ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
HYPERLINK "http://ineu.edu.kz/ru/vii-pedagogicheskie-chteniya/aktualnye-problemy-doshkolnogo-obrazovaniya?id=561:znachenie-i-ispolzovanie-razvivayushchikh-igr-v-razvitii-i-obuchenii-doshkolnikov" ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Л. В. Логозовская, воспитательГУ СОШ №18 мини-центр «Ерке»(г. Павлодар)E-mail: larisa.logozovskaya@mail.ru«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их математическое развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: счету, вычислению, измерению. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Поэтомусовременная образовательная система выдвигает проблему умственного воспитания детей, которая чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Дошкольный возраст – это наиболее важный период в развитии каждого ребенка. Именно в это время закладываются основы его будущего поведения, активным образом идет развитие воображения, творческих способностей и общей инициативности. Но все эти необходимые качества формируются у ребенка не в процессе учебных занятий, а во время наиболее привычной для него деятельности – игры.Психические процессы у детей лучше формируются в игровой деятельности. Во все времена перед педагогами стояла задача - предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Игра трактуется как способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.»Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, и дидактические. Из всего многообразия игр, основой для успешного всестороннего развития детей, являются развивающие игры. В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, создано развивающих игр и пособий. В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы: • совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;• постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;• повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;• органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;• единство обучающих и воспитательных воздействийРеализуя эти принципы, создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.Ребенок, увлекаясь привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.В основу развивающих игр положены два принципа обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:- развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.- их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения. Каждая из развивающих игр, - как правило, модель действительности. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.Большой вклад в разработку занимательного математического материала внесла З.А.Михайлова. Разработанная ею система работы с дошкольниками имеет развивающую направленность. З.А.Михайлова считает, что главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры. Любая математическая игра на смекалку, для какого бы возраста она бы не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.Б.П.Никитин разработал систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.В последние годы все чаще в практике дошкольных учреждений применяется игровая технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленная на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В.В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность». В одной из своих статей В.В. Воскобович приводит данные по одному из коррекционных садов, где обучаются дети с нарушениями речи и сопутствующими поражениями. В саду применялись некоторые разработки (например, «Игровой квадрат») были проверены на детях с диагнозом «олигофрения в стадии дебильности». Методист сада отметил, что дети очень быстро обучались правилам игры. В качестве примера можно рассказать про мальчика Колю, который две недели не расставался с «Игровым квадратом». Ему стали предлагать и другие игры, и после двух месяцев работы по результатам обследования с него сняли страшный диагноз «олигофрения». Аналогичные случаи были и с другими детьми.Успехом у педагогов детских садов пользуются приемы и методы ТРИЗ, разработанной Г.С.Альтшуллером. На данных приемах и методах основана программа «Умка» - ТРИЗ авторы Л.М. Курбатова и др. Целью программы является развитие у дошкольника активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие фантазии через обогащение предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического, технического характера). Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта. К успешной, в частности, предматематической подготовке дошкольников помогают, уникальные по своим возможностям, дидактические материалы – логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений: «Танграм», игра - головоломка «Пифагор», игры на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов: «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», вьетнамская игра «Волшебный круг» и «Пентамино». Применимы логические задачи Н.М. Бонгарда и поисково-творческие задачи А. Зака, а также система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр и упражнений с этими материалами. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.Для решения воспитательных и образовательных задач уже на протяжении двух лет, в своей работе я использую развивающие игры В. Воскобовича: «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Конструктор букв и цифр». С помощью этих игр дети конструируют цифры, трансформируют сложные геометрические фигуры, строят ломаные и прямые линии, различные виды углов. Выстраивают фигуры по замыслу, по схемам. Осваивают цвет и форму предметов, соотношение целого и дроби. Игры В. Воскобовичаразвивает логику, фантазию, творчество, моторику кисти и пальчиков, способствует становлению сенсорных способностей, совершенствованию интеллекта, развитию психических процессов. Также в своей практике я предлагала детям находить решение в поисково-творческих задачах А. Зака, логических задачахна поиск признака отличия одной группы фигур от другой М. М. Бонгарда.Применяла игру «Танграм» на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов.Предлагая детям игры со счётными палочками по З.А. Михайловой, я ставила перед собой следующие задачи: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола (анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом) и других несложных построек; сосчитать палочки, из которых построена фигура; назвать геометрические фигурки, изображающие предмет; упражнять в самостоятельном составлении фигур.Применяла ТРИЗовские игры.Применение данных развивающих игр и упражнений проводилось мною частично на занятиях, но в основном на математических конкурсах, вечерах досуга, развлечениях, организуемых с детьми. Занимательные задачи и упражнения были доступны и интересны детям. У них складывалось положительное эмоциональное отношение к ним, что стимулировало мыслительную активность. Они настойчиво искали ход решения упражнений и задач, которые вели к результату.Таким образом, прогрессивное развивающее значение игр состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.
Литература:1. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2 – 6 лет. – Серия «Развиваем внимание, память, логику». – Москва: Школьная пресса, 2010. 2. В. В. Воскобович и его развивающие игры.// еженедельник "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" . –2000. -№373. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва; «Просвещение», 19904. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? – Москва, «Гном и Д», 2007