Разработка урока: «Пейзажная лирика в музыке, поэзии и живописи» интегрированный урок в 7«б» классе
«JазаK aлттыK ™нер университеті» РММ
РГУ «Казахский национальный университет искусств»
€Б отырысында Kаралды «Келісілген» «Бекітемін»
Расмотрено на заседании МО «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № _____ €діскер Заведующий учебной части
Хаттама № ____ B. Ш. €лбекова специализированной школы
«____» _______ 2015 ж. «____» ____2015 ж. -интернат для одаренных детей
С. Б. Ибраев___________
«____» _______ 2015 ж.
Разработка урока:
«Пейзажная лирика в музыке, поэзии и живописи»
интегрированный урок в 7«б» классе
Выполнили:
Учитель русского языка и литературы: Куниязова К.К.
Учитель русской музыкальной литературы: Романова Р.Ю.
г. Астана 2015г.
Тема: Пейзажная лирика в музыке, поэзии и живописи.
Цели:
1.Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
2.Развивать умение соотносить содержание поэтического произведения, изобразительного искусства и музыкального произведения.
3.Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, эстетический вкус, уважительное отношение к поэзии, великой музыке, живописи.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, цитаты,
ТСО: 1) компьютер; 2) мультимедиапроектор.
Ход.
Звучит музыка(запись). П.И.Чайковский «Ноябрь. На тройке.».
Учит. слов. - Добрый день уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! В школе мы изучаем русскую словесность и музыкальную литературу как отдельные дисциплины, а ведь эти предметы очень близки и часто пересекаются. И мы с Риммой Юрьевной решили объединить эти науки и у нас сегодня - интегрированный урок. Интеграция – это объединение частей в целое.
Слайд 1.
Тема: Пейзажная лирика в музыке, поэзии и живописи.
Цель: повторить, обобщить полученные ранее знания;
на уроке мы будем говорить о взаимодействии музыки, поэзии и живописи.
Учит. музыки - Сегодня на уроке мы поговорим о том, как писатели, художники и музыканты воспевали в своих произведениях природу. Мы будем слушать музыку, прекрасные строки стихотворений, посмотрим на картины, которыми восхищается не одно столетие весь мир! Все, о чем мы будем говорить на уроке, объединено одной темой – «Пейзажная лирика в музыке, поэзии и живописи».. Итак, отправляемся на встречу с прекрасным.
Учит. слов. - Слайд 2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (на экране):
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык
Ф.И.Тютчев
– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)
Учит. слов. - Посмотрите на слайд, что вы видите? Какое название вы бы ей дали? ( Картины природы, пейзажи)
- Что такое пейзаж? (от фр. местность; картина природы в худ. произведении.
- Какие виды пейзажей вы знаете?
Виды пейзажей – это характерные картины жизни природы. Выделяют пейзажи весенние, летние, осенние, зимние. Пейзажные картины утра, дня, вечера, ночи; и мн.др. пейзажи.
- И сегодня класс разделился на 4 творческие группы: по циклам года.
Это группа «Очей очарованье»; группа «Волшебница зима!»; группа «Весна! Весна!»
группа «Ах, лето красное!»
- Есть время года, которое привлекает почти всех своей таинственностью, непохожестью. Это осень. О ней слагают песни, о ней пишут стихи и музыку, создают великолепные картины.
Осенний пейзаж
Учит.муз.- . У художника – краски, у поэта слова. У композитора только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу.
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые, по ветру летят
Это строки А. Толстого, эпиграф к одной из пьес Чайковского из цикла «Времена года». Она называется «Осенняя песнь». Октябрь.
- Ребята! Вспомните альбом «Времена года».
Учен.- В 1875 году А.Бернард, издатель ежемесячного музыкального журнала «Нувелист», желая обеспечить своему журналу популярность, решил давать в каждом номере бесплатное приложение – ноты фортепьянной пьесы, содержание которой должно было отражать определенный месяц года. С этим предложением он обратился к Чайковскому, который принял заказ. Так родилась музыка, ставшая энциклопедией русской природы.
Слайд 3-1 П.Чайковский. Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь». испол. на скрипке и на ф-но уч-ся.
Учит. муз.- Ребята, расскажите о характере произведения, выразительных средствах музыки.
- Задумчивая, проникнутая грустью музыка льется плавно и неторопливо. Мелодия плавная
и задумчивая, ниспадающие фразы звучат как вздохи. Кажется, что композитор изобразил
ветер и летящие желтые листья.
Учит. слов.- Прекрасно сказал о ней поэт.., ни разу не произнеся при этом слова – осень!
Слайд 3-2 Учен. - стих. «Унылая пора»
Это А. С. Пушкин. Он очень любил осень и посвятил ей много прекрасных стихов.
Учен. - Жанр – лирическое стихотворение, в нем душевные переживания автора.
Главную роль в описании осени играют эпитеты: свежее дыхание, прощальная краса, автор,
словно кистью рисует картину последнего вздоха природы. Метафора «в багрец и золото
одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства.
Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной.
Учит. слов. – А как художник Левитан изобразил это время года?
Слайд 3-3 Учен. - Художник И.Левитан особенно любил рисовать осенние пейзажи у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой.
Учит. слов. - Давайте проверим д.зад. Синквейны («Осенняя песнь» П.Чайковский,
«Золотая осень» И.Левитан, «Очей очарованье!» А.С.Пушкин).
Вывод: -Созвучны ли эти произведения искусства?
- Да. Они все прекрасны.
ОСЕНЬ - У П.И.Чайковского - Песенная, мелодичная и необычайного благородства.
У А.С.Пушкина – «В багрец и золото одетые леса».
У И. Левитана - «Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию»
Слайд 3-4 Учит. муз. - Ребята, вспомните, какая музыка звучала в начале урока. Да, это была пьеса Чайковского «На тройке» - ноябрь месяц. Хотя ноябрь и считают последним месяцем в средней полосе России, да и у нас в Северном Казахстане, это уже зима, когда выпадает снег, замерзают реки и можно покататься на санках, в которые впряжены три лошади. Что можно представить?
-Лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, белые просторы, и звенят под дугами колокольчики. (автор в стих. показывает женщину, которая провожает взглядом тройку.)
Это стихотворение стало одним из любимых произведений народа.
Стихотворение А.Некрасова «Что ты жадно глядишь на дорогу»
Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!
Зимний пейзаж
Учит. слов. - Вслед за неповторимой русской осенью наступает непредсказуемая вьюжная зима, которую представил в музыкальной пьесе «Зимнее утро» П.И. Чайковский.
Слайд 4-1 П.Чайковский. Пьеса «Зимнее утро». Исполняет на ф-но учен.
Учит. муз. – Музыка помогает представить ощущения человека?
-Да. В пьесе П.И.Чайковского музыка тревожная, возникает картина зимнего, ненастного утра – темного, холодного. Музыка звучит, то тревожно, то жалобно.
Уч. слов. - Удивительно перекликаются интонации музыкальной пьесы и картины Левитана «Зимой в лесу. Волк».Слайд 4-2 учен. – Картина И.Левитана «Зимой в лесу. Волк».
- На картине мы видим зимний лес, черный, прозрачный, холодный. От пейзажа веет одиночеством, грустью, тоской. Картина Левитана «Зимой в лесу» - это живой символ голодной и холодной зимы, а также символ одиночества. И при одном взгляде на эту картину возникает острое чувство жалости к волку. И в какой-то момент даже забываешь, что на картине изображен хищник.
Слайд 4-3 Учит. слов.- А вот стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой зарисовку зимнего утра в деревне, совершенно не перекликается с музыкальным произведением и картиной художника.
ученик (выразит. чтение) А.С.Пушкин «Зимнее утро»:
Учит. слов.- А какое настроение у поэта?
Учен. - Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зимним снегам. Учит. лит. – Давайте сделаем вывод. - Что вы можете сказать о данных произвед-ях?
Уч-ся: - У А.Пушкина – начинается стих-е с восклицательного знака, он восхищен красотой зимы, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день.
- у композитора – музыка тревожная, возникает картина ненастного зимнего утра.
- у художника И.Левитана - Всю серость и тяжесть ненастного зимнего дня Левитан передает с помощью обилия серого цвета.
Вывод: Таким образом, авторы этих произведений изображают природу не со стороны, не как наблюдатели и фотографы, а пытаются понять душу природы, услышать её голос. Хочется еще раз обратить внимание к эпиграфу урока. «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик –»
Домашнее задание . Эссе «Зима-любимое время года»
А вот что для нас зима? – Это каникулы, это катание на коньках, это красивые деревья, словно одетые в белые шубы, и мн. др. Чтение эссе.
1.
2.
Уч. муз. – Ребята, вы знаете, что П.И.Чайковский писал музыку в разных жанрах – опера, симфонии, балеты, концерты. В каком симфоническом произведении композитор воплотил картины природы, размышления, мечты, сцены народной жизни?
Слайд 4-4 -Это симфония «Зимние грезы»:1 часть наз. «Грезы зимнею дорогой»
2 часть - «Угрюмый край, туманный край»
- А что такое грезы? Грёзы - 1. Что-либо [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] создаваемое воображением, возникающее в воображении; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дети играют короткие произведения-темки.
1. «Над полями, да над чистыми»
2.
Весенний пейзаж
Уч. слов.- Скажите, пожалуйста, кто из русских поэтов назвал весну “утром года”, и почему?
- Правильно, А.С. Пушкин. Да, потому что весной просыпается природа, начинается бурное ее цветение. И нет такого человека, который не ощущал бы прихода весны. В настоящее время и мы чувствуем ее дыхание.
Учен. - Весна – удивительное время года, когда всё в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. Небо синее необыкновенно, и свежесть в воздухе необычная.
Учит.слов. - Какая весна на картине И.Левитана? Как художнику удаётся передать весеннее настроение?
Слайд 5-1 Ученик.- К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина И. Левитана "Весна. Большая вода". На картине изображен момент половодья, когда "большая вода" покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Эта картина посвящена весеннему пробуждению природы. Картина наполнена светом, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.
Учен- Весна –время пробуждения природы, время пробуждения чувства. Слайд 5-2 1 ученик: А.А. Фет
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
- Чему радуется в стих-ии поэт?
2 ученик - В стихотворении А.Фет радуется приходу весны, выражает охвативший его восторг от красоты, которую дарит нам весна.
Слайд 5-3 Учит. муз. – У И.И.Глинки есть очень простая и бесхитростная песня народного характера, которая стала воплощением образа любимой русской природы. Это романс «Жаворонок» на стихи Кукольника.
И. Глинка «Жаворонок» Хор.
_- Эссе – ( Д.Зад. о песне, читает учен.)
Ученик - Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть. С этим март справляется. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – это дело апреля. Третий долг – тёплую землю всю в зелень убрать - достаётся маю. Дни становятся совсем тёплые. В мае на севере России в это время наступают - Белые ночи. Образ белых ночей запечатлен в полотнах художников и поэтов, и в пьесе П.Чайковского «Белые ночи».
Слайд 5-4 П.И.Чайковский «Белые ночи» исполн. учен. на ф-но
Учит. музыки: - Эпиграфом к этой пьесе является первая строфа стихотворения Афанасия Фета «Еще майская ночь». Вот остальные его строфы:
Ученица :
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Давайте сделаем вывод:- Как изображен пейзаж в произведениях данных авторов?
-Картина наполнена светом, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.
-Поэт (А.Фет) радуется приходу весны, выражает охвативший его восторг от красоты, которую дарит нам весна.
