ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ «Жизнь Алексея Васильевича Кольцова в стихах, песнях и памяти народной».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ 5 класс
Тема урока: «Жизнь Алексея Васильевича Кольцова в стихах, песнях и памяти народной».
Урок подготовили:
учитель русского языка и
литературы,
Кулинич Наталья Константиновна,
I квалификационная категория;
учитель музыки,
Гафурова Оксана Данисламовна,
I квалификационная категория.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Приветствие
Вступительное слово
На фоне мелодии романса «Далеко-далеко» учитель литературы читает строки:
Учитель литературы:Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь все понять.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
СЛАЙД №1 – Надпись: «Урок литературы и музыки».
Учитель литературы: Ребята, сегодня, необычный урок, на котором сольются несколько видов искусств, такие как: литература и музыка.
СЛАЙД №2 – «Тема урока:…………..»
Учитель литературы: Вы обратили внимание, что тема урока не записана? Мы сегодня с вами отправимся на экскурсию и ваша задача в конце занятия определить тему урока. Для начала разделимся на три группы. А вот куда мы с вами попадем, поможет узнать волшебный глобус.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
СЛАЙД №3 – Вращается глобус. Указывает на город Воронеж.
СЛАЙД №4 – Город Воронеж и его символика.
Учитель литературы: Итак, мы с вами оказались в Воронеже. Предлагаем посетить выставку картин известного художника.
СЛАЙД №5 – Портрет Г.Г. Мясоедова.
Звучит мелодия романса, на фоне музыки появляется портрет Г.Г. Мясоедова и его годы жизни (1834-1911).
Учитель литературы: Ребята, кто знаком уже с этой личностью? Как его зовут? Где вы встречались с его творчеством?
Дети: На уроках изобразительного искусства.
Учитель литературы: Как вы думаете, почему целая выставка посвящена этому художнику? Обратите внимание на годы его жизни. Возьмите ручки и посчитайте. Что у вас получилось?
Дети: 180 лет со дня его рождения.
Учитель литературы: Верно, в этом году юбилейная дата – 180 лет со дня рождения великого художника. Художником написано много картин.
СЛАЙД №6 – Появляются картины, озвучиваются учителем названия.
Учитель литературы: Остановимся у одной из картин художника.
СЛАЙД №7 – Появляется крупным планом картина «Страдная пора. Косцы» (1887г.)
Учитель литературы: Основной темой, к которой обращался истинно самобытный русский художник – это величие и красота, воспевание крестьянского труда. Посчитайте, сколько лет картине. Верно, 127 лет нас восхищает она своим величием и красотой. Посмотрите на картину. Что вы видите?
Дети: Мы видим золотое поле ржи, высокое голубое небо с белыми взмахами облаков. В поле косят рожь крестьяне, убирать урожай вышли все от мала до велика. Звонкий летний день насыщен яркими красками. Крестьяне сосредоточены на работе, ничто не отвлекает их внимания.
Учитель литературы: Описывая картину, вы, ребята, использовали какое изобразительно-выразительное средство?
Дети: Эпитет.
Учитель литературы: Назовите их.
Дети: Золотое поле с рожью. Белые взмахи облаков. Звонкий летний полдень.
Учитель литературы: Благодаря эпитетам красота природы невольно сливается с красотой крестьянского труда на земле. Обратите внимание, ребята, на необычные слова в названии самой картины: Страда, Косцы.
СЛАЙД №8 – Новые понятия: страда, косцы.
Учитель литературы: Что эти слова обозначают?
Дети: Страда - напряженная летняя работа в период косьбы, уборки урожая. Косцы – те, кто косят злаки, траву.
Учитель литературы: В народе, ребята, время уборки урожая, посева не случайно называли страдой. Послушайте.
Слушаем сообщение учащегося
Учащийся: В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля говорится, что: Страда – время уборки урожая. Не случайно употребляется это слово. Крестьянин, отдающий все силы земле, страдает, страдает и сама земля-кормилица, у которой просили прощения за причиненную ей боль работающие на ней, обращаясь к Матери-земле с такими словами:
Ты прости меня, земля-матушка, что рвала я твою грудушку
Сохой острою, разрывчатой…Не урядливым гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронушкой, со железными зубьями ржавыми.
ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ:
Учитель литературы: Жизнь и судьбу русского косаря сумел показать в своем творчестве известный русский поэт из народа Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842) в стихотворении «Косарь».
СЛАЙД №9 – Появляется Портрет поэта А.В.Кольцова.
Учитель литературы: Ребята, как вы думаете, почему он выбирает тему тяжелого крестьянского труда, тему степи, покоса?
Дети: Жизнь самого поэта неразрывно связана с судьбой простого русского народа, с физическим трудом мужика-работяги.
Учитель литературы: Обратимся кратко к биографии поэта.
Выходят две ученицы с презентацией.
Учащийся 1: А.В. Кольцов родился 15октября 1809 года в Воронеже.
СЛАЙД №10 – Дом Кольцовых.
СЛАЙД №11 – Портрет отца поэта.
Учащийся 2: Отец, Василий Петрович, был скупщиком и торговцем скота, человеком крутого нрава.
СЛАЙД №11 – Портрет матери поэта.
Учащийся 2: Мать, Прасковья Ивановна, была неграмотной женщиной.
Учащийся 1: Будущий поэт с раннего детства помогал отцу: верхом на лошади перегонял скот в степи, ездил по деревенским базарам, продавал и покупал скот. Труд являлся основой жизни Кольцова. Отец считал, что для ведения торговых дел достаточно знать только грамоту, поэтому запрещал сыну учиться и забрал его из Воронежского уездного училища, не дав ему получить образование.
Учащийся 2: Сын вынужден был читать украдкой, а в 16 лет тайно начал писать стихотворения.
СЛАЙД №12 – стихи о юности «Скучно и не радостно…»
Учащийся 1: В 17 лет Алексей влюбляется в молодую, но бедную служанку Дуняшу, от природы щедро одаренную красотой, умом, добрым сердцем. Вскоре её продают донскому помещику и от жестокого обращения с ней девушка умирает.
СЛАЙД №13 – Портрет Дуняши.
Учащийся 2: Это несчастье сильно потрясло Алексея, но память о ней навсегда осталась в его стихотворениях таких как:
СЛАЙД №14 - «Песня» (1827 г.), «Ты не пой, соловей» (1832), «Разлука» (1840г.), «Не шуми ты, рожь» (1831г.)
СЛАЙД №15: - Стих «Без ума, без разума….»
Зачитывается стихотворение со слайда.
СЛАЙД №16 – Круг друзей
Учащийся 1: Талант поэта-самоучки поддержали в течение всей его жизни известные поэты и критики, такие как В.Г.Белинский, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Н.В. Станкевич, П.А. Вяземский.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ:
Учитель литературы: Тема радости, труда и общения человека с природой звучит в стихах: «Не шуми ты, рожь» (1831), «Песня пахаря» (1831), «Урожай» (1835), «Горькая доля» (1837)
В них прослеживается степь, которая была для него родным домом, а гимном степи явилось стихотворение «Косарь», написанное в 1836 году.
Чтение учащимся наизусть стихотворения «Косарь».
Учитель литературы: Не только современники А.Кольцова, но и сам поэт считал это стихотворение необычным. Но почему?
СЛАЙД №17 – «Стихотворение Косарь - ?
Учитель литературы: Ребята, на доске вы видите сноп ржи. Но ленточка развязалась и сноп рассыпался. Представьте, что колосок - это средство художественной выразительности. Каждой группе я даю два колоска с надписью этого изобразительно-выразительного средства. Ваша задача: из текста выписать в каждое зернышко примеры. И готовый колосок поставить в сноп. (Работа в группах).
