Урок литературного чтения Тема:Русские народные песни
ФИО автора Куликова Татьяна Алексеевна
название образовательной организации МАОУ Замковская СОШ
год и место создания работы 2016-2017 учебный год, п. Ясная Поляна
урок 2 по «Литературному Чтению» 3 б класс (УМК «Школа России»)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Тема:Русские народные песни
Цели урока: ознакомить учащихся с русскими народными песнями.
Планируемый результат:
Ученики познакомятся с разнообразными народными песнями
Сценарий урока:
1. Организация начала урока
2. Речевая разминка.
(На партах : текст коляды.)
Сообщение учителя или подготовленного ученика:
Колядка, или колядная песня, - это новогодняя торжественная песня - величание в честь хозяев дома. Колядовщики - певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок,
Или вилы в бок.
Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением. А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
Прочитаем с ускорением. Начнем медленно, затем, с каждой строчкой, будем увеличивать скорость.
3. Постановка цели. Актуализация знаний.
Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? Это колядка. А что означает это слово?
Как вы понимаете название «Устное народное творчество»? (Раньше вся информация передавалась из уст в уста, не записывалась. Поэтому называется устное. Сочинял все - народ, автора установить нельзя. Отсюда - народное. А творчество - от слова «творить».) Что мы относим к устному народному творчеству? (Загадки, поговорки, пословицы, песни, сказки.) .
Наш урок мы посвящаем русским народным песням.
4. Изучение нового материала.
1. Чтение материала учебника и беседа.
С чтения какой песни мы начали урок? (С колядки.)
-Сейчас узнаем о других песенках. Откройте страницу 14. Прочитайте текст о русских народных песнях.
-Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? (Есть колыбельные песни, песенки- потешки, заклички, шуточные и плясовые.)
Как понимаете значение слова «заклички»? (От слова «кликать», значит, звать.)
Прочитайте заклички в учебнике на страницах 14-15. В какое время года пелась каждая из песенок?
К кому обращаются дети в этих песенках?
2. Словарная работа:
ЛУКОШКО - небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробок.
5. Физкультминутка
6. Продолжение изучения новой темы.
1. Чтение и обсуждение колядок.
Весной, играя во дворе, на улице, дети приветствовали радостно своими песенками первый дождь, теплое солнышко, первую радугу. (Заранее подготовленные ученики читают наизусть: Уж дождь - дождем,
Поливай ковшом!
Ситом, решетом,
Целым ушатом!
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь,
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.) Ребята, а может быть, и вы знаете какие-то песенки?
(Радуга-дуга, Не давай дождя,
Давай солнышко,
Колоколнышко!
Дождик, дождик, пуще
Дай хлеба гуще!
Хлеба - каравай, .
Весь день поливай!) Самостоятельное чтение учащихся (с. 15-16).
7. Итог урока. - О каких песнях вы узнали на уроке? - Какие из них вам больше всего понравились?
8. Домашнее задание. Ознакомиться с новой песенкой про Ваню на стр. 17. Приготовить выразительное
чтение
ФИО автора Куликова Татьяна Алексеевна
название образовательной организации МАОУ Замковская СОШ
год и место создания работы 2016-2017 учебный год, п. Ясная Поляна
урок 2 по «Литературному Чтению» 3 б класс (УМК «Школа России»)
Тема:Докучные сказки
Цели урока: познакомить учащихся с докучными сказками
Планируемые результаты: научатся различать жанры народного творчества, уметь отличать докучные сказки от других видов сказок
Оборудование урока: выставка книг по теме урока, учебник, рабочая тетрадь, тексты и задания на карточках
Сценарий урока:
1. Организация начала урока
2. Речевая разминка
1. Чтение текста жужжащим чтением.
Мотылек-вителек,
Принеси нам ветерок;
от ворот вповорот
Гнать кораблик в ручеек.
Мелки ручейки,
Несите стружки,
С тихой воды
До великой реки.
2. Словарная работа.
Стружок (струг) - речное судно.
3. Беседа.
Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества - приговорка.)
Когда и кто мог ее говорить? (У ручейка может бегать мальчик, или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова.)
4. Медленное чтение, затем чтение с ускорением.
5. Выразительное чтение.
3. Актуализация знаний
Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? Прочитайте песню на странице 17. Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песенки - потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.) 4. Физкультминутка. (СанПин №4)
5. Новая тема. Докучные сказки
1. Введение в тему.
- Сегодня мы ознакомимся с еще одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто-то из вас знает, что это за жанр. Как вы понимаете значение слова «докучные»? Предположения учеников.
Проверим ваши предположения. В словаре русского языка С.И. Ожегова сказано:
ДОКУЧНЫЙ - наводящий скуку, докучливый; докучать (устар.) - надоедать, наводить скуку.
Чтение сказки учителем
Или хорошо читающим учеником(диалог: учитель первую строку читает , ребята отвечают)
- Рассказать ли вам докучную сказочку?
- Рассказать.
- Ты говоришь: «расскажи», я говорю: «расскажи», рассказать ли
вам докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: «не надо», я говорю: «не надо», рассказать ли вам
докучную сказочку?
Чтение докучных сказок в учебнике.
7. Рефлексия
- Какие бывают сказки?
За что бы вы себя похвалили сегодня?
для оценивания используем «светофор»:
зелёный цвет- мне всё удалосьжёлтый- я допускаю ошибки
красный-мне нужна помощь!
8. Домашнее задание.
Попробуйте сочинить свою докучную сказку.
Что нужно помнить?, (что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка).