НОД по ОО Художественно-эстетическое развитие (ручной труд)(старшая группа)

Тема: Подарок для осени.
Цель: Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности. Учить детей создавать предметную композицию из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить детей создавать предметные композиции (осенние деревья), дополняя их деталями, обогащающими изображение.
- Углубить знания детей о пейзажном жанре.

Развивающие:
- Развивать умение детей осваивать способы работы с различными материалами.

Воспитывающие:
- Воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам, интерес к художественно-творческой деятельности.


Интеграция: «Познавательное развитие» Закреплять представления детей о признаках осени, о растениях ближайшего окружения – деревьях. Развивать любознательность.
«Речевое развитие» (Художественная литература) Воспитывать чуткость к художественному слову
(Развитие речи) Развивать умение детей свободно общаться с взрослыми и сверстниками

Предварительная работа:
- Беседа об осени, ее приметах.
- Экскурсия детей в лес.
- Заучивание стихотворений на осеннюю тематику.
- Проведение праздника осени.
- Подготовка силуэтов деревьев (работа с шаблоном)

Материал и оборудование:
- Природный материал на выбор детей: осенние листья, крылатки клена,
арбузные, тыквенные семена ..
- Клеевые кисточки в стаканчиках
- ножницы, клей,
- салфетки
- картина без пейзажа
- картонные силуэты деревьев
-восковые мелки –черного и коричневого цвета (для рисования ствола дерева)
- Презентация, ноутбук, письмо от Лесовичка


Слайд заставка 1
Воспитатель: Проходите ребята. Посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся
Дети здороваются с гостями
-Давайте все вместе встанем в круг дружбы:
Мы по улице идем,
Всем улыбки раздаем.
Улыбнитесь вы скорей,
Вместе будет веселей!
Воспитатель: Дорогие наши гости мы вам предлагаем поудобнее расположиться в нашей группе и чувствовать себя как дома. (Гости присаживаются)
Воспитатель: А вам ребята, я предлагаю отправиться в путешествие, а пойдем мы с вами в лес, полон сказок и чудес (в экологический уголок)
- Какое время года сейчас? (Осень)
-Какие признаки осени вы знаете? (ответы детей)
- А почему, вы считаете, что сейчас осень, а ведь за окном, на улице уже снег лежит и очень холодно? (Ответы детей: т.к. мы живем на севере, здесь рано наступают холода и выпадает снег)
- Ребята, я предлагаю продолжить наше путешествие, и вместе вспомнить нашу экскурсию в осенний лес Слайды с экскурсии №2
- А что вам больше всего запомнилось? Ответы детей: играли, собирали осенние листья,
- А какие деревья нам встречались в лесу? (Береза, осина, сосна, лиственница, кедр, ель)
Воспитатель: Как вы думаете, Золотая осень, какая она?
Дети: Красивая, разноцветная, красочная, золотистая и т.д.
Я вам поведаю о чуде! Его привыкли мы встречать, Повсюду так, что даже люди, Вольны его не замечать.
Ну, что? Конечно, догадались! Моя загадка не сложна, Но подскажу еще немного:
Игра показ слайдов с 3- 6 (с применением элементов ТРИЗ)
Слайд №7 картина Левитана.
Воспитатель: Перед вами картина замечательного художника-пейзажиста Исаака Левитана. Как называется тот жанр, на котором изображена природа? (пейзаж). Давайте её рассмотрим.
Воспитатель: Как вы думаете, какой период осени изобразил Исаак Левитан на этой картине? (ответы детей)
Как вы догадались? (ответы детей)
Что ещё, кроме деревьев нарисовал художник? (реку)
Какая она? (ответы детей)
(Воспитатель даёт краткий описательный рассказ о картине)
Для природы осень – это трудный, но очень интересный период. Деревья облачаются в прекрасные наряды. Красоту этого убранства художник передает при помощи смешения красного и желтого цветов. Правда, местами режет глаз непривычно яркая зелень, которая скоро уйдет. А вот вода в реке становится такой темной, глубокой. Осень – это волшебная пора. Это волшебство и красоту очень удачно смог передать художник – пейзажист. Как его зовут, кто помнит?
Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
А художник Левитан назвал эту картину «Золотая Осень». Благодаря картине «Золотая осень» можно прикоснуться к тайне, почувствовать скрытое дыхание земли.
Воспитатель: Какие цвета помогли художнику нарисовать Золотую осень? (ответы детей) Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину? (ответы детей) Теплые, яркие, радостные и веселые краски поднимают настроение и всем весело и хорошо.
Воспитатель: Золотая осень, замечательное время года, она вдохновляла и многих поэтов на создание замечательных произведений.
Ребенок читает стихотворение:
Листопад
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