Первая группа – находит устаревшие слова из текста (сорочка, косарь, молодец, свыкнуться, кручинусь, бесталанный, староста); слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Грунюшка, матушка, слободушка).
Вторя группа – эпитеты (заря красная, добрый молодец, степь привольная); повторяющиеся словосочетания или предложения.
«Не возьму я в толк, не придумаю»; «Ох, в несчастный день в бесталанный час, без сорочки я родился на свет»
Третья группа – слова с необычной постановкой ударения (по набережью, вдоль и поперек, село родное); сравнение (коса как пчелиный рой, молоньёй).
Дети выполняют задания и прикрепляют полученные колосья к снопу.
Учитель литературы: Не всё мы собрали в сноп. Вы работали группами, а теперь вместе продолжим работу. (Коллективная работа).
Учитель литературы: Часто в литературе явление природы, предметы очеловечиваются, например, в обращениях. Такое средство выразительности называется олицетворением. Это новое для нас. Посмотрите на отрывок из стихотворения и найдите пример.
СЛАЙД №18 – стих «Раззудись плечо…»
Дети приводят примеры: Зажужжи, коса. Поклонись, цветы, головой земле.
Дети с учителем выполняют задание и прикрепляют колосок к снопу на доску с надписью – «олицетворение».
Учитель литературы: Читать стихотворение Кольцова «Косарь» непросто. Своеобразен стиль, построение, звучание. Написано стихотворение хореем. Ребята, размер стихотворения мы не умеем еще определять. Но Никита выяснил значение этого слова. Послушаем его.
Ученик: В переводе с греческого языка, Хорей означает - «пляска», хор, хоровод. Информацию эту я нашел в интернете через Википедию.
СЛАЙД №19 – определение слова ХОРЕЙ.
Дети выполняют задания с учителем и прикрепляют колосок к снопу на доску с надписью – «хорей».
Учитель литературы: Посмотрите, какой пышный, богатый изобразительно-выразительными средствами получился у нас сноп. Замечательно! Завяжем его крепко.
Учитель завязывает сноп яркой лентой.
Учитель музыки: Ребята, при чтении стихотворения вы каждое слово проговаривали нараспев, словно пропевали их. И Никита рассказал нам, что хорей – это хор, хоровод. С каким же жанром народного творчества это можно связать?
Дети: С песней.
Учитель музыки: Совершенно верно! Можем ли мы смело назвать стихотворение «Косарь» - это песня?
Дети: Да.
СЛАЙД №20 – Стихотворение «Косарь» - это ПЕСНЯ
Учитель музыки: Предлагаю всем размяться.
Проводится ФИЗМИНУТКА:
Учитель музыки: А песня Кольцова «Косарь» - народная. В таких песнях народ-труженик выражает свои мысли и чувства. В литературе впервые героем произведения стал простой мужик, который занимался физическим трудом, выращивал хлеб, косил, сеял, жал. Это мы увидели и на картине Г.Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы» и в стихотворении «Косарь». Во время работы на поле взмах рук косарей должен быть синхронным и ровным, такой ритм работы совпадал с ритмом трудовых песен. Ведь пели их не только для поднятия духа, но и для слаженности работы.
Учитель музыки: Давайте еще раз обратимся к строкам стихотворения «Косарь» и послушаем, как они звучат в песне, музыку к которой написала композитор Анжелика Габибова.
СЛАЙД №21 - стих «Раззудись плечо…»
Во время слайда № звучит песня «Косарь» сл. А.В. Кольцова, муз. А. Габибова.
Учитель музыки: К поэзии Алексея Кольцова обращались почти триста композиторов, на его слова было написано более семисот песен, романсов и баллад. А также ими создавались оперы, кантаты, сюиты, посвященные его жизни и творчеству. Уместно вспомнить такие имена композиторов, как А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов, М.И. Глинка.
СЛАЙД №22 – Портреты с именами композиторов.
Учитель музыки: Песни, романсы и баллады на стихи Кольцова известны не только в России, но и за рубежом.
СЛАЙД №23 – Название песен и романсов на стихи Кольцова
Учитель музыки: Все перечисленные названия песен на слайде являются авторскими, то есть написанные композиторами. Но есть и народные. Одну из них мы уже с вами знаем. Эта баллада «Хуторок». Предлагаю встать и исполнить ее.
Звучит отрывок из баллады «Хуторок» муз. Леонида Харитонова.
Исполнение баллады всем классом.
СЛАЙД №24-29 - текс песни «Хуторок»
Учитель литературы: Имя Алексея Кольцова – знаковое для Воронежа. Воронежцы свято хранят память о поэте-земляке, воспевшем любовь к земле родного края. Предлагаем совершить обзорную экскурсию по «Кольцовским местам».
Выходят два ученика-экскурсовода, комментируя слайды.
СЛАЙД №30-39 – Обзорная экскурсия.
СЛАЙД №40 - Воронежская кондитерская фабрика.
Под русскую народную песню «Коробейники», входит ряженый учащийся-коробейник с лотком сладостей.
Учащийся-коробейник:
Собирайся народ, угощенье идет,
Конфетки да печенья. Всем собравшимся на удивленье!
Угощайтесь, люди добрые, сладостями, фабричными, воронежскими!
СЛАЙД №41-44 – Изображение кондитерских изделий воронежской фабрики и конфеты «Песни Кольцова».
Учащийся-коробейник: Кондитерская фабрика имени А.В. Кольцова выпускает фирменные сладкие изделия: вафли, карамель, зефир, печенье, конфеты. Эти изделия известны не только в России, но и в других странах мира. (Раздача сладостей гостям и учащимся. Присаживается рядом).
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Учитель литературы: На этом наша экскурсия по Воронежу заканчивается.
Вспомните, какое задание у вас было в самом начале урока.
СЛАЙД №45 - «Тема урока:…………..»
Учитель литературы: За время путешествия, кого мы с вами вспомнили?
Дети: Г.Г. Мясоедова, его юбилейную дату, вспомнили композиторов и поэтов, в частности А.В.Кольцова. Говорили о его жизни, стихах, ставшими песнями и романсами.
Учитель литературы: Поэта уже нет, прожил он немного - 33 года.
Творчество его до сих пор остается на устах и в памяти народной.
СЛАЙД №46 – слова Кольцова:
Пишу не для минутной славы:
Для развлеченья, для забавы,
Для милых, преданных друзей,
Для памяти минувших дней.
Учитель литературы: Так как же мы с вами сформулируем тему нашего урока? (Дети предлагают свои варианты).
Учитель литературы: Ваши варианты, несомненно, интересны. Подытожив ваши предложения, названием урока будут следующие строки:
«Жизнь Алексея Васильевича Кольцова в стихах, песнях и памяти народной».
СЛАЙД №47 – Тема урока: «Жизнь Алексея Васильевича Кольцова в стихах, песнях и памяти народной».
Учитель литературы: А чтобы память о Кольцове жила и передавалась из поколения в поколение, издано много книг о жизни и творчестве поэта, книг-сборников его стихотворений. (Выставка книг о Кольцове в классе).
ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ:
Учитель литературы: Дома, ребята, повторите термины, которые мы употребили сегодня на уроке.
РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель музыки: Ребята, завершилась наша работа. Поделитесь своими впечатлениями. Я сейчас раздам нотки. Цвет, который вы выберите, поможет определить ваше эмоциональное состояние на конец урока.
Оранжевый – на подъеме сил; Синий – усталость; Зеленый – позитив.
Дети определяются с цветом нотки.
Учитель музыки: Ребята, дайте оценку своей деятельности на уроке. На доске нотный стан. Каждая ступень его обозначает разный уровень вашей работы сегодня.
СЛАЙД №48 – Нотный стан с описанием уровней работы на уроке.
Учитель музыки: Прикрепите выбранную нотку на соответствующую ступень.
СЛАЙД №49 - Конец урока.