У композитора - С исключительной выразительностью Чайковский воплотил поэзию русских белых ночей. Его музыка вызывает образы тишины, засыпающей природы, бледного, чуть подернутого отсветом угасающей зари неба. Это не только пейзажная зарисовка, но прежде всего чувства человека, навеянные картинами природы.Летний пейзаж
Учитель слов.: Ох, лето красное! Любил бы я тебя
Прошу продолжить дальше (учащиеся продолжают чтение стихотворения)
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. -Кому принадлежат эти строки?
Ученики: - А.С. Пушкину.
Учит. слов. - Да, пушкинская шутливая характеристика лета, наверное, не совпадает с вашим представлением об этом времени года. Это самая прекрасная пора.
-Что происходит с нашими чувствами, когда мы видим пейзаж?
Учен- -Пейзаж вызывает радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успокаивает и даже лечит, на душе становится спокойно, умиротворенно. У современных поэтов есть прекрасные стихи, они созвучны нашему настроению, давайте послушаем:
Стих-е: Мне утром солнце улыбнулось...
Мне утром солнце улыбнулось,и синевой блеснули небеса.И музыка, что звон хрустальный,лилась, даря мне чудеса.Роса, что цвета изумруда,на листьях огоньком горит.Мой мир, лучами солнца освещенный,со мною ранним утром говорит.
- Стихи о лете в творчестве русских поэтов передают красоту русской природы, шум леса, пение птиц и благодать погожего летнего дня. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе.
Стих-е: Как долго я лето ждала
Как долго я лето ждала!
Оно, я смотрю, не спешило, К нам в гости вальяжно идя,
цветами тропинки стелило.На эту полянку жарки,
а та в незабудковой власти, А лютиков жёлтый ковёр
подарок июня на счастье! Сверкает улыбкой река,
Учит. лит. – Как вам эти стихи? Понравились?
- Да. Хочется быстрей тепла, лета. А стихотворения полны восторга, радости, в них очень много музыки, радостных, ярких картин.
Слайд 6-1 Учен. - И.Левитан постарался на полотне передать радость ликующей природы лета. Природа живет, торопится жить – летняя пора скоротечна. Кто бы не хотел оказаться в таком лесу! От картины веет ароматом этого луга: яркие васильки, колокольчики, ромашки море цветов: кажется, руку протяни и соберешь букет, прямо как в детстве, или свяжешь венок на голову из полевых цветов.
Слайд 6-2 4 учен.- Ноктюрн – в переводе означает ночная песня или ночная музыка. Было время, когда Музыка, предназначалась для исполнений ночью. Облик ноктюрна изменился и он превратился в одночастную пьесу, чаще грустного характера, когда настроение человека сливается с грустным ночным пейзажем.
Стихотворение М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (читает учен.)
М.И.Глинка. Ноктюрн «Разлука» исполн. учен.
Вывод: Созвучны ли эти произведения?
Учен. - Да. Лето это радость, это тепло, много солнца, это вода, это отдых. Но вместе с тем она скоротечна, на смену ей придет опять «грустная пора». Грустно как в ноктюрне М.И.Глинки «Разлука».
Слайд 4. ВЫВОД :
Людей искусства отличает умение увидеть в обыденном новое и необычное. Очень хорошо сказал об этом Альберт Эйнштейн «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»
Вспомним стихи А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, знаменитые «Времена года» П.И.Чайковского, в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день. А картины художников, которые открывают нам удивительный мир природы!
Мы надеемся, что картины, и прозвучавшие стихи, и музыка подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять родную природу.
Учителя: слов. и муз.: - Подведем итоги сегодняшнего урока.
Во-первых, мне хочется поблагодарить всех учеников, которые так интересно рассказывали о картинах художников, читали стихи, играли музыкальные произведения.
Учитель: . Поэтому за урок все, кто работал получают “отлично”.
Оценки за урок
VII. Домашнее задание: написать эссе о проведенном уроке.
-