Урок окружающего мира в 4 классе. Тундра.


Урок окружающего мира.
Класс: 4
Программа: Школа России
Автор: А.А. Плешаков
Тема: Тундра.
Цель: продолжить развитие основных естественно научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Природные зоны России. Тундра »
Планируемые результаты:
Предметные УУД :
-представление о природной зоне ;
-умение определять природную зону по основным признакам;
-установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.
Метапредметные УУД:
познавательные:
- умение работать с географической картой;
- развивать познавательный интерес;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
регулятивные:
- планирование деятельности.
коммуникативные:
-развивать речь;
- умение работать в группе.
личностные:
- помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;
-формировать представление детей о единстве природы и человека.
Материально-техническое обеспечение:
Окружающий мир 4 класс, А.А.Плешаков; карта природных зон; кейсы с материалами и заданиями; атласы-определители "От земли до неба; презентация "Тундра"; карточки с вопросами. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, соединение с сетью Интернет.
Ход урока:1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Проверим, как вы подготовились к экспедиции.
Природу какой зоны мы исследовали на прошлом уроке? ( Природную зону арктических пустынь.)
Покажите на карте Арктику? Как называется океан, который омывает север нашей страны?
Почему снега в этом краю никогда не тают?
Как происходит смена дня и ночи в полярном крае?
Какое захватывающее явление можно наблюдать только в арктическом небе? Что вы о нем знаете?
Есть ли в Арктике растения?
Назовите самого крупного зверя Арктики. Расскажите о нём.
Как особенности растений и животных связаны с состоянием неживой природы?
- Молодцы! Вы хорошо освоили эту тему.
2. Определение деятельности урока.
- Сегодня мы продолжим говорить о природных зонах нашей страны.
Прослушав эти строки стихотворения,
думаю, вы легко догадаетесь, о какой природной зоне мы сегодня будем говорить на уроке?
Конечно, тундру не распашешь плугом,
Копнешь немного, дальше мерзлота…
Здесь нигде не встретишь леса или рощи,
Но всё равно любима эта сторона.
-Конечно это тундра.
Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
(Прослушиваю варианты. Объявляется тема.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной-тундрой, с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
Что же мы должны выявить, изучив эту зону?( Географическое положение, растения, животные, ЭКОЛОГИЮ.
(План записывается на доске.)
3.Работа над новым материалом.
Мы обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа называется: ГЕОГРАФЫ, КОТОРЫЕ РАССКАЖУТ о географическом положении тундры.
2 группа: ботаники, которые познакомят с растительностью.
3 группа: зоологи, которые познакомят с животным миром.
4 группа: экологи, расскажут об экологии данной зоны.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов, получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов, выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации Слаженность работы группы Презентация выступления Итого
1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа Кейс№1 для географов:
Источник №1: учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас"4 класс. Часть 1 (стр.87-90);
Источник №2 : карта природных зон;
Источник №3: - карточка с вопросами:
Где протянулась зона тундры?
Тундра покрывает северную часть России и Канады. Природа ее довольно скудная, а климат считается суровым. Из-за этих характеристик она получила еще одно название - арктическая пустыня. Если рассмотреть географическое положение тундры, то можно заметить, что к этой зоне относятся острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, и северная часть России и Канады. Местоположение зоны тундры Арктическая пустыня простирается широкой полосой по всему побережью Северного Ледовитого океана. Здесь климат не отличается мягкостью и высокими температурами, а природа скудна и низкоросла. В тундре зима продолжается девять месяцев, а летом довольно прохладно. Низкие температуры приводят к тому, что земля промерзает и не оттаивает полностью, а только верхний слой может растаять. В такой природной зоне не встретить лесов и высоких деревьев. Эта местность богата болотами, речушками, мхами, лишайниками, низенькими растениями и кустарниками, которые способны выжить в столь суровом климате. Их гибкие стебли и небольшая высота прекрасно адаптируются к пронизывающим холодным ветрам. На обширных площадях можно заметить ледники или каменные россыпи. В тундре есть бесценное множество неглубоких маленьких озер. Особенно это можно заметить на карте Канады, России, Финляндии.
Назовите форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность).
Рельеф тундры в основном представляет собой равнину с небольшими возвышенностями, холмами и сопками. Наряду с этим встречаются в большом количестве замкнутые понижения, занятые озерами. Кроме того, равнинный рельеф тундры нарушается наличием речных долин и отрогов горных хребтов, которые во многих местах пересекают территорию зоны.
Отличительная особенность тундровой зоны - безлесье.
http://webmandry.com/raznoe/priroda/prirodnaya-zona-tundra-v-rossii-opisanie-na-karte-priroda-zhivotnye-zapovedniki-prirodnye-yavleniya-tundry.htmlhttps://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%84%20%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%8B&stype=image&lr=42&noreask=1&source=wiz&redircnt=1445638035.1Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
Тундра отличается очень суровым климатом (климат — субарктический), живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра. В тундре довольно редко встречается крупная фауна.
Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Так как большая часть тундры находится за Полярным кругом, то тундра зимой переживает полярную ночь. Суровость зимы зависит от континентальности климата.
Тундра, как правило, лишена климатического лета (или оно приходит на очень короткий срок). Средняя температура самого тёплого месяца (июля или августа) в тундре составляет 5-10 °C. С приходом тепла оживает вся растительность, по мере наступления полярного дня (или белых ночей в тех районах тундры, где полярный день не наступает). Весь тёплый период не превышает 2-2,5 месяца.
Май и сентябрь — это весна и осень тундры. Именно в мае сходит снежный покров, а уже в начале октября обычно устанавливается снова.
Зимой температура до −50 °C
В тундре может быть 8-9 зимних месяцев.

http://fb.ru/article/146164/klimat-tundryi-v-rossii-i-severnoy-amerikehttp://www.zoogeo365.ru/public_card/50/klimat_tundry4) Почему в тундре много болот? Какая там почва? Почему?\
Осадков выпадает очень мало, всего до 300 мм. Но вот что интересно. В тропических лесах при ежегодном выпадении 1500-2000 мм осадков болот почти нет, в тундре же воды полно.
Выделяют три причины этого явления.
Первая причинабольшого количества воды – это то, что здесь испарение воды с поверхности водоемов очень слабое. Солнце вроде бы и светит летом, но жары нет, а одним из условий быстрого испарения должна быть высокая температура. Вот и превышает количество осадков испаряемость.Под бедной из-за небольшого количества растений почвой находится огромный, толщиной иногда в полтора километров, слой вечной мерзлоты. Это следующая из причин, почему выпавшие осадки и тающий летом снег не могут просочиться в почву. И почти вся влага стоит на поверхности воды, заболачивая ее или питая многочисленные озера и реки. Да и сами почвы очень тяжелые, глинистые и плохо пропускают воду.И третьей причиной называют особенности рельефа. Тундра практически плоская, лишь с небольшими углублениями.
http://pochemu-zachem-kak.ru/mir-vokrug-nas/276-pochemu-v-tundre-osadkov-malo-a-bolot-mnogo.htmlКейс №2для биологов:
Источник №1: учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас"4 класс. Часть 1.
Источник №2.
- гербарий;
- атлас "От земли до неба" (стр.116,117,91);
- карточки с изображением растений;
- карточка с вопросами:
Какие растения растут в тундре?
Растительный мир тундры состоит из лишайников, мхов, осоки, карликовые деревца, еще и морошка, вороника и другие растения. Летом тундра расцветает. За короткое полярное лето растения должны успеть отцвести и дать семена.
 Летом в тундре много цветов, она очень красива. Много ягод: брусника, клюква. Особенно хороша морошка — небольшое травянистое растение с узорчатыми листьями и с ягодами, напоминающими по форме малину.
Брусника — вечнозеленое растение. Можно зимой выкопать из-под снега кустик с совершенно зелеными листьями. Вырастают большими грибы, нередко выше, чем карликовые березки и полярные ивы. Очень ценное растение — олений лишайник, или ягель (иногда его неправильно называют «олений мох»), Он служит основной пищей для самого важного животного тундры — северного оленя.
http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%8B.htmlКак растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере лишайника, травянистого растения, дерева).
http://сезоны-года.рф/ Тундровые растения прижимаются к поверхности почвы, образуя густые побеги в форме подушки. Так они приспособились к жизни в тундре. Зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от мороза и ветра.
Холодное лето, сильные ветры, избыточное увлажнение и многолетняя мерзлота определяют характер растительности в тундре. +10… +12°C — предельные температуры, при которых могут произрастать деревья. В зоне тундры они приобретают особые, карликовые формы. На бедных гумусом неплодородных тундрово-глеевых почвах растут карликовые ивы и берёзы с искривлёнными стволами и ветвями, низкорослые кустарники и кустарнички. Они прижимаются к земле, густо переплетаясь между собой. Бескрайние плоские равнины тундры густым ковром устилают мхи и лишайники, скрывая маленькие стволы деревьев, кустарников и корни трав. Как только стает снег, суровый пейзаж оживает, все растения словно торопятся использовать короткое тёплое лето для своего цикла вегетации. В июле тундра покрывается ковром цветущих растений — полярных маков, одуванчиков, незабудок, мытника и др.
http://www.rastitelnyj.ru/tundra1.htmhttp://www.liveinternet.ru/community/2408685/post80634714/Кейс №3 для зоологов:
Источник №1
- Карточки с изображением зверей и птиц;
Источник №2
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.88-92);
Источник №3
- карточка с вопросами:
Какие животные и птицы обитают?
В тундре климат несколько мягче, чем в Ледовитом океане. Полноводные реки, многочисленные озера и болота, богатые рыбой, моллюсками и другими водными животными, привлекают к себе множество птиц, которые прилетают сюда весной, наполняя округу шумом и криками. Птицы спешат вывести и вырастить птенцов, научить их летать. А с наступлением осенних холодов вновь собираются в стаи и спешат в теплые страны. Но белые куропатки, совы и такие звери, как северные олени, песцы, волки, приспособились к суровой жизни среди льдов и снега.
http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%8B.html2) Как они приспособились к жизни?
Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Животный мир в тундре оченьсвоеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Они не требовательны к корму. Звери имеют густой мех, а птицы – пушистое оперение. Животные меняют окраску: летом – светло-коричневые под тон растительного покрова, а зимой белые или светло-серые под цвет снега.Типичными животными тундры являются песец, лемминг, северный олень, белая полярная куропатка, полярный волк и полярная сова.Песец охотится на пеструшек и полярных куропаток. Он имеет очень ценный мех. Северный олень не боится морозов и метелей. Широкие копыта позволяют ему бегать, не проваливаясь, по снегу и разгребать снег в поисках корма.Летом в тундре появляется бесчисленное множество комаров, мошек, овода. Их настолько много, что без накомарников нельзя работать в тундре, они кусают, лезут в глаза, нос, рот.В это время сюда для гнездования прилетает множество птиц: гуси, лебеди, утки, кулики. Многие из них питаются насекомыми. 
http://webmandry.com/raznoe/priroda/kakie-tipichnye-zhivotnye-obitayut-v-zone-tundry-ptitsy-zveri.-rasskaz-o-zhivotnom-mire-tundry-foto-kartinki-video.htmlИсточник №4

Кейс №4: для экологов:
Источник №1:
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.93-95);
Источник №2
- карточка с вопросами:
Основные занятия населения тундры?
Коренное население тундры редкое, небогатая природа этой природной зоны не может обеспечить большее количество людей средствами существования. Ни в одном из автономных округов России, расположенных в тундре (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Долгано-Ненецкий, Чукотский), титульный народ не только не составляет большинства, но численность его даже не превосходит 20%. Основное традиционное занятие коренных жителей тундры — оленеводство, требующее от людей кочевого образа жизни. Когда олени съедят весь ягель на каком-то участке, оленеводы снимают свои временные жилища — чумы — и уходят вместе со стадами за много километров, а там, где олени паслись, растительность восстанавливается, через несколько лет туда можно вернуться. Олень служит транспортным средством, его можно навьючить, можно ехать на нем верхом, можно запрячь в длинные сани — нарты. Мясо оленя очень вкусно и питательно. Шкурами оленя покрывают чумы, из них шьют одежду, причем нитками нередко служат жилы оленя.
Значительная часть населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому. Развивается добыча нефти, газа, цветных металлов, угля и других полезных ископаемых.
http://webmandry.com/raznoe/interesnoe/zhizn-v-tundre-zimoy-i-letom.-mestnoe-naselenie-ili-zhiteli-tundry-video-film.htmlЭкологические проблемы тундры?
Из-за деятельности человека (и прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) над многими частями российской тундры нависла опасность экологической катастрофы. Из-за утечек топлива из нефтепроводов происходит загрязнение окружающей территории, нередко встречаются горящие нефтяные озёра и полностью выгоревшие территории, когда-то покрытые растительностью. Несмотря на то, что во время строительства новых нефтепроводов делают специальные проходы, чтобы олени могли свободно перемещаться, животные не всегда могут найти и воспользоваться ими. По тундре перемещаются автопоезда, оставляющие после себя мусор и уничтожающие растительный покров. Повреждённый гусеничным транспортом почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет. Всё это приводит к возрастанию загрязнённости почвы, воды и растительности, падению числа оленей и других обитателей тундры. 
http://www.ecoproblems.org/2012/11/blog-post.htmlhttp://info-ecology.ru/ecotechnologies/ekoproblemy/ekologicheskie-problemy-v-zone-tundry/Охрана природы тундры.
Охрана природы тундры – это важная задача для экологов всего мира. - Читайте
подробнее на FB.ru: 
http://fb.ru/article/189372/osobo-ohranyaemyie-komponentyi-prirodyi-tundryi-rasteniya-i-jivotnyie-tundryiВ зоне Тундра созданы несколько крупных государственных заповедников, благодаря которым есть надежда сохранить первозданную необычайность этих удивительных мест и исчезающие виды животных и растений. Лапландский государственный заповедник, государственный заповедник "Остров Врангеля", Таймырский и Алтайский заповедники.
https://yandex.ru/images/search?text=2)%093)%09%D0%9E%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%8B.&stype=image&lr=42&noreask=1&source=wiz&redircnt=1445642293.14..Физминутка.
5. Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
Презентация выступлений.
Проводится коллективное обсуждение изученного материала.

6. Закрепление материала. Просмотр презентации «Тундра»
7. Итоги урока. Рефлексия (синквейн).
Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы), участники которой получают за урок оценку "5".
Обратная связь в форме синквейна. Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить.
Синквейн Природная зона тундра.
1 строка: существительное, обозначающее тему;
2 строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления;
3 строка: три глагола, раскрывающие действия, свойственные явлению;
4 строка: фраза, раскрывающая суть явления;
5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.
8. Домашнее задание. Прочитать текст на странице 87-97, "Проверь себя" - задания 1,2.