- Спасибо, прекрасное стихотворение про осень.
Разбор стихотворения (автор Иван Бунин)
Слайд Птичка с конвертом **** слайд № 7(щелчок)
Письмо от гномика слайд №8
Воспитатель читает..
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок - Лесовичок. Живу в лесу и охраняю его. Скоро у осени день рождение и мы жители леса сделали ей подарок, нарисовали пейзаж. Но злая колдунья заколдовала его. Заколдовала все деревья, краски, карандаши и мы вынуждены обратиться к вам за помощью. К вам утром в группу доставили нашу посылку нашу картину, где был красивый лесной пейзаж. Ребята, помогите нам, мы уверены, что у вас все получиться.
Воспитатель: Интересно, о какой картине пишет Лесовичок А наверное о той говорится которую я видела утром в нашей мастерской (идут в мастерскую)
- Точно, картина у нас есть.. ????? Вопросы детям (беседа о картине ЧТО ИЗОБРАЖЕНО)!!!
Ну что ребята поможем нашему другу Лесовичку? (Да). А о чем нас попросил Лесовичок, что будем на ней изображать? (лесной пейзаж, лес)
- А из чего можно сделать пейзаж, если нет красок, цветных карандашей? (Ответы детей: )
- Правильно из природного материала.
Но прежде чем приступить к работе, давайте вместе представим образ дерева
Станем мы деревьями Дети ставят ноги вместе, руки на поясе.
Сильными, большими.
Ноги - это корни, Раздвигают ноги на ширину плеч.
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево, Сжатый кулак ставят над другим кулаком.
Падать не давали,
Из глубин далеких Наклоняются, складывают ладони
Воду доставали. чашечкой, разгибаются.
Тело наше - ствол могучий, Раскрытыми ладонями проводят вдоль тела сверху вниз.
Он чуть-чуть качается Покачиваются из стороны в сторону.
И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком, острым концом вверх.
В небо упирается. Поднимают соединенные руки вверх.
Наши руки - это ветви, Раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы направляют от себя.
Крону, вместе образуют. Смыкают пальцы над головой.
В кроне им совсем не страшно, Качают головой.
Когда ветры сильно дуют. Качают поднятыми руками.
Пальцы - веточками будут, Шевелят пальцами обеих рук.
Листья закрывают их. Прикрывают одну ладонь другой.
Как придет за летом осень, Поднимают вверх правую руку, затем левую.
Разлетятся листья вмиг. Разводят руки в стороны

Воспитатель: Ну, вот мы и представили с вами, какие бывают деревья, сильные, могучие, высокие В кроне им совсем не страшно, Когда ветры сильно дуют Разговор о ТРИЗ технологии (ММЧ).
Ребята, как нужно работать с природным материалом, особенно с листочками ( Аккуратно, бережно, так как маленькие человечки в собранных листиках не крепко держатся за свои ручки и могут поссориться – поэтому листики могут поломаться, потому, что стали сухими, хрупкими)
- А как вы будите работать с ножницами и клеем (Ответы детей)
- Я предлагаю выбрать все необходимое для работы.
Воспитатель: Начинаем работу.
Слайд №9
(во время работы звучит спокойная классическая мелодия «Осень»)
Воспитатель: Молодцы, какие деревья у вас получились.
А что мы использовали вместо красок?
Ребята, кто не успел доделать свою работу, не расстраивайтесь, они должны подсохнуть, а мы гостей отпускаем. А работы вы доделаете в течении дня и поместите на картину для осени. А мы с вами наведем порядок в мастерской у Лесовика.