается простудным заболеваниям. Некоторые заболевания, перенесенные в детстве, отражаются на зрении. Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка — все это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему счастье наслаждения красотой окружающего мира».
Ведущий ІІІ: Годы наблюдений над детьми столкнули меня с тревожными явлениями: весной, начиная с марта, у всех детей слабеет здоровье. Ребенок как бы выдыхается: ослабляется сопротивляемость организма простудным заболеваниям, снижается работоспособность. Особенно заметно в весенние месяцы ухудшается зрение. Объяснение этим явлениям я нашел в трудах медиков и психологов: в весенние месяцы резко изменяется ритм взаимодействия систем организма. Причина в том, что в организме исчерпывается запас витаминов, к весне дает о себе знать резкий спад активности солнечной радиации, и продолжительная напряженная умственная деятельность приводит нервную систему в состояние усталости. Ведущий ІV: Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя.
Ведущий І: У отдельных детей можно заметить болезненно бледные лица, отсутствие аппетита. Малейшие попытки улучшить питание вызывают реакцию: на теле выступают прыщики. Самые тщательные анализы ни о чем не говорят: все как будто благополучно. В большинстве случаев оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом нарушении ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду. Особенно возрастает число недомоганий в период бурного роста организма и половой зрелости.Ведущий ІІ:: Единственным радикальным лечением в таких случаях является изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, хорошее питание. Иные дети на вид кажутся здоровыми, а при внимательном изучении их труда открывается какой-нибудь скрытый недуг.
Ведущий ІІІ: И вот что интересно: скрытые недуги и недомогания оказываются особенно заметными тогда, когда учитель стремится наполнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом. Некоторым детям совершенно непосилен курс учителя на то, чтобы «не пропала ни одна минута урока». Я убедился в том, что этот «ускоренный» темп непосилен и вреден даже для совершенно здоровых детей. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми. И вот ребенок уже ни на что не способен, ему бы только на свежий воздух, а учитель держит его «в упряжке».
Ведущий ІV: Мы не допускаем увлечения теми приемами «эффективного», «ускоренного» обучения, в основе которых взгляд на голову ребенка как на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок — живое существо, его мозг — тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Дать начальное образование за три года можно, но при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормальном развитии детского организма. Источник полноценного умственного труда не в темпе и напряженности умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания.
Ведущий І: Здоровье [ребенка] зависит от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска процесса самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания.
Ведущий ІІ: Если ребенок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим. Пассивность умственного труда на уроках — это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе — в саду, играть в снежки. Восстанавливающая роль сна зависит не только от его продолжительности, но и от того, какую часть ночи человек спит, как и когда он трудится в течение дня. Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые 5—10 часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряженный умственный труд, особенно заучивание, в последние 5—7 часов перед сном (а для ослабленных и перенесших болезнь этот труд недопустим в течение 8—9 часов перед сном).
Ведущий ІІІ : Опыт убеждает, что при правильной постановке всей учебно-воспитательной работы (особенно процесса изучения нового материала на уроках) за 1,5—2 часа (иногда за 2 с половиной) умственного труда утром можно сделать в два раза больше, чем за такое же время после уроков. Ученики I—II классов выполняют утром все домашние задания за 20—25 минут, ученики III— V классов — за 40—45 минут. Без домашних заданий, как убеждает практика, обойтись нельзя. Работа, требующая значительного времени (сочинения, выполнение сложных чертежей), распределяется на несколько дней (о том, как это сделать, ученикам дают советы преподаватели). Умственный труд ребенка утром начинается с повторения того, что надо заучить, запомнить, навсегда сохранить в памяти. Ведущий ІV: В группах продленного дня ученики у нас тоже не сидят над учебником — домашние задания выполняются ими рано утром дома. Группа продленного дня помогает семье, но не заменяет ее. И вообще ничто не может заменить семью. Воспитание, лишенное постоянного, повседневного духовного общения детей с родителями,— ненормальное, уродливое воспитание, как ненормальна, уродлива жизнь родителей без постоянной заботы о детях.
Ведущий І: «Опыт показал, что на первых порах в первом классе не должно быть «чистых» уроков чтения, письма, арифметики. Однообразие быстро утомляет, как только дети начинают уставать, я стремился перейти к новому виду работы. Могучим средством разнообразия труда было рисование. Вот я вижу, что чтение начинает утомлять ребят, говорю «Откройте, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читаем». Исчезают первые признаки усталости, в детских глазах — радостные огоньки, однообразная деятельность сменяется творчеством». Многие передовые учителя и в более старших классах начальной школы, «подключив» ещё музыку, ритмику, пение добиваются «чередованием предметов» того, что дети практически не устают к концу занятий.
Ведущий ІІ: Очень серьёзно относится Сухомлинский к профилактике заболеваний, к закаливанию… Мы приучали малышей не бояться сквозняков; жизнь убеждала, что никакие сквозняки не страшны, если человек привык к ним с детства. Выработать нетерпимость к душному воздуху непроветренного помещения — так же важно, как и привить санитарно-гигиенические навыки».
Необходимо постоянно соблюдать общий режим, не приучать детей к тепличной обстановке, не проявлять излишних забот, которые ослабляли бы защитные силы организма. Если ребёнок не ходит в летнюю пору босиком — никакое купание и обтирание мокрым полотенцем не помогут».Ведущий ІІІ: «Осенние, весенние и зимние каникулы мы всегда проводили на свежем воздухе, среди природы — в походе, на привалах, в лесу в игре…» «Очень важным источником здоровья был для нас труд в зимнее время на свежем воздухе. При умеренном морозе (до -10) 8-летние дети трудились раз в неделю по 2 часа, 9-10-летние — по 3 часа, 11-летние — по 4 часа. Они обвязывали стволы деревьев камышом, переносили снег на маленьких носилках для защиты растений от холода и т.п. Этот труд на свежем воздухе — прекрасное средство закалки организма и предупреждения простудных заболеваний».
(На фоне музыки П. Чайковского «Времена года»)
Ведущий ІV: Летние каникулы ребята постарше проводили в походах, путешествиях, помладше — недалеко от своего села. После окончания 1 класса дети провели август в колхозном саду и на пасеке. После окончания 2-ого — на колхозной бахче… Когда я сказал детям, что мы будем отдыхать на бахче, они не поверили: «А разве нас пустят туда?». Поверили только тогда, когда увидели построенные для них курени, покрытые соломой. Огромный восторг вызвала у детей весть о том, что здесь мы будем и ночевать…
Ведущий І : В тишине ночи мы не раз слышали изумительную мелодию: над полями, там, где недавно скосили пшеницу, раздался мелодичный звук, похожий на звонкую песню свирели. По-видимому, это пела неизвестная нам ночная птица, но воображение детей создало образ доброго фантастического существа — маленького мальчика с венком из пшеничных колосьев. Он играл на свирели, радовал людей — это существо дети назвали Солнцеколосом. В их представлении Солнцеколос был дитём Солнца и плодородной земли. Там, где колосится пшеница, рождается Солнцеколос. Убирают урожай — он перебирается в стог ароматной соломы, по вечерам поёт радостную и вместе с тем печальную песню: приближается зима, ему надо уходить в тёплую землю, где дремлют животворные соки плодородия. А зазеленеет пшеница, солнцеколос снова выйдет на свои нивы и запоёт прекрасные песни. Одухотворённые сказочным образом существа, воплощающего в себе жизнь, красоту, плодородие, изобилие, дети составили песню о Солнцеколосе. Вот она, эта нехитрая песня:
Ведущий ІІ :Разбудило солнце землюНалился пшеничный колосКто играет на свирели?Солнцеколос, солнцеколосНа волшебнике одеждаИз колосьев, из пшеницыИз зелёных остьев бровиИ весёлые ресницы…
Ведущий ІІІ : Читатель может спросить: почему на страницах, посвящённых здоровью, речь идёт о сказке, о фантастических образах, о детском творчестве? Потому, что это детская радость, а без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом гармонии является радость творчества.Ведущий ІV: «Окончился 4 год обучения, пришло лето 1956 года. Дети отдыхали на лугу, рядом с дубовой рощей, на берегу озера. Построили из ветвей шалаши, накрыли их соломой. Родители помогали нам соорудить купальню и кухню. Дети помогали повару готовить пищу, ездили в село за хлебом, картофелем, рыбой, молоком, овощами. На нашем попечении было 20 телят и две лошади. Днём ребята пасли телят, а вечером загоняли их в небольшой загон, сделанный у озера. Все научились кататься на лошадях и ездили в село за продуктами. В этом деле строго соблюдалась очерёдность: каждому хотелось проскакать несколько километров. В этом году все дети, купаясь в глубоком озере, научились хорошо плавать. Для купанья я выбрал безопасный участок и отправлялся в заплыв каждый раз с одним ребёнком».
Ведущий І: В качестве главных видов занятий по физической культуре школа избрала гимнастику и легкую атлетику... Цель таких упражнений — воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость. При разучивании движений на занятиях по физкультуре большое внимание уделяется эстетическому совершенству, красоте. Самовоспитание красоты осанки — один из главных стимулов, побуждающих учеников ежедневно делать утреннюю гимнастику.
Ведущий ІІ: «Я убедился, что привычка делать зарядку закрепляется именно в раннем детстве. Родители, приучали детей подниматься в одно и то же время. После гимнастики на свежем воздухе дети умывались. Летом они привыкли купаться в пруду, кроме того, многие родители сделали душевые установки во дворах, в саду, и 6 месяцев в году (с мая по сентябрь) ребята принимали душ. Это стало настолько прочной привычкой, что они обливались водой по пояс и в зимние месяцы, конечно в комнате. С помощью родительской общественности были сооружены на открытом воздухе шесть душевых установок, которыми пользовались те, для кого это было особенно необходимо. Я заботился о том, чтобы принимали душ и занимались утренней гимнастикой те девочки и мальчики, у которых от природы был какой-нибудь недостаток, например, сутуловатость, непропорциональность в строении туловища, лица… Человек должен быть не только здоровым, но и красивым: красота же неотделима от здоровья, от гармонического развития организма».
Ведущий ІІ: При выполнении таких упражнений, как бег, ходьба на лыжах, плавание, мы придаем большое значение эстетическому удовлетворению. По этим и другим видам спорта у нас стало правилом проводить соревнования на первенство по красоте, изяществу, гармонии движений, а скорость считается второстепенным элементом. Здесь не только демонстрируется, но и создается красота, физическое совершенство, т. е. достигаются главные цели физического воспитания. Вообще, мы считаем недопустимыми соревнования, где единственным критерием успеха является быстрота движений. Это прививает нездоровый азарт, честолюбие. В таких соревнованиях часто нет красоты, отсутствуют эстетические требования и, что особенно недопустимо, нет настоящей массовости и учета индивидуальных возможностей.
Ведущий ІІІ: Сухомлинский считал, что нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средство борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и не способных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоровые страсти ажиотажем борьбы за мнимую честь школы. Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого.
Ведущий ІV: А советы ученикам Павлышской школы по самовоспитанию в физической культуре более похожи на белые стихи, чем на инструкцию.1) Здоровье — это полнота духовной жизни, радость, ясный ум. Твоё здоровье — в твоих руках.
2) Важнейший источник здоровья — окружающая нас природа: воздух, солнце, вода, летний зной и зимняя стужа, тенистые рощи и поля цветущего клевера. Живи и трудись среди природы. Поднимайся рано, до восхода солнца. Летом солнышко поднимается очень рано, но ты должен подниматься раньше солнца.
Иди в поле, дыши свежим воздухом, умой руки и лицо росой — это настоящая сказочная, живая вода! Воздух, насыщенный ароматом цветущих и созревающих хлебов, обладает целебными свойствами. Кто дышит этим воздухом в летнюю пору — никогда не болеет лёгочными заболеваниями.3) Поставь себе за правило: ежедневно, пробудившись от сна, сразу же сделай утреннюю гимнастику. Летом спи во дворе — на сене или свежей соломе (только что обмолоченного хлеба) — фитонциды, которые выделяют сено и свежая солома, предохраняют от заболевания гриппом.4) Заставляй себя каждое утро делать холодные обтирания. Купайся в пруду как можно дольше — до осенних заморозков. В зимние дни растирай ноги (до колен) снегом — до ощущения тепла, разливающегося от колен до ступней. Не бойся на несколько минут выйти босым на снег — это хорошая закалка для ног и для всего организма.
5) Ни дня без физического труда. Труд выпрямляет тело и душу. В постоянном, повседневном труде — человеческое долголетие. Кто трудится с раннего детства до глубокой старости, тот до последних дней своей жизни остаётся полноценным человеком, сохраняя физические силы, ясность ума, богатство восприятий и эмоций.
6) Ежедневно проходи от трёх (в младшем возрасте) до десяти километров. Сделай привычкой ходить по лесу, лугу, полю. Если тебе идти в школу два-три километра, и дорога пролегает по лугу — это твоё счастье. В летнюю пору сделай привычкой проходить несколько километров среди цветущих и созревающих хлебов и трав (особенно среди полей пшеницы, ячменя, овса, клевера).7) Пусть станут твоими заповедями простота, умеренность, воздержанность. В детстве не ешь много сладостей. Лучше всего совершенно не потреблять чистых углеводов. Не переедай. Вставай из-за стола с таким ощущением, что ты ещё немного не доел.
Ведущий ІV: ...Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа.
Ведущий І: Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка,— это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.
Литература:
1.Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
2.Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
3.Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973. 
4.Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
5.О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
6.Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
7.Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
8.Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
9.Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
10.Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
11.Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
12.Не только разумом, но и сердцем... — М.: Мол. гвардия, 1